• В Москве 11 декабря открыли памятник Александру Солженицыну, в день его рождения (11.12.1918) .  Вокруг личности величайшего писателя XX века по сей день не угасают споры: одни ставят его в пантеон русских героев, другие – записывают в предатели. Александр Исаевич стал выдающимся представителем эпохи, ответил на ряд «вечных русских» вопросов и напомнил своему народу – что же такое «жить не по лжи». “100 лет Солженицыну” – под таким названием проходят мероприятия по всему миру в честь выдающегося русского человека.

    Сын смутного времени

    Александр Солженицын родился в семье простых русских крестьян в начале Гражданской войны в России. Будущий писатель впитывал атмосферу зарождающегося советского государства, пробовал себя в литературе, получал образование и сталинскую стипендию за успехи в учебе. Как и отец, Александр Исаевич попробовал себя в воинском ремесле, встав на защиту Родину в ряды фронтовиков. Солженицын дослужился до звания старшего лейтенанта и даже был награжден орденом Красной звезды.

    Любовь к литературе перевернула всю жизнь молодого офицера в буквальном смысле: за критические высказывания о Сталине в письмах Александр Исаевич был арестован и осужден на долгих 8 лет лагерей.

    На первый взгляд история Солженицына мало чем отличается миллионов грустных судеб русских людей эпохи. Участие в Великой Отечественной Войне и срок за лишнее слово были обычным делом для пострусского тоталитарного государства. Но в отличие от миллионов соотечественников после реабилитации Солженицын отказался забыть о печальном прошлом. Писатель принял решение поведать о русской катастрофе миру и попытаться понять, что же вдруг стало не так с самой православной страной в мире.

    Александр Солженицын получает Нобелевскую премию

    Диссидент

    Солженицын ненавидел СССР и любил Россию. Узколобая часть государственников, в основном, конечно, носителей советской ментальности, не очень разделяют понятия государства и Родины. Для Александра Исаевича русский народ в Советском Союзе был заложником национальной катастрофы 1917 года. Солженицын создает публицистические тексты и одновременно литературные произведения, такие как «В круге первом» или «Раковый корпус», где явственно показывает обществу изнанку отечественной коммунистической системы. Произведения писателя публикуются за рубежом, пользуются успехом, усиливая негодование власти на Родине. Вручение Нобелевской премии Солженицыну становится последней каплей: высылка писателя из страны была вопросом времени. Так и случилось в 1974 году после выхода знаменитого романа «Архипелаг ГУЛАГ».

    По Европе Солженицын путешествовал с выступлениями, собирал материалы для романа «Красное колесо». Запад, приютивший писателя, не вызывает у последнего особых иллюзий. Посетив Испанию и, на удивление всему миру положительно высказавшись о Франко, Александр Исаевич на долгие вместе с семьей поселился отшельником в американском штате Вермонт.

    Гарвардская речь

    За что стоит уважать Солженицына – за его личную позицию, которая вопреки наветам, не была приватизирована приютившим его Западным миром, как это часто бывает с политэмигрантами. Александр Исаевич не играл на шахматной доске за «белых» или «черных», он действовал по указанию совести и говорил, то, что думал.

    Солженицын разносил в пух и прах идею однополярного мира, которой руководствовались в США. Центром может и должно быть много, настоящая свобода – в независимости и равном общении между всеми державами. А в американском юридическом обществе не хватает человеческого фактора. Александр Исаевич намекнул Западу что подлинная свобода – это не индульгенция на вседозволенность и грех. Мир капиталистов поместил в центр системы ценностей человека, попытавшись отказаться от Бога.

    Речь Солженицына в Гарварде, документальная съемка

    Тогда Запад Солженицына не понял. Сегодня речь писателя в Гарвардском университете 1978 года изучают на факультете политологии и разбирают на цитаты американские знаменитости.

    Речь Солженицына в Гарварде

    Торжество правды

    В схватке с коммунизмом Солженицын вышел победителем. Маленький человек, без должности и звания, не чета академику Сахарову, Александр Исаевич сумел совершить стратегическое отступление «в страну далече», не отказавшись от собственной линии убеждений. СССР рухнул, а Солженицын вернулся на Родину. Его возвращение олицетворяет русское «уух!» с размахом и масштабом. Александр Исаевич не принял лекал скучного официоза и пластмассовой политики, и вместо московского аэропорта предпочел высадиться во Владивостоке и направиться в столицу через всю страну. Солженицын возвращался в Россию, обнимаясь сквозь ее просторы со всем русским народом на каждой станции.

    И вернувшись, писатель отнюдь не стал карманной марионеткой новой либеральной власти. Солженицын отказался от ельцинской награды и смело критиковал власть за ее ошибки. И власть народного героя уважала.

    Трехсотлетний грех Церкви

    Глубокие раны на народном теле на века отпечатываются в истории. Александр Солженицын как истинный русский человек печалился о событиях раскола XVII века, разделившего могучую нацию и подорвавшую ее былую мощь. Писатель всегда призывал Церковь к решению старообрядческого вопроса, сам же он восхищался стойкостью «ревнителей древлего благочестия» и недоумевал: как так получилось, что книги, по которым молился Сергий Радонежский и вся Русская Церковь 700 лет в один миг признаны были еретическими и сожжены на «смоляных кострах»?

    «То, что видели мои глаза и слышали уши, никогда не даст мне признать всемолимое объединение Русской Церкви законченным, пока мы не объединимся во взаимном прощении и с нашей самой исконной ветвью», 

    – говорил Солженицын

    Превосходство над жизнью

    Александр Солженицын прожил долгую, насыщенную, интересную и вместе с тем непростую жизнь. Бог хранил его, и великий мыслитель выжил в мясорубке Отечественной Войны, в сталинских лагерях, под давлением советского правительства. Человек – без покровителей и связей – он умел оставаться на плаву, честно заявляя мировым гегемонам то, что он о них думает. Александр Исаевич обладал пронзительной русской душой, и если по кому и стоит изучать эту загадочную субстанцию – то лучшего, чем писатель, не найти.

    Аскет и отшельник, человек интеллектуального труда, Солженицын никогда не стремился к богатству и удивительным образом получал возможность жить достойной жизнью. В своей борьбе этот великий русский отнюдь не был ненавистником в прямом смысле слова, но борцом за правду. Он возвышался над жизнью, а жизнь платила ему глубоким уважением:

    «Живите с ровным превосходством над жизнью – не пугайтесь беды и не томитесь по счастью».

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *