• Какая заповедь из всех наибольшая? Сколько заповедей всего? Какой была первая заповедь людям? И нужно ли соблюдать заповеди все, или можно ограничиться лишь несколькими? Поговорим об этом сегодня.

    «Господь сокровен в заповедях Своих, — и обретается ищущими Его по мере исполнения ими заповедей Его». 

    Преп. Марк Подвижник

    Что такое «заповедь»?

    Заповедями в христианстве называются религиозно-нравственные предписания, исполнение которых необходимо для достижения единства с Богом в этой и следующей, вечной, жизни.

    Сколько всего заповедей?

    В раю Адам получил от Бога 4 заповеди, Моисей на горе Синай – 10, а с пришествием в мир Христа человечество получило 9 заповедей блаженства. При этом Господь подчеркнул, что все заповеди стоят на двух постулатах любви к Богу и ближнему.

    В широком смысле заповедями можно называть все слова и наказы Создателя, обращенные к человеку для сохранения души и наследования вечной жизни.

    Четыре заповеди Эдемские

    До грехопадения Господь сказал первым людям, какими законами они должны были руководствоваться, чтобы продолжать свою счастливую жизнь в райском саду.

    1. «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт 1:28). Бог создал людей по образу Своему и подобию, и причиной этому стала безграничная Любовь. Люди, как подобие Бога, тем самым призваны создавать новых людей – являть акт любви мужчины и женщины друг к другу.
    2. Возделывание рая (Быт 2:15). Заповедь созидательного труда Бог дал человеку. Что такое рай? Это душа, свободная, за которой стоит выбор – быть с Господом или нет. Возделывание рая, то есть души, и есть необходимое условие для спасения. Иначе душа зарастает сорняками грехов.
    3. Познания мира (наречение имен — Быт 2:19). Через созданный Богом мир человек познает и Творца, видя во всем созданном Господа, Его Промысел и Волю.
    4. Не вкушай от древа познания добра и зла (Быт. 2:17). Данную заповедь первого поста первые люди нарушили и были изгнаны из рая.

    Десять заповедей Синайских

    1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим (Исх.20:2-3). Других богов просто нет. Создатель Вселенной Один, и перестав верить в Него подобно смерти, потому что это не дает вечной жизни.
    2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им (Исх.20:4-5). Вторая заповедь усиливает первую, говоря о том, что душой человека не должно владеть ничего из временного, будь то модная философия или же дорогое имущество. Идол – это ложная ценность, ради которой может жить заблуждающийся человек.
    3. Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно (Исх.20:7). Имя Бога священно, поэтому и произносить его стоит с рассуждением и по делу, а не как междометие и уж тем более, ни как кощунство. Оскорбление Бога таким образом наносит вред душе человека, потому что Господь источник жизни людей.
    4. Помни день субботний, чтобы святить его; Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему (Исх.20:8-10). Этой заповедью Бог напоминает, что человеку, заботящемуся о собственном существовании, необходимо уделять время и ежедневно, и особо в воскресный день. Этот день нужен людям, чтобы восполнить свои духовные силы, укрепить связь с Богом, встретиться с Ним в Таинствах Церкви и сделать очередной рывок в деле духовного самосовершенствования.
    5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле (Исх.20:12). Бог сотворил первых людей, а они стали родителями следующих поколений. Воздавая дань уважения родителям, даже если они и неверующие, мы воздаем уважение Господу, как Первому Отцу всего человечества.
    6. Не убивай (Исх.20:13). Убийство противоестественно человеческой природе, потому что насилие одного человека над другим противоречит принципу любви. Эта та заповедь, смысла которой большинству людей не требуется объяснять.
    7. Не прелюбодействуй (Исх.20:14). В браке люди соединяются друг с другом по Божественному установлению. А вот связи до брака или во время него на стороне разрушают душу человека.
    8. Не кради (Исх.20:15). Бог предостерегает человека брать то, что ему не принадлежит. Каждому Господь в жизни дает ровно то, что ему требуется.
    9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего (Исх.20:16). Всякая ложь противоположна правде. Ложь в отношении другого человека омрачает душу лжеца. И противоречит принципу любви.
    10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего (Исх.20:17). Этой заповедью Господь предостерегает людей от зависти. Это чувство, появившееся в душе, приносит боль и может стать причиной ненависти, вражды и даже убийства по отношению к ближнему только потому, что грешник посчитал для себя возможным претендовать на чужое имущество.

