19 апреля депутаты Верховной Рады Украины поддержали обращение президента Петра Порошенко к константинопольскому патриарху Варфоломею с просьбой предоставления автокефалии так называемой «Украинской Православной Церкви» (УПЦ КП). В попытках порвать с историческим прошлым власть хунты применяет самые изощренные инструменты. Осознает ли руководство Украины, что в русофобской агонии Киев решился на попрание канонов православной веры?
Украинская православная церковь киевского патриархата – УПЦ КП
В 1990 году митрополит Филарет (Денисенко) потерпел поражение в борьбе за московский патриарший престол. Амбиции подтолкнули архиерея к созданию собственной Церкви. Летом 1992 года, вернувшись с Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в Москве, митрополит Филарет при поддержке украинских властей создает «Киевский Патриархат». Денисенко не был поддержан ни одним из архиереев Русской Церкви на Украине. Спустя некоторое время самочинные действия митрополита-раскольника привели к лишению его священного сана Московской Патриархией. Однако Денисенко продолжал деятельность по развитию УПЦ КП.
Властолюбивые устремления экс-митрополита находили активную поддержку со стороны украинских властей и националистов. «Киевский патриархат» оказался очень удобным инструментом политического давления на Москву и, в частности, на Русскую Православную Церковь. Захваты и поджоги храмов Московской Патриархии на Украине, увеличение паствы раскольников стали обычным делом религиозно-политической войны. Церковь митрополита Филарета (позже провозглашенного «патриархом») не признана ни одной из ныне существующих Поместных Церквей.
Ни в одной из украинских областей приходы УПЦ КП не являются преобладающими.
Член Синода Константинопольского Патриархата митрополит Сасимский Геннадий (Лимурис) заявлял о непризнании «Киевского патриархата»:
«Мы называем их раскольниками, чтобы не было впечатления, что мы их признаем. Они могут себя называть, как хотят, но их не признает ни одна Церковь».
Признание киевские раскольники получили в стане таких же не каноничных объединений: Македонской и Черногорской Православных Церквей.
«Майдан» как религия
Томос – это указ предстоятеля Поместной Церкви. Украина ждет от Константинополя указа о признании автокефалии, и, автоматически, признания Вселенской Церковью. Порошенко всерьез настроился на формирование украинской, ничего не имеющей с русской, идентичностью и выдал в парламенте ряд «историософских» тезисов:
«Именно из Царьграда пролился на нашу благословенную землю [читай «украинскую», а не русскую, как написано во всех исторических источниках периода крещения – прим. авт.] свет христианской веры. И уже потом мы поделились этим светом с тем Залесьем, в котором древние киевские князья очень неосмотрительно основали Москву».
Признание автокефалии Порошенко рассматривает как шаг к полной независимости от Москвы. По словам президента Украины, обнадеженного встречей с патриархом Варфоломеем, «Церкви забыли о распрях». Финальным аккордом выступления в парламенте стали слова о том, что автокефалия – право государства, а не Церкви.
«Автокефалию дают не столько конкретной Церкви, сколько стране. Здесь не только религия, здесь и геополитика. Это событие стоит на уровне с вопросом безвиза, подписанием Соглашения об ассоциации», – заключил Порошенко.
Иными словами, духовные вопросы президент Украины ставит в один ряд другими политическими «достижениями», то ли не особо разбираясь в тонкостях, то ли открыто демонстрируя сугубый прагматизм своих действий и безрелигиозность. Есть ли место в деле спасения души фарисейской позиции, когда безблагодатную Церковь пытаются представить каноничной?
Бунт ради бунта, маниакальное стремление отречься от исторического прошлого и порвать с Россией превращаются на Украине в неизлечимую патологию. Затронули самое святое – веру.
Синод Константинопольского патриархата принял обращение Порошенко, однако никакого решения до сих пор не озвучил.
Москва бьет с носка
После извержения из сана митрополита Филарета (Денисенко) Украинская Православная Церковь Московского Патриархата вступила в новую эпоху борьбы. Однако, несмотря на сложное положение, церковный корабль преодолевал все бури, демонстрируя торжество истины. В 2009 году, во время визита Патриарха Кирилла на Украину президент Виктор Ющенко пытался предложить предстоятелю РПЦ лукавую сделку, заявив, что страна желает жить в единой Церкви.
«Эта церковь, господин президент, существует. Есть Поместная Церковь на Украине. Если бы её не было, не было бы сегодня Украины», – парировал Патриарх.
Пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков выразил сомнение в отношении инициативы украинского парламента о создании единой Церкви через автокефалию от Константинополя:
«Вы знаете позицию Русской православной церкви, патриарха всея Руси по этому вопросу. И конечно, скажем так, какие-то действия, направленные на раскол церкви, вряд ли могут поддерживаться и вряд ли могут приветствоваться», – заявил Песков.
Глава ОВЦС митрополит Иларион (Алфеев) напомнил о неоднократных заявлениях патриарха Варфоломея, который считает Блаженнейшего митрополита Онуфрия Украинской православной церкви Московского Патриархата единственным каноническим главой Православной Церкви на Украине.
![Митрополит Онуфрий](https://media.elitsy.ru/wp-content/uploads/2018/05/митрополит-онуфрий.jpg)
Митрополит Онуфрий
«Мы четверть века продолжаем молиться об уврачевании раскола на Украине и положительно откликнулись на письмо Филарета Денисенко с призывом к этому. Была создана специальная комиссия, занимающаяся этими вопросами, и хоть дальнейшего движения не последовало, мы к диалогу открыты», – заключил митрополит Иларион.
Позиция Русской Православной Церкви в отношении непризнанного «патриархата» напоминает тяжелые вздохи матери о непослушной дочери, собирающей шишки жизни своим безрассудством.
Противно Богу
Церковь есть душа государства, и по ее состоянию можно оценивать степень здоровья общества. Ситуация на Украине напоминает борьбу церковного организма с сильным вирусом. Пока верные чада Христовы с ним справляются.
«Ничто так не противно Богу, как разделения в Церкви. Даже если мы совершили тысячу благих дел, мы виноваты, как те, кто мучил Тело Господа нашего, если мы раздираем тело Церкви», – писал святитель Иоанн Златоуст. Но хороший вопрос можно задать знатокам канонического права: только ли раскольники «филаретовцы»? Ведь экс-митрополит, провозгласивший себя патриархом и основавший УПЦ КП был извергнут из сана Архиерейским Собором… А значит, Киевский патриархат – обычные ряженые самочинцы.
Как далеко зайдут слившиеся воедино властолюбивые амбиции Порошенко и Филарета, мы не знаем. Но у христиан есть Бог, а значит, возможность своей молитвой испросить у Творца мира и церковного порядка на Украине. Человек слаб. Богу же возможно все.