К середине октября неканоническая Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата (УПЦ КП) вместе с другими раскольничьими группами получит «томос» на автокефалию. Такое заявление сделал 23 сентября патриарх Константинопольский Варфоломей. Спустя 1000 лет Христианство вновь стоит на пороге крупнейшего раскола. Автокефалия УПЦ: история повторяется?
Неизвестные стороны политики Фанара
В этом живописном историческом районе современного Стамбула расположилась резиденция Константинопольских патриархов, которые имея скромное количество храмов в самой Турции, имеют приходы во многих уголках мира, также, как и большую часть паствы. Былое величие наследников Византии не дает гордым грекам покоя не первое столетие. Но закат империи Ромеев не был стечением обстоятельств, а имел, как и все в нашем мире, духовные корни.
В 1439 Константинополь, надеясь на поддержку Рима в борьбе с наступавшей Османской империей, заключил с католиками унию на Ферраро-Флорентийском соборе. Спустя почти 10 лет после потрясшего Русь события, в 1448 собором епископов в Москве на первосвятительскую кафедру Русской Церкви был избран митрополит Иона. Византийская империя была еще жива, хотя и дышала на ладан, но Второй Рим пал вместе с унией. Начиналась история нового центра мирового Православия.
В 1453 году Константинополь, несмотря на заключенный с католиками союз, пал под ударами Османской империи. Поступок наследников Константина Великого надолго сформировал среди русских людей позицию по отношению к грекам. Так, католик-иезуит Антонио Поссевино, склонявший Ивана Грозного к объединению Западного и Восточного Христианства по примеру принявших унию греков, получил резкий ответ царя:
«Мы носим веру истинно христианскую, но не греческую. Греки нам не Евангелие. У нас не греческая, а Русская вера».
Только сегодня эксперты и обозреватели громче заговорили о роли греческих патриархов, в то время уже «благополучно» пребывавших под властью Османов, в трагедии Русского раскола XVII века. Надо отметить, что приезжавшие в Москву за милостыней и защитой константинопольцы (кстати, всегда щедро одариваемые русскими царями) признавали статус Третьего Рима у последнего оплота мирового Православия.
Действительно, в то время Русь была единственным независимым православным государством в мире. Коса нашла на камень: амбиции патриарха Никона и царя Алексея Михайловича, желавших заручиться поддержкой восточных патриархов в деле выдвижения России в официальные лидеры мирового Православия, столкнулись с сыгравшими на этом греками. Церковная реформа была проведена по западническим лекалам, спешно, неподготовленно и необоснованно. Россия получила тяжелейшую духовную, культурную и социальную рану, последствия которой аукнулись стране в революционной смуте XX века.
Казалось бы, какое отношение Константинополь имел к событиям в 1920-1930-хх годах в России? Поддерживал обновленческое движение. На обломках империи были созданы автономные церкви, например, Финляндская и Эстонская. Часть храмов Русской Церкви в Европе в 1931 году вошла в новообразованный экзархат русской традиции (существует он и по ныне). В 90-е годы XX века в США и Канаде появились «Украинские Православные Церкви», принятые от неканонических объединений…
Автокефалия УПЦ: что думает народ?
Создание из Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата (УПЦ КП), Украинской Автономной Православной Церкви и желающих примкнуть к ним нескольких епископов Московской Патриархии (то есть уйти в раскол) однозначно дестабилизирует обстановку в стране.
Канонический беспредел, затеянный церковными и государственными политиками, как всегда, отразится, прежде всего, на народе.
Верующие «низов» с обеих сторон уже публично выразили свои позиции на деле. Например, в поселке Богородчаны Ивано-Франковской области украинские радикалы совершили захват православного храма в честь Святой Троицы Московского Патриархата, верующих выгнали, замки поменяли.
Уже 1 октября под стенами резиденции экзархов, назначенных Константинопольским Патриархатом в Киев, прошел митинг за сохранение канонической Церкви и против вмешательства Фанара в ее внутренние дела.
«Мы совершили мирное молитвенное стояние. Мы молились о том, чтобы Господь вразумил представителей Константинопольского Патриархата», — рассказал протоиерей Александр из храма святителя Иоасафа Белгородского в Киеве, один из участников стояния.
Позиция сторонников УПЦ МП отнюдь не агрессивная. Верующие пытаются молитвой, мирным путем, увещеваниями достучаться до творцов грядущего раскола. О необходимости прежде всего молиться и не давать излишнего выхода эмоциям в медийном поле рекомендовал председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда. Но предупредил о том, что истинно верующие люди не предадут свою Церковь.
За последний год УПЦ КП захватила порядка 40 храмов Московского Патриархата при поддержке националистов и бездействии властей. Но все равно численность приходов (более 3000) не дотягивает до количества их у каноничной Церкви в 12000. По мнению экспертов количество реально действующих храмов и их прихожан в УПЦ КП сильно завышено. Тем не менее, в храмы раскольников ходят люди, кто-то из-за непонимания богословской сути, на кого-то действует многолетняя пропаганда, усилившаяся внешнеполитическим конфликтом с Россией. А кто-то мотивирует себя националистическими амбициями, забывая, что во Христе нет ни эллина, ни иудея.
Нет худа без добра
Несмотря на выкрики врагов Церкви о ее изоляции после разрыва с Фанаром и даже обвинении в расколе, предстоятели Православных Церквей один за другим поддерживают Москву и осуждают действия Константинополя. Патриарх Кирилл уже выступил с предложением собрать всех предстоятелей для обсуждения сложного украинского вопроса.
Но любое испытание, для отдельной личности или для целого христианского мира, в итоге, при мудром и взвешенном подходе, идет только на пользу, ведь все, что не убивает, делает сильнее.
Приняв от Византии Православную веру, Русь, желая того или нет, встала на путь подготовки к хранению Божественного сокровища. Это произошло именно тогда, когда Константинополь не справился со своей миссией и пал, прежде смешав себя с унией. В те времена Россия обретала независимость от монгольских ханов, будучи закаленной в 250-летнем гнете Орды.
Хранитель истины – это далеко не всегда многомиллионный народ, но его лучшие представители, имеющие в сердце глубокое понимание Бога. Вера есть искренний порыв души, но догматы и каноны являются ее маяками, направляющими человека по правильному пути сквозь мрак суетных идей. Концепция «Москва – Третий Рим» имела духовную основу, содержание того, как целая территория принимает Божественную истину и хранит, пусть даже на практике это делали единицы в противовес безбожникам, революционерам или просто «хладнокровным» к делу спасения собственной души людям.
Мы забыли, о духовном суверенитете. Именно отрыв от корней, от понимания своей религиозной принадлежности сделали нас приземленными, ищущими сиюминутных благ людьми, и, как правило, в «стране далече». Истина – она здесь, в Православной Церкви. И порой для понимания фундаментальных вещей нам требуется внешнее потрясение. Возможно, украинское противостояние, чем бы оно не закончилось, станет исцеляющим испытанием и только укрепит Русскую Церковь в стоянии за Истину.