• Над сестричеством «Покрытые христианки» иронизируют все, кому не лень, включая некоторых верующих. Прежде всего из-за двусмысленного названия. Затем из-за аналогии с ортодоксальными мусульманками и неприязни к исламистам. Ещё одна причина — нелюбовь к консерватизму в целом, к традиционному укладу, чуждому свободным нравам современных россиян.
    Название движения не совсем удачное, спорить не стану. Но давайте за ним разглядим суть и цель явления, узнаем, что важно для этих женщин? К чему они призывают?
    В сообществе ВК «Покрытые христианки» сообщается, что создано оно для девушек и женщин, которые покров считают не просто атрибутом внешнего образа, но и внутренней необходимостью.
    «Мы не приветствуем рабскую идеологию, но уважительно относимся к кротости и другим важным христианским добродетелям, вселяющим в сердца и умы силу и любовь!», поясняют активистки движения, созданного Еленой Кнорр.

    Елена Кнорр – лидер движения “Покрытые христианки”

    Обратимся к истокам христианства, чтобы выяснить значение платка для верующей женщины. Это не просто лоскут красивой ткани, а символ отношения к Богу, мужу, миру.

    Библия всегда призывала женщин воплощать свою религиозность в достойное поведение. Отцы Церкви осуждали замысловатое плетение волос и причёски, подобные башне. Они считали лучшим украшением доброту, целомудрие, трудолюбие. Поэтому одежда христианки не должна была демонстрировать языческую роскошь и откровенность гетеры.
    Апостол Павел подробно объяснял, в чём духовный смысл женского покрывала:
    “Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову; и всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая” (1Кор.11:4-5).
    “Ибо, если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется, а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается” (1Кор.11:6).

    Апостол напоминает, что жена — слава мужа и должна иметь знак его власти над нею — для ангелов. Почему же для ангелов? Чтобы те оберегали благочестивую женщину.

    Русские женщины. Дореволюционное фото.

    На Руси мирянка, выходя замуж, покрывала голову, признавая покровительство мужа и скрывая свою красоту от посторонних. Одежда её в будни тоже была менее яркой, чем у девушек. Только перед очами супруга ей подобало демонстрировать свою, современно выражаясь, сексуальность. Ведь если она дала клятву верности одному, зачем вызывать вожделение у каждого встречного? Это был бы мысленный блуд, гордыня, игра по правилам Дьявола.

    Позиция «Покрытых христианок» полностью соответствует христианскому мировоззрению. Другое дело, что большинство обычных дам надевают платок только на богослужение и снимают его с головы, едва покидают дом Божий. Но нельзя быть христианкой только в храме, а выйдя из храма, перестать ею быть. Вот как об этом писал Иоанн Златоуст:
    — Я недоумеваю, отчего это с переменой места они меняют и внешний вид свой и поведение… Оставляя церковное собрание, отлагают они в сторону и святые чувства, навеянные в церкви Духом Божиим, и уподобляются большинству, среди которого вращаются.
    Логично было бы носить платок и дома, и на работе. Но за призывы к этому «Покрытых христианок» подвергают остракизму.

    Известен случай, когда в 2005 году православной россиянке Валентине Ивановой пришлось добиваться через суд разрешения сфотографироваться на паспорт в платке. Выяснилось, что мусульманкам так делать разрешено, а остальным запрещено.
    В 2019 году право на паспортное фото в платке пришлось отстаивать Евгении Донецкой из сестричества «Покрытые христианки»: «Мне надо было в течение трёх недель сменить паспорт в связи со сменой фамилии. То есть я стала замужней женщиной. Замужняя женщина по христианскому вероучению должна всегда носить платок, признавая таким образом власть мужа и власть Бога над собою… Надев нарядное бордовое платье и намотав на голову красный палантин, я отправилась в местное фотоателье. Край палантина я немного отодвинула, чтобы была видна линия роста волос. То есть лицо было видно отлично. И даже шея. Но фотограф в салоне мне стала объяснять, что «а в платке нельзя». На мои возражения говорила, что это «только для мусульман». Я тем не менее попросила меня сфотографировать как положено на паспорт, но в платке. И фотограф оказалась права. Местная паспортистка, которая принимает документы, через день вернула мне мои бумаги, сказав, что их не приняли в паспортном столе».
    Евгения попыталась бороться с бюрократией, но пришлось искать другой вариант. В итоге паспортный стол принял её фото в шапочке, но согласитесь, что христианка столкнулась с религиозной дискриминацией.