    Девять заповедей блаженства

    1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5:3). Нищим духом называется здесь смиренный человек. Святые люди, несмотря на общественное признание при жизни, совершаемые ими чудеса, вплоть до воскрешения мертвых, считали себя ничтожными в духовном смысле. Они понимали, что источником их сил является Бог. Обратное мнение и самоуверенность лишает человека духовной силы.
    2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мф. 5:4). Плачущими называются те, кто борется со своими грехами. Чем больше христианин погружается в духовную жизнь и самоанализ, тем глубже он видит свое духовное несовершенство. Исцелить его может только Бог, Который откликается всем, сокрушающим себя покаянным плачем.
    3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф. 5:5). Носители мирного и спокойного духа переживают войны и катастрофы. Христиане, которых жестоко гнали и во времена Римской империи, и в годы СССР, проносили свою веру сквозь все преграды. Государств-гонителей давно нет, а Христианство распространилось по всему миру.
    4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся (Мф. 5:6). Желать правды означает стремиться к изучению Бога во всех смыслах. Истинная правда заключена в Господе, она выше всех сиюминутных исканий и разоблачений, которыми сегодня полон мир людей. Ищущие Бога обязательно найдут Его, то есть насытятся и соединятся с Ним.
    5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5:7). Господь говорил, что в день Страшного Суда в Царство Небесное войдут те, кто жил делами милосердия. Любая помощь ближнему в наше жестокое время выступает проявлением любви. Тех, кто милостиво относится к людям вокруг, помилует и Господь.
    6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5:8). Грех начинается в сердце человека и может даже не выходить за его пределы. Но мысли, живущие в душе, будут разъедать душу и создавать внутри духовную реальность, называемую адом. Люди, сумевшие победить дурные мысли и желания, становятся чистыми. Они способны увидеть свет, исходящий от Господа, в своем сердце.
    7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими (Мф. 5:9). Иисус Христос примирил через Свою Жертву человечество с Богом. А нам следует искать не «доброй войны», а крепкого мира с людьми вокруг. Вражда порождает ненависть и убивает любовь. Миротворцы пытаются всех помирить, потому что любят людей вокруг.
    8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5:10). Во все времена находились люди, не принимавшие учение Христа. Гордыня не позволяла им слышать учение, обличавшее их совесть. Поэтому всегда находились правители или рядовые ненавистники, гнавшие верующих за их религиозные убеждения. Бывает, что приходится пострадать за Христа и на бытовом уровне, когда ближние отказываются слышать о Боге и духовной жизни, отрицая нравственные принципы нашей веры.
    9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас (Мф. 5:11). Эта заповедь усиливает предыдущую. Церковь стоит на крови мучеников. Иисус Христос, многие из апостолов, раннехристианские и позднехристианские мученики ценой своей жизни свидетельствовали о вере. К этому должны быть готовы и мы.

    Две главные заповеди Любви

    1. Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь (Мф.22:37-38). Когда мы любим, то обращаем все наши усилия на объект любви. Наши чувства и мысли заняты им. Здесь то же самое: чтобы любить Бога, нужно посвящать себя Ему целиком и полностью.
    2. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22:39). В нашем ближнем заложен образ Бога. И мы призваны любить этот образ Господа в каждом человеке. Любя ближних, мы любим Бога.

    Если главная заповедь  – любовь, для чего соблюдать все остальные?

    Тогда зачем нам такое количество заповедей и еще больше, если покопаться в Священном Писании? Дело в том, что любовь к Богу – это жертва. Господь создал людей, имея все. Бог дал людям свободу, лишив Себя права вторгаться в их жизнь насильно. Чтобы люди вернулись в райские обители, Бог спустился в мир людей и пожертвовал Собой.

    Жертва Христа показала, что Он готов на все ради людей. В этом и заключается принцип любви, который существует как данность. И если мы любим Бога, значит, мы пожертвуем своим исключительно умным мнением ради соблюдения Его заповедей. Да и заповеди эти не формальны для исполнения любви. Они берегут нашу душу от самоуничтожения. Наше тело подвержено смерти. А наша личность – нет. Если мы хотим быть здоровыми, мы выполняем определенные правила питания, физических нагрузок, отдыха. Также и духовное здоровье требует исполнения заповедей. Главное, чтобы в основе их лежала любовь к Богу и окружающим нас людям. Всем без исключения.

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *