• 19 апреля депутаты Верховной Рады Украины поддержали обращение президента Петра Порошенко к константинопольскому патриарху Варфоломею с просьбой предоставления автокефалии так называемой «Украинской Православной Церкви» (УПЦ КП). В попытках порвать с историческим прошлым власть хунты применяет самые изощренные инструменты. Осознает ли руководство Украины, что в русофобской агонии Киев решился на попрание канонов православной веры?

    Украинская православная церковь киевского патриархата – УПЦ КП

    В 1990 году митрополит Филарет (Денисенко) потерпел поражение в борьбе за московский патриарший престол. Амбиции подтолкнули архиерея к созданию собственной Церкви. Летом 1992 года, вернувшись с Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в Москве, митрополит Филарет при поддержке украинских властей создает «Киевский Патриархат». Денисенко не был поддержан ни одним из архиереев Русской Церкви на Украине. Спустя некоторое время самочинные действия митрополита-раскольника привели к лишению его священного сана Московской Патриархией. Однако Денисенко продолжал деятельность по развитию УПЦ КП.

    УПЦ КП

    Властолюбивые устремления экс-митрополита находили активную поддержку со стороны украинских властей и националистов. «Киевский патриархат» оказался очень удобным инструментом политического давления на Москву и, в частности, на Русскую Православную Церковь. Захваты и поджоги храмов Московской Патриархии на Украине, увеличение паствы раскольников стали обычным делом религиозно-политической войны. Церковь митрополита Филарета (позже провозглашенного «патриархом») не признана ни одной из ныне существующих Поместных Церквей.

    Ни в одной из украинских областей приходы УПЦ КП не являются преобладающими.

    Член Синода Константинопольского Патриархата митрополит Сасимский Геннадий (Лимурис) заявлял о непризнании «Киевского патриархата»:

    «Мы называем их раскольниками, чтобы не было впечатления, что мы их признаем. Они могут себя называть, как хотят, но их не признает ни одна Церковь».

    Признание киевские раскольники получили в стане таких же не каноничных объединений: Македонской и Черногорской Православных Церквей.

    «Майдан» как религия

    Томос – это указ предстоятеля Поместной Церкви. Украина ждет от Константинополя указа о признании автокефалии, и, автоматически, признания Вселенской Церковью. Порошенко всерьез настроился на формирование украинской, ничего не имеющей с русской, идентичностью и выдал в парламенте ряд «историософских» тезисов:

    «Именно из Царьграда пролился на нашу благословенную землю [читай «украинскую», а не русскую, как написано во всех исторических источниках периода крещения – прим. авт.] свет христианской веры. И уже потом мы поделились этим светом с тем Залесьем, в котором древние киевские князья очень неосмотрительно основали Москву».

    порошенко

    Признание автокефалии Порошенко рассматривает как шаг к полной независимости от Москвы. По словам президента Украины, обнадеженного встречей с патриархом Варфоломеем, «Церкви забыли о распрях». Финальным аккордом выступления в парламенте стали слова о том, что автокефалия – право государства, а не Церкви.

    «Автокефалию дают не столько конкретной Церкви, сколько стране. Здесь не только религия, здесь и геополитика. Это событие стоит на уровне с вопросом безвиза, подписанием Соглашения об ассоциации», – заключил Порошенко.

    Иными словами, духовные вопросы президент Украины ставит в один ряд другими политическими «достижениями», то ли не особо разбираясь в тонкостях, то ли открыто демонстрируя сугубый прагматизм своих действий и безрелигиозность. Есть ли место в деле спасения души фарисейской позиции, когда безблагодатную Церковь пытаются представить каноничной?

    Бунт ради бунта, маниакальное стремление отречься от исторического прошлого и порвать с Россией превращаются на Украине в неизлечимую патологию. Затронули самое святое – веру.

    Синод Константинопольского патриархата принял обращение Порошенко, однако никакого решения до сих пор не озвучил.

    Москва бьет с носка

    После извержения из сана митрополита Филарета (Денисенко) Украинская Православная Церковь Московского Патриархата вступила в новую эпоху борьбы. Однако, несмотря на сложное положение, церковный корабль преодолевал все бури, демонстрируя торжество истины. В 2009 году, во время визита Патриарха Кирилла на Украину президент Виктор Ющенко пытался предложить предстоятелю РПЦ лукавую сделку, заявив, что страна желает жить в единой Церкви.

    «Эта церковь, господин президент, существует. Есть Поместная Церковь на Украине. Если бы её не было, не было бы сегодня Украины», – парировал Патриарх.

    Пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков выразил сомнение в отношении инициативы украинского парламента о создании единой Церкви через автокефалию от Константинополя:

    «Вы знаете позицию Русской православной церкви, патриарха всея Руси по этому вопросу. И конечно, скажем так, какие-то действия, направленные на раскол церкви, вряд ли могут поддерживаться и вряд ли могут приветствоваться», – заявил Песков.

    Глава ОВЦС митрополит Иларион (Алфеев) напомнил о неоднократных заявлениях патриарха Варфоломея, который считает Блаженнейшего митрополита Онуфрия Украинской православной церкви Московского Патриархата единственным каноническим главой Православной Церкви на Украине.

    Митрополит Онуфрий

    Митрополит Онуфрий

    «Мы четверть века продолжаем молиться об уврачевании раскола на Украине и положительно откликнулись на письмо Филарета Денисенко с призывом к этому. Была создана специальная комиссия, занимающаяся этими вопросами, и хоть дальнейшего движения не последовало, мы к диалогу открыты», – заключил митрополит Иларион.

    Позиция Русской Православной Церкви в отношении непризнанного «патриархата» напоминает тяжелые вздохи матери о непослушной дочери, собирающей шишки жизни своим безрассудством.

    Противно Богу

    Церковь есть душа государства, и по ее состоянию можно оценивать степень здоровья общества. Ситуация на Украине напоминает борьбу церковного организма с сильным вирусом. Пока верные чада Христовы с ним справляются.

    «Ничто так не противно Богу, как разделения в Церкви. Даже если мы совершили тысячу благих дел, мы виноваты, как те, кто мучил Тело Господа нашего, если мы раздираем тело Церкви», – писал святитель Иоанн Златоуст. Но хороший вопрос можно задать знатокам канонического права: только ли раскольники «филаретовцы»? Ведь экс-митрополит, провозгласивший себя патриархом и основавший УПЦ КП был извергнут из сана Архиерейским Собором… А значит, Киевский патриархат – обычные ряженые самочинцы.

    Как далеко зайдут слившиеся воедино властолюбивые амбиции Порошенко и Филарета, мы не знаем. Но у христиан есть Бог, а значит, возможность своей молитвой испросить у Творца мира и церковного порядка на Украине. Человек слаб. Богу же возможно все.

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *