• Уважаемые родители! Обращаюсь к вам как в далёком прошлом ученик советской школы, отец троих взрослых детей и счастливый дедушка троих внуков. С высоты прожитой жизни открывается панорама деградации отечественного образования такого масштаба и такого уровня угрозы будущему России, что молчать сил нет. Картина поистине ужасающая! Впрочем, не всё ещё потеряно, пока ещё не поздно не только предотвратить неминуемую катастрофу, но и коренным образом улучшить систему образования, подняв её до небывалых высот во спасение наших потомков и на пользу всему миру.

     

    Источник: Переправа

    Первое, что бросается в глаза, это те драматические сдвиги, что произошли в нашем обществе после крушения СССР. Можно по-разному относится к «красной империи» и её порядкам, но в одном ей нельзя отказать: это была модель почти идеального социального государства, обеспечившего детей и детство беспримерной опёкой. В те годы никто и помыслить не мог о вооружённой охране школ, платных секциях и поборах с родителей. За продлёнку тоже, кстати, платы не взималось.

    Стоило только иному недорослю в течении двух – трех дней не появиться на уроках, как поднималась всеобщая тревога. «Беглеца» находили, возвращали за парту, окружали шефством, если надо, брали на буксир. Учили тоже не в пример качественнее, чем теперь. Помню, в 27-й нашей английской спецшколе, что на Кутузовке, педагогический коллектив настолько жёстко и умело вбивал в наши головы язык Шекспира и Марка Твена, что позже, уже в МГИМО нам, выпускникам этой школы, позволяли не ходить на занятия английского, «чтобы его не портить».

    С началом либеральных времён были «преодолены» не только недостатки советского строя (каковыми грешит, если приглядеться любой строй и любая эпоха), но и перечисленные выше положительные достижения. С водой выплеснули и младенца. Государство и общество на три четверти отказались от функций опёки и защиты детства. Из охранителей подрастающего поколения они, где-то вольно, а где-то невольно, превратились в его гонителей или равнодушных наблюдателей.

    Молодёжь ответно ощетинилась замкнутостью, демонстративным презрением к нормам морали, половой распущенностью, вызывающим сленгом и матерщиной, подростковой преступностью, интернет-аутизмом, наркоманией и публичным паразитизмом. Если, по словам епископа Тихона (Шевкунова) в 70-х годах лишь двое из десяти старшеклассников в среднем по стране были негодны к строевой (службе в армии), то в настоящее время таковых наоборот – восемь против двух. Чуете, куда клонится дело? А мораль? Если подростку с детства внушается, что он пуп земли и высшая ценность, то какими словами можно убедить его рисковать жизнью ради Родины или помогать ближнему?

    Плакат времен СССР

    Теперь о самом образовании. Само это русское слово предполагает научение молодёжи некоему «образу», одному на все времена. Что это за образ: императора, диктатора, президента? Нет, это образ Того, кто сотворил человека «по образу и подобию своему».

    Образ Бога любви, промыслом и благодатью которого всё вокруг и внутри нас «и живёт, и движется, и дышит». В наших «продвинутых» школах по-прежнему в мозги молодым, с одной стороны, вбивается антинаучный бред Чарльза Дарвина, а с другой – всячески внушается недоверие к православию и церкви как чему-то дремучему, безнадёжно устаревшему и тормозящему прогресс. Уроки православной культуры со скрипом, преодолевая отчаянное сопротивление либералов от образования, вошли в стандарты нашей школы. Но вошли опасливо, как бы бочком, с оговорками на «предпочтение родителей», в микроскопически малом объёме учебных часов. Содержание их тоже пока оставляет желать лучшего, как местами и качество преподавания. История, устройство, церковные догматы в самом общем изложении это, конечно, важно, но это отнюдь не то, что может зажечь молодую душу любовью к Богу и привлечь её под своды храма.

    А что может? Наблюдая за десятками молодёжных аудиторий, я вынес твёрдое убеждение в том, что у тинейджеров в душах есть и накапливается гигантский запрос на правду Христову, однако в силу возрастной специфики он либо не выражается открыто от страха и стыда, либо подсознательно ожидает инициативной помощи старших.

    Современный ребёнок, где бы он ни проживал и к какой бы социальной группе ни принадлежал, почти постоянно испытывает гнетущий страх, транслируемый в его душу извне. Общество буквально перемалывает семьи, превращая большинство из них в неблагополучные или неполные. Но оно и само, чем дальше, тем больше, превращается в дикие джунгли, где человек человеку волк, и правят законы типа «догоняй или убегай». Хвалёные либеральные СМИ наперегонки пропагандируют пошлость и пороки, изо всех сил стараясь укоренить в податливом сознании молодых преклонение перед бесстыжими шоуменами и шоу-дивами, удачливыми мошенниками и бандитами, оборотнями в погонах, казнокрадами и иже с ними.

    Романтика и привлекательность человека труда полностью вытеснены с экранов ТВ и медийных пространств, оставляя зияющую пустоту в душах людей. Как жить, как выживать в таком обществе, где тебя за каждым углом ожидает засада, и никто – ни прохожий, ни государство – не придут на помощь? Отращивать когти и клыки, как предлагает «льстивый и лукавый мир»? Но ведь даже на самые крепкие и острые клыки в диких джунглях всегда найдутся клыки и покрепче, а претендентов на победу и успех в борьбе за место под солнцем столько, что шансов на победу в этой толчее почти нет. Отсюда страх и неуверенность, бессилие и замкнутость, наполняющие душу подростка, вступающего на тропу этой войны.

    Как быть? Кто поможет, и может ли кто помочь одинокому путнику в этом дремучем лесу? Если смотреть на всё происходящее с позиции промысла Божьего – а только такой подход способен дать комплексное надёжное объяснение, – то должно признать, что нынешняя катастрофа с образованием и воспитанием не только закономерна, но и в известной мере полезна.

    Господь не карает Россию. Он её наказывает, то есть даёт наказ. Он открывает всем нам глаза, чтобы внешняя мишура и словесная трескотня «немного учёных» не загораживали реальной картины мира.  И ещё Он, попуская скорби и зло, непременно подаёт также средство к их преодолению.

    Сегодня уже в семь – восемь лет от роду ребёнок с помощью глобальной сети, всё больше напоминающей гигантскую духовную помойку, без труда и гораздо раньше срока получает зрительную информацию о вещах, прежде его сверстникам недоступных. Ребёнок ещё слаб и незрел как душою, так и телом, а ему предлагается – да, чего там, буквально навязывается! – такая и столько грязной информации, сколько и какой ему никак не понести. С чем это сравнить? Возьмём холодную бутылку и плеснём в неё крутого кипятку. Бутылка, как и положено, расколется. Она не готова к «встрече» с кипятком.

    Точно так же душа ребёнка, как сосуд драгоценный, не готова принимать в себя и превозмогать нечистоты падшего мира. Под давлением порнографии и других извращений, суицидальных искушений и прочих «прелестей» пресловутого свободного мира он даёт трещину, и больше уже не может вмещать и хранить ни романтической щемящей влюблённости, ни уважения к другому полу, ни веры в добро и правду.

    Глубоко убеждён, что в отсутствие должной общественной опеки над детством, с одной стороны, и половодья греха и разврата обрушившегося на наши головы с начала 90-х – с другой, нет никакого другого способа уберечь детскую душу для здоровой жизни, крепкой семьи, служения обществу, кроме одного – глубокого, по-взрослому серьёзного освоения святоотеческой «науке о душе».

    Всё, что нас окружает, буквально настаивает на противоположном: живи ради тела, ублажай, защищай и украшай его, отдавай этому 100 процентов своего времени и внимания! Что это, как не вражьи происки? Ведь тело рано или поздно, и никто не знает когда, отойдёт в землю, откуда, согласно Священному Писанию, оно и взято. В момент смерти личность продолжается только живою душой, и её состояние – здоровое или болезненное, чистое или грязное, красивое или уродливое – а вовсе не состояние тела в этот момент – вот, что определяет загробную участь человека. Вот, за чем надлежит и имеет смысл скрупулёзно следить каждое мгновение земного бытия. Вот главный, и, по сути, единственный – ибо у гроба карманов нет! – итог нашей земной жизни. Тем более печально, что некая незримая и злобная рука разными путями всячески отвращает нашу молодёжь от познания собственной души и умения ПРАВИЛЬНО за нею ухаживать.

    Наука о душе это целая область разностороннего знания, накопленного за два тысячелетия христианства. Это наука порой проста в изложении, но невероятно трудна в исполнении. Это не просто набор важных сведений о природе, происхождении, структуре, свойствах, ресурсах и возможностях человеческой души, как второй ипостаси и «внутреннего человека», но и целый комплекс всевозможных требований и навыков практического характера, без которых эта наука остаётся пустым звуком. Как тело, лишённое ухода, довольно быстро превращается в неприглядную и смердящую плоть, так и душа – внутреннее тело, оставшись без должной заботы, начинает хиреть, болеть и страдать.  Второе хуже первого, ибо, в отличие от тела, от души избавиться невозможно.

    В России будущего наука о душе, хочется верить, будет преподаваться с детского сада и дальше на всех этапах взросления человека, вплоть до глубокой старости. Постигая её премудрости и ребёнок, и взрослый перестаёт зависеть от прихоти и соблазнов «мира, лежащего во зле». Здоровая, чистая и сильная душа, и только она, как учат Писание и Святые отцы, способна встретить и узреть Живого Бога. Творец ждёт её обращения и охотно наполняет своею Благодатью, исцеляет и направляет по «узкому пути, ведущему в жизнь». Бог любви и блага в нынешних условиях – единственная и последняя опора всякому человеку, живущему в миру, независимо от его возраста, пола, состояния и т.п.

    Промысел Божий, очевидно, для того и попустил всем нам нынешние смутные времена, чтобы с глаз наших окончательно спала пелена философских мудрований и идеологических «измов», которые более не в состоянии удерживать социум от крушения в болото растления и греха. Попустив же подобные испытания, Господь даровал, можно не сомневаться, каждому способность усвоить спасительную науку о душе. Дело только за малым: донести, объяснить, приложить эти духовные сокровища к уровню сознания современного человека. И не стоит терзаться сомнениями – если уж ребёнок начинает развращаться в детсадовском возрасте, становясь «малолетним старичком», значит в него УЖЕ заложен потенциал и способность усваивать святоотеческое лекарство. Принимая последнее – разумеется, в той форме и объёмах, которые сообразны его возрасту, – наши дети и внуки, если и не отгородятся от соблазнительной на вид внешней заразы, то, по крайней мере, научаться защищать от неё свои души.

    “Уроки милосердия” в общеобразовательной школе, г. Арсеньев, Приморье. Подробнее читайте здесь.

    Чему же они научатся? Они узнают, в том числе и опытно, что:

    • не мир лепит их, как пластилин, а, напротив, они создают его духом своим;
    • душа стократ важнее тела, и она – главный объект заботы сознательного человека;
    • чистая и здоровая душа побеждает любые страхи, иллюзии, обманы и преграды, ибо по жизни её ведёт  сам Бог;
    • отдавать полезнее для души, чем получать;
    • все энергии, способности и таланты, дарованные Богом человеку, сокрыты в душе, но обретаются они только
    • путём исполнения заповедей Христовых, служением людям и Богу;
    • верующий человек никого не боится, ибо он боится Бога.

    Много ещё поразительных тайн и открытий содержит в себе святоотеческая наука о душе, достигнувшая нашего времени из глубин веков как спасательный круг. Все силы зла, видимые и невидимые, сознавая это, ополчаются на церковь и её сокровенные знания. Но русская душа уже просыпается, откликаясь на зов Божий…

     

    Источник: Переправа

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    1 комментарий

    • Да, надо что то делать! Надо бить тревогу! Наши дети превращаются в киборгов, все святое вымывается с этой беспредельной свободой. Наше государство забыло о детях напрочь! И оно будет пожинать эти горькие плоды совсем скоро. Куда делось детское кино, учащее добру, милосердию, любви, стремлению к новым горизонтам, романтике, куда? Как мы рыдали, когда смотрели “Чучело”, как мчались домой, когда по телевизору шло “Гостья из будущего” или “Приключения электроника”! Что сейчас транслируют по детскому телевидению! Господи! Засилие вампиров, привидений и монстров! Иногда не успеваешь уследить, что смотрит дочь! И ей в 3 года страшно спать без света, говорит боится привидений!