Что такое любовь? Почему человекоугодие – угождать человеку, потакать и во всем с ним соглашаться – грех? Как научиться любить? Об этом, многом другом, а главное – о любви – в нашем сегодняшнем тексте-размышлении.
Первая из заповедей
Первая заповедь есть любовь к Богу, а вторая – к ближнему, которого нужно возлюбить как самого себя. В наставлении Господа о любви, как совершенном состоянии человека, содержатся и 10 синайских заповедей, и заповеди блаженства. Апостол Павел посвятил любви целый гимн, ставший ее известнейшим определением:
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится»
(1 Кор. 13: 4–8)
Мы можем увидеть, что определение любви у апостола в разных выражениях противопоставляется греху, является обратным его проявлением, отказом действий низменной природы человека. Любовь есть способность видеть в каждом человеке образ Божий, принимать его таким, каков он есть, со всеми его слабостями и несовершенствами. Пожалуй, именно в таком отношении и раскрывается внутри человека Божий дар.
Из библейской истории мы помним события земной жизни Христа, показавшего, что же такое любовь. Бог, будучи полнотой всего, спустился с небес и стал таким же как мы, человеком. Иисус Христос «на пальцах» из раза в раз спокойно объяснял людям, что нужно сделать, чтобы достичь Небесного Царства. Господь творил чудеса, противоречащие законам человеческой логики, воскрешал мертвых, исцелял больных и бесноватых. Наконец, Христос принял крестную смерть, будучи побиваем и унижаем потерявшими рассудок людьми. Бог показал человечеству инструменты, которые могут показаться обывателю абсурдными, но на деле через внешнее для мира «безумие» позволяют достигать внутреннего совершенства.
Способность переступить через амбиции и самолюбие, пожертвовать временем, средствами или жизнью ради ближнего, открывает душе двери к неиссякаемому источнику любви, который и есть счастье.
Многогранная любовь
Вместе с тем в Евангелии, которое христиане признают инструкцией жизни, можно видеть и другие стороны любви.
- Во-первых, любовь имеет такое свойство как твердость. Не нервно сжавшуюся внутри пружину, а спокойную убежденность идти в своей любви до конца, что и показывает Христос, терпеливо ведя проповедь спасения.
- Во-вторых, любовь невозможна без молитвы и покаяния. Первое дело веры – молитва – это разговор с Богом, к которому человек призван «непрестанно», а покаяние есть необходимое условие очищения души. Под налетом грехов душа слепа, ее «легкие» забиты, она не может увидеть и почувствовать любви. А молитва – это усилие и труд, покаяние к тому же – еще и переворачивающее сознание действие.
Всякий ли человек способен посмотреть в себя, ужаснуться неправильной жизни и попытаться измениться? При этом понимание «духовной нищеты», то есть несовершенства, заставляет по-новому смотреть и на людей вокруг, лучше и глубже понимать их поступки, снисходительнее относиться к их действиям.
Но любовь обличает грех. Однако это обличение не есть взобравшийся посреди шумной улицы на трибуну свирепый глашатай.
Священное Писание призывает обличить брата своего наедине и, опять же, в духе любви. Ничего не навязывая и не требуя, попытаться сказать, что он не прав. В этом действии не стоит искать торжества собственного превосходства, наоборот, обличение имеет смысл тогда, когда грех другого человека вызывает искреннее сочувствие, а не горделивое презрение. Ненавидеть нужно грех, но ни в коем случае не человека, инфицированного носителя.
Если близкий заболевает гриппом, нам ведь его жаль? Сердце обливается кровью, мы срочно вызываем врача, со всех ног бежим в больницу, сидим у постели, а если не можем, позваниваем несколько раз в день. Если к греху человека относиться вот так, пожалуй, это и есть любовь.
Потакание – угождать греху
Человекоугодием можно назвать разные степени попыток угодить человеческим страстям и слабостям, тем самым лишь подогревая в них греховное начало, давая повод утвердиться в грехе.
«Если бы я хотел нравиться людям, – говорил апостол Павел, – то не был бы рабом Христовым
(Гал. 1:10)
В первую очередь под человекоугодием скрывается желание самого человека быть приятным для других людей, соглашаться с их позицией по всем вопросам, молча кивать головой, поддерживать любые их действия, будь они даже беззаконными с точки зрения Бога.
Бывает, что люди требуют к себе особого отношения, излишнего внимания, восхваления, злятся и даже провоцируют конфликты, если не получают желаемого, в том числе и в бытовых мелочах и обычном общении. Но идти у них на поводу – значит, поддерживать грех, возделывать в душе ближнего сорняк, а не плодоносное растение. Да и самому себе вредить, ведь соучастие в грехе – преступление. Культивация греха в ближнем похожа на балование младенца, которого отсутствие разумного ограничения со стороны взрослых просто развратит в будущем.
Соглашательская позиция лишает внутренней свободы и христианина, и того, кому он потакает, будучи внутренне с ним не согласен. Потеря свободы – это рабство греху, и главное, потеря душевного мира, что отразится на всей жизни текущего периода.
Не стоит угождать человеку в его нездоровых желаниях, гораздо лучше – поговорить, объяснить свою позицию, высказать противоположное мнение, не согласиться. Возможно, именно этот момент станет переломным в жизни ближнего и принесет ему огромную духовную пользу.
Кроме того, человекоугодие, поразив свободу христианина, влечет за собой такое грустное явление, как дифференцированное отношение к людям. Потакая страстям одного, ища доброго расположения, заискивая, неизменно противоположным, излишне суровым, грубым будет отношение к ближнему, мнение и положение в обществе которого для нас не так важно. Господь призывает любить всех, быть готовым принести жертву за каждого человека и каждому оказывать доброе расположение, невзирая на чины, звания и социальный статус.
Бог есть любовь
«Любовь представляет тебе ближнего как тебя самого и научает тебя радоваться его благополучию как твоему собственному и чувствовать его несчастья как твои собственные», –
писал святитель Иоанн Златоуст
В совершенной любви нет места гордыне, тщеславию, зависти и корысти. Есть только желание оказать благорасположение, помочь, не нарушая свободу другого человека, но будучи готовым, если нужно, пострадать за него. Это способность сильных и человекоугодию, культивирующему человеческий грех, и занимающему соглашательскую позицию, в любящем сердце места нет. «Где любовь, тут и Бог. Бог — любовь» – гласит одна забытая, но очень правильная русская поговорка.