    Из истории платка: платки на Руси появились в XII веке и стали обязательным атрибутом замужней женщины. Тогда они назывались «убрус», выглядели как продолговатый кусок ткани, обшитый кружевом, вышитый золотой нитью, украшенный жемчугом. В ХVI-XVII веках появились платки современного типа, предположительно их завезли купцы из Индии.
    Для незамужних девушек платки были необязательны, те украшали голову вышитыми повязками, лентами. Но был обычай дарения девочкам платка, назывался он «развязывание ума». Подарок вручал отец. Платок был символом взросления, умственного в том числе.

    Отец дарил дочери первый платочек.

    «Покрытые христианки» объясняют: платок это знак окружающим, что его владелица настроена на серьёзные отношения, а не на одноразовый секс или гражданский брак. Пожалуй, это не понравится многим современным мужчинам, но сразу покажет, какая русская красавица не является доступной особой. Покрытую платком не дерзнут приглашать на роль любовницы, не обратятся к ней с непристойной речью. Платок станет знаком качества, репутации. Такой подход может дать обществу новые смыслы, поддержать семейные ценности и уважение к женскому полу.

    В годы Советской власти Церковь сохранили набожные старушки, которых стали называть «белые платочки». Но цветовая символика платка в христианской традиции намного богаче. Давайте вспомним её, чтобы возродить.

    Из истории платка: на религиозные праздники православные христианки одевали платки разных цветов.
    Белый цвет — символ Божественного света. Белые платки надевали на праздники Рождества, Богоявления, Сретения, Преображения, Вознесения.
    Красный цвет — символ горячей любви Господа к человечеству. Красные платки надевали на Пасху и богослужения до Вознесения.
    Желтый цвет и его вариации, оранжевый и золотой, считаются царскими. Его можно надеть на любую воскресную службу. И тогда, когда совершаются Богослужения в честь святых царей, князей, апостолов и пророков, святителей и равноапостольных.
    Зелёный цвет — воплощение духовной радости и вечной жизни. Зелёный платок надевали в Вербное воскресенье, в день Святой Троицы и в Понедельник Святаго Духа.
    Синий и голубой цвета считаются небесными. Они напоминают нам о чистоте Девы Марии, которая принесла миру Небожителя. Поэтому синие и голубые платки христианки надевали в праздники, чествующие Святую Деву.
    Фиолетовый цвет наполнен глубокой символикой, в нём смешались красный цвет любви Господней, багрец Его крови, синева неба. Это напоминает о страданиях Христа, ценой которых людям открыта дорога в рай. Фиолетовые платки христианки надевали в дни памяти Животворящего Креста Господня, на воскресные службы Великого поста и в День усекновения главы Иоанна Крестителя.
    Черный цвет по умолчанию траурный. Черные, а также тёмно-коричневые или тёмно-синие платки одевают на погребальные и Великопостные службы.


    Носить платок тоже можно по-разному, не только завязывая под подбородком. Кроме того, есть палантины, шарфы, донские платки, банданы. В сообществе «Покрытых христианок» много интересных фотопримеров.

    Платок можно носить по-разному.

    Будем последовательны: если женщина считает себя христианкой, то платок для неё, замужней, является обязательным аксессуаром. И в этом нет никакого радикализма, только подчинение «Покрытых христианок» требованиям религии.

    Если мы одеваемся не так консервативно, это наша проблема и, возможно, грех. Но давайте уважать чужую точку зрения, тем более, что она соответствует православию, а не искажает его в угоду сиюминутным трендам.