• Из США новостные сводки с грустной периодичностью приносят сведения о расстрелах мирных граждан тем или иным сумасшедшим. В России, слава Богу, подобные трагедии и по частоте, и по масштабу разыгрываются гораздо реже, но все же имеют место быть. Противники требуют запрета гражданского оружия, сторонники уверяют, что вся проблема – в личности каждого отдельного «стрелка». Как к теме гражданского оружия, официально разрешенному к приобретению в нашей стране, относиться православному христианину?

    Благословен Господь Бог мой,

    научаяй реце мои на ополчение,

    персты моя на брань.

    (Пс. 143:1)

    Вторая поправка Конституции США, гарантирующая право граждан на владение оружием и самооборону, была принята в 1791 году. В какой-то степени можно сказать, что оружие «сделало» Америку и право защищать себя лежит в основе государственности этой страны. Фраза о полковнике Кольте, уравнявшего людей, довольно популярна в Соединенных Штатах. Протестанты, стоявшие у истоков зарождения будущей мировой державы, жили в традиционном обществе, для которого оружие было таким же атрибутом повседневности, как для нас сегодня сотовый телефон. Пистолет и ружье считались символами свободных людей, ни у кого и в мыслях каких-то 100 лет назад и не было говорить о запрете на оружие.

    Время внесло свои коррективы, да и Штаты уже не те. По словам известного консерватора Рода Дреера, Америка в наши дни вошла в стадию постхристианской страны. Со всеми вытекающими.

    Стивен Пэддок, печально известный «лас-вегасский стрелок», устроил, пожалуй, самую массовую бойню в городе развлечений 1 октября 2017, лишив жизни более 50 человек. До Пэддока на весь мир «прославились» Чо Сын Хи, Адам Ланца, Омар Матин и другие. Постмодернисткая культура распада, до неузнаваемости уродующая души попавших в свои жернова людей, дала свои плоды. Трагедии лишь подтвердили правило:

    стреляет не оружие, стреляет человек.

    Решающим критерием становится состояние внутреннего мира, а отнюдь не узаконенное право.

    Русская традиция

    В русской культуре, неразрывно связанной с Православием, изображение оружия мы можем обнаружить даже на иконах ангелов и святых. Доминирующие в обороте древности кинжалы и мечи встречаются у архангела Михаила и Небесного Воинства, у святых-воинов, таких как Георгий Победоносец и Александр Невский. Знаменитая евангельская фраза о положении жизни за своих близких всегда применялась как обоснование благородности воинского служения защитников. Но ведь речь идет о воинах – тех, кто профессионально и по долгу службы призван брать в руки оружие. А что с простым христианином, трудягой и ремесленником?

    «Александр Невский», Афанасий Куликов

    Владимир Мономах, заядлый охотник, в своих трудах говорит об охоте более как о развлечении. Князь не раз становился жертвой нападений диких животных, о чем он очень красочно рассказывал в собственных заметках. Охота действительно была для русского народа не только способом добычи пищи, но и «тренажером» для поддержания мужчин в «боевом» тонусе. В тяжелую годину на защиту Родины вставали все, не зависимо от «служилого» статуса. Как нельзя лучше эту позицию отражала фраза

    «Кто с мечом к нам придет – от меча и погибнет», прямо намекавшая противнику о готовности отстаивать свое государственное право на самооборону.

    Царская Россия

    В дореволюционной России оружие короткоствольное и длинноствольное нарезное было в свободной продаже и регламентировалось нехитрыми правилами здравого смысла. Например, покупку подобного товара не мог совершить священнослужитель, несовершеннолетний, сумасшедший или находящийся под надзором полиции человек. В случае возникновения волнений в той или иной губернии выходили соответствующие распоряжения, ужесточающие контроль за оборотом оружия. Рынок изобиловал брутальными «Наганами», дамскими пистолетами и даже «Велодогами» – оружием самообороны велосипедистов против атаковавших ездока собак. Для покупки оружия требовалось лишь разрешение, получаемое в ближайшем отделе полиции.

    Император Николай II на охоте. 1900 год.

    Одним из первых постановлений пришедших к власти Советов в 1918 году стал декрет «О сдаче оружия». От граждан требовали сдавать все, что могло стрелять, за отказ подчиниться грозило от 1 года до 10 лет тюрьмы. Вооруженное население было препятствием для Советской власти к установлению своего режима, впереди у красных были разрушение церквей, расстрелы священнослужителей и мирян, борьба с белыми, продразверстка…

    Наши дни

    Нож, считавшийся традиционным атрибутом мужчины в русской культуре, также попал вне закона в 30-е годы. Причиной этому стали участившиеся массовые драки с использованием холодного оружие. То, что каких-то двадцать лет назад было дикой редкостью для царской России, вместе с падением нравов явилось мрачной обыденностью в СССР.

    Либерализация оборота гражданского оружия наступила лишь после смерти Сталина, граждане получили возможность приобретения охотничьего оружия. Эта возможность существует и по сей день дополнившись правом на приобретение оружия самообороны, травматических пистолетов. В России сегодня официально зарегистрировано несколько миллионов владельцев огнестрельного оружия. Сравнивая количество владельцев с количеством случаев неправомерного использования гражданского огнестрельного оружия, можно сказать, что мы увидим лишь единичные исключения из правил, а не массовую закономерность.

    Оружие – инструмент, который требует высокой культуры обращения, осознанности и ответственности. Выбор – стать владельцем разрешенного законом оружия или отказаться от этого права – за каждым человеком лично. Как и любой предмет людской жизнедеятельности, огнестрельный «инструмент» не имеет собственной души, разума и мнения, характер его использования задается исключительно владельцем. В руках разумного человека оружие не имеет опасности для общества, в случае наступления экстремальных жизненных обстоятельств (не дай-то Бог), оно имеет все шансы превратиться в настоящий элемент защиты себя и своих ближних:

    Когда сильный с оружием охраняет свой дом, в безопасности имение его (Лк. 11:21).

    Возможно, одним своим видом, а не спущенным курком. Но, конечно, главным оружием любого христианина, прежде всего была и будет молитва, а главным защитником – Господь наш Исус Христос. Заповедавший нам, что

    Нет больше той любви как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15:13).

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    2 комментария

    • 1. В руках разумного человека оружие не имеет опасности для общества – это верно, но к сожалению мы живём в условиях постоянного стресса и у сегодняшнего разумного человека завтра может “снести крышу “. Примеров тому сколько угодно.
      2. В экстремальной ситуации оружие может помочь, лишь в том случае когда человек готов к нападению. Как например тот же Владимир Мономах на охоте или воин имеющий соответствующую подготовку и боевой опыт. Большинство же в экстремальной ситуации, из за резкого выброса адреналина в кровь, впадают в ступор от нескольких секунд до минут, что достаточно для того чтобы “оружие защиты” оказалось у нападающего. Кроме того большинство современных разумных и порядочных людей чисто психологически не готовы открыть огонь на поражение по человеку и преступники знают об этом.
      И наконец 3. Оружие это ещё и мощный провокатор. Тот кто не шёл на преступление лишь из за страха и неуверенности в собственной физической силе. получив в руки оружие может на него решиться.

      • Статистика криминального использования легального оружия приближается к нулю. Это при том, что суды занимают очень жесткую позицию по отношению к применившим орудие при самообороне. Поэтому вывод простой: решил стать владельцем оружия – готовься как к самому его применению (и практически, и психологически), так и к юридическим последствия.