• Актуальную тему президентских выборов-2018 обсуждают миллионы россиян. Мы решили поинтересоваться мнением православных священников по поводу этого  судьбоносного для России события.

     

    1. На одном православном форуме встречается мнение «Выборы верховной власти народом противны воле Господа, так как манипуляция народным мнением излюбленное средство дьявола для введения людей во грех». Также общеизвестна фраза «Демократия в аду, на небе царство». С Вашей точки зрения, выборы дело, угодное Богу, или следует всемерно приближать возрождение монархии в России? 
    1. Один священник побывал наблюдателем на выборах, заметил фальсификацию, стал обличать избирательную комиссию. На Ваш взгляд, должны ли представители церкви принимать активное участие в процессе подготовки и осуществлении выборов? Или им следует быть в стороне от этого мероприятия? 
    1. Каких перемен и новых полезных законов Вы как верующий человек ждёте после президентских выборов-2018?

     

    Протоиерей Всеволод Чаплин/ www.vm.ru

    Отвечает настоятель храма прп. Феодора Студита у Никитских ворот г. Москвы, член Общественной палаты Союзного Государства России и Беларуси РФ,  протоиерей Всеволод ЧАПЛИН:

    1. Об отношении к монархии и демократии очень ясно сказано в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви. Монархия – более религиозно укорененный общественный строй. Исключить его восстановление нельзя, но общество должно быть духовно к нему готово, чтобы его возрождение не стало карикатурой или даже новым безбожным правлением, предтечей антихриста.

    Я надеюсь на возрождение в России монархии – не опереточной, западного типа, а настоящей, православной, крепко правящей железным посохом, беспощадной к врагам.

    Демократия, на мой взгляд, — это уходящая в прошлое лицемерная система. Везде правят немногие. Только в православной монархии об этом говорится честно, а демократии западного типа лицемерно прячут власть избранных за ширмой манипуляций и голосований. Ведь те, кто хочет полной перемены политической и особенно финансово-экономической системы, на Западе к выдвижению на выборах не допускаются.

    Впрочем, в нашей стране к выборам не стоит относиться безразлично. Голосовать – наш долг. Более того, православным людям нужно активнее выдвигать своих кандидатов-мирян.

    2. Не уверен, что это хорошее занятие для священника, но организованные православные миряне должны быть в каждой такой комиссии – в православной-то стране. Впрочем, мне тоже приходилось в Общественной палате обличать странные итоги недавних думских выборов – в Саратовской области, где на многих участках оказались слишком похожие результаты. Поклон г-ну Володину…

    3. Список большой, и я часто его озвучиваю. Надо реально противостоять абортам, донести до каждого школьника и студента неприглядную правду о них. Надо построить новую «двухэтажную Россию» — без этого коренной народ будет вымирать. Надо вернуться к строгости нравов в культуре и СМИ. Надо решить проблему антироссийского режима в Киеве. Надо сделать прорывы в науке, технологиях, переходе от сидения в офисах к дистантной занятости. Подробнее об этом – в одном из документов сообщества «Русская миссия».

     

    священник Федор Людоговский/ www.pravmir.ru

    Отвечает  клирик Покровского храма Московской духовной академии, кандидат филологических наук, преподаватель МДАиС, научный сотрудник Института славяноведения РАН, коуч, священник Федор ЛЮДОГОВСКИЙ:

    1. Богу угодно, чтобы мы любили друг друга, чтобы мы заботились о созданном Им мире, чтобы мы не лгали и не убивали. Это вполне определенно Ему угодно – достаточно почитать Ветхий и Новый Завет. А насчет выборов – я думаю, что Господь, извините за каламбур, согласится с нашим выбором. Осмелюсь предположить, что наш Творец и Спаситель хотел бы видеть нас взрослыми людьми, способными брать на себя ответственность за свои слова и поступки:

    «Братия! – говорит апостол Павел, – не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни» (1 Кор 14:20). В этой перспективе возможность выбора (политического, экономического, нравственного) представляется сообразной апостольскому учению.

    Что касается монархии, то я не очень понимаю, почему в сознании некоторых наших соотечественников христианство столь жестко увязывается с идеей монархии.

    Да, следует признать, что образами и символами монархии пронизано наше богослужение, наша гимнография и многие другие сферы церковной культуры; образ царя и его подданных широко используется в христианском богословии; и, разумеется, все мы помним притчи Господа Иисуса Христа, где фигурируют цари и прочие земные владыки. Всё это так. Но надо понимать, что до XX века монархия была основной (хотя и не единственной) формой правления. В Иудее и Израиле всегда были цари. Восточнохристианская церковь практически всегда жила внутри империи – Римской, Византийской, Российской, советской. Однако из этого никоим образом не следует, что монархия – богоугодный политический институт. Напротив, Священное Писание ярко свидетельствует нам об обратном:

    «Когда же состарился Самуил, то поставил сыновей своих судьями над Израилем. Имя старшему сыну его Иоиль, а имя второму сыну его Авия; они были судьями в Вирсавии. Но сыновья его не ходили путями его, а уклонились в корысть и брали подарки, и судили превратно. И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму, и сказали ему: вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов. И не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас. И молился Самуил Господу. И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними; как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня, оставляли Меня и служили иным богам, так поступают они с тобою; итак послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними. <…> И сказал Господь Самуилу: послушай голоса их и поставь им царя» (1 Цар 8:1–9, 22).

    Как видим, Господь недоволен желанием Своего народа и считает, что евреи отвергли Его. Однако он считается с их выбором и разрешает пророку Самуилу поставить израильтянам царя.

    Итак, я отнюдь не считаю, что нам «следует всемерно приближать возрождение монархии в России». В этом году исполнилось 100 лет со дня февральской революции и октябрьского переворота – и именно последний русский император несет немалую (если не основную) ответственность за случившееся.

    Красный террор, сталинизм, почти полное уничтожение церкви – это последствия неспособности русской монархии модернизировать социальные институты. Эволюция оказалась невозможной – и тогда произошла революция.

    В нынешних условиях возрождение монархии будет означать тиранию. России, по моему мнению, сейчас необходима сменяемость власти, наличие прозрачных, работающих демократических процедур и институтов. Это позволит прекратить расхищение национальных богатств, окажет благотворное влияние на отечественную экономику, на отношения с внешним миром, на атмосферу в обществе.

    2. Да, такой священник был (и есть), и это не аноним: его зовут Дмитрий Свердлов. За обнародование фальсификаций, имевших место на выборах депутатов Государственной Думы в 2011 году, он (разумеется, под совершенно иным предлогом) был запрещен в служении на 5 лет.

    Отвечая на поставленный вопрос, скажу следующее. По моему мнению, священники (как я понимаю, речь идет о священнослужителях) не обязаны, если они этого не хотят, принимать участие в процессе подготовки и в осуществлении выборов. Но, безусловно, у них, как и у прочих граждан Российской Федерации, есть такое право. Мое частное мнение заключается в том, что работа священников, обладающих авторитетом у своих прихожан, в качестве наблюдателей на выборах была бы желательной и полезной.

    Несмотря ни на что, от православных священнослужителей всё ещё ждут слова правды. И если священник будет свидетельствовать о том, что на избирательных участках производились вбросы бюллетеней или использовались другие грязные технологии, – это будет означать, что Русская Православная Церковь борется с ложью и с ее отцом – дьяволом. И тогда Господь будет на нашей стороне.

    3. Мне кажется, выражение «новые полезные законы» здесь не вполне уместно.

    Законы, принятые в нашей стране в последние годы (в особенности начиная с 2014 года), носят преимущественно репрессивный и во многом антиконституционный характер.

    Но если помечтать о неких полезных для страны и ее граждан законах, которые могли бы быть приняты начиная с весны 2018 года, то главным из этих законов должен стать тот, который отменял бы большинство предыