Источник: Сайт Оптиной пустыни
23 октября православная Церковь празднует день памяти преподобного Амвросия Оптинского. Преподобный Амвросий не был епископом, архимандритом, не был даже игуменом, он был простым иеромонахом. Будучи смертельно болен он принял схиму, и стал иеросхимонахом. В этом чине он и умер. Преподобный старец оставил после себя множество наставлений. Собранные изречения – это «звуки его речи», дошедшие до нас. Каждый из нас, вслушиваясь в них, непременно найдет что-то важное для себя, полезное на пути спасения. Предлагаем вашему вниманию подборку наставлений преподобного Амвросия Оптинского
Благое говорить – серебро рассыпать, а благоразумное молчание – золото.
Неисполненное обещание все равно, что хорошее дерево без плода.
Где просто, там ангелов со сто; а где мудрено, там ни одного.
Не надо верить приметам, и не будут исполняться.
Кто нас корит, тот нам дарит; а кто хвалит, тот у нас крадет.
Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог.
Грехи как грецкие орехи – скорлупу расколешь, а зерно выковырять трудно.
Страх Божий есть начало очищения совести.
О семейной жизни
Тогда только жизнь будет проходить мирно и благополучно, когда мы не будем забываться и забывать Бога, Создателя нашего и Искупителя и Подателя благ временных и вечных. Не забывать же Его — значит стараться жить по Его Божественным и животворным заповедям….
Семейные тяготы должно переносить, как добровольно избранную нами долю. Задние мысли тут скорее вредны, нежели полезны. Спасительно лишь то, чтобы о себе и о семействе молиться Богу, да сотворит о нас полезное по воле Своей святой.
Советую держаться золотой середины в обращении с младшими и старшими, стараясь не настаивать на своем и делать по своей обязанности то, что будет возможно по соображению, руководствуясь страхом Божиим и своей совестью.
Ежели будешь веровать в Промысл Божий и надеяться на всесильную Божию помощь, то не встретишь никаких неудобств и будешь всегда пользоваться возможным спокойствием душевным. Когда же будешь заботиться о том, чего не может и случиться (потому что предположения по большей части неверны и ошибочны), то напрасно себя будешь только беспокоить.
Мы должны быть рассудительны, то есть должны прежде всего заботиться о получении милости Божией и спасения вечного, а не о том, чтобы возвращать прежнее царство, то есть временные блага.
Довольство и изобилие портит людей. От жиру, по пословице, и животные бесятся.
Развод запрещен Господом не безусловно. Если супруги соблюдают верность друг к другу, то не должно им разводиться; а в противном случае связывать супругов неудобно. Этому правилу следует и святая Церковь…
Муж твой чрезмерно предан винопитию, а ты с ним жестоко обращаешься. <…> Лучше с верой и усердием молись за него святому Иоанну Крестителю Господню и мученику Вонифатию, чтобы Всеблагий Господь, за молитвы Своих угодников, отвратил его от пути погибельного и возвратил на путь трезвой воздержанной жизни.
Молитва за близких должна быть приносима со смирением Всеведущему и Всесильному Богу. Где невозможно помочь делом и советом, заповедь имеем молиться друг за друга, да исцелеем.
Избыток внутреннего чувства незаметно служит поводом к тайному возношению и осуждению других; а недостаток чувства и сухость невольно смиряет человека, когда он станет понимать это.
О воспитании детей
Что благoe посеете в душах своих детей в их юности, то может после прозябнуть в сердцах их, когда они придут в зрелое мужество, после горьких школьных и современных испытаний, которыми нередко обламываются ветви благого домашнего христианского воспитания.
Крестное знамение имеет великую силу на все действия человека во всё продолжение его жизни. Поэтому необходимо позаботиться вкоренить в детях обычай почаще ограждать себя крестным знамением, и особенно пред принятием пищи и пития, ложась спать и вставая, пред выездом, пред выходом и пред входом куда-либо.
Детей вы обязаны учить, а от детей сами должны учиться, по сказанному от Самого Господа: аще… не будете, яко дети, не внидите в Царствие Небесное (Мф. 18: 3). А святой апостол Павел протолковал это так: Не дети бывайте умом, но злобою младенчествуйте; умы же совершении бывайте (1 Кор. 14: 20).
О покаянии
Полезно церковное поминовение и частные молитвы покойникам покаявшимся, но не понесшим или не успевшим понести епитимии. Ежели человек согрешил, то, по правосудию Божию, должен понести мучение или томление: покаявшимся — временное, а непокаявшимся — вечное.
Всячески враг искушает, особенно перед смертью, чтобы нанести какую-либо рану или хоть положить какое-либо пятно, чтобы при исходе души иметь свое знамение к удержанию и препятствию в переходе в будущую блаженную жизнь…
О спасении
Три степени для спасения. Сказано у св. Иоанна Златоуста: а) не грешить, б) согрешивши каяться, в) кто плохо кается, тому терпеть находящие скорби.
Спасение наше должно содеваться между страхом и надеждою. Никому ни в каком случае не должно предаваться отчаянию, но не следует и надеяться чрезмерно.
О лени и унынии
Отчего люди грешат? Или оттого, что не знают, что должно делать и чего избегать; или, если знают, то забывают; если же не забывают, то ленятся, унывают.
Это три исполина – уныние или леность, забвение и неведение – от которых связан весь род человеческий нерушимыми узами. А за тем уже следует нерадение со всем сонмищем злых страстей.
Скука унынию внука, а лени дочь. Чтобы отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись; тогда и скука пройдет и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь.
О понятии “свой крест”
Креста для человека (т.е. очистительных страданий душевных и телесных) Бог не творит. И как ни тяжек бывает у иного человека крест, который несет он в жизни, а все же дерево, из которого он сделан, всегда вырастает на почве его сердца.
Когда человек идет прямым путем, для него и креста нет. Но, когда отступит от него, и начнет бросаться то в ту, то в другую сторону, вот тогда являются разные обстоятельства, которые и толкают его опять на прямой путь. Эти толчки и составляют для человека крест. Они бывают, конечно, разные, кому какие нужны.
О смирении
Смирение состоит в том, чтобы уступать другим и считать себя хуже всех. Это гораздо покойнее будет.
Кто уступает, тот больше приобретает.
Смиряйся, и все дела твои пойдут.
Тщеславие и гордость – одно и тоже. Тщеславие выказывает свои дела, чтобы люди видели, как ходишь, как ловко делаешь. А гордость после этого начинает презирать всех. Как червяк сперва ползает, изгибается, так и тщеславие. А когда вырастут у него крылья, возлетает наверх, так и гордость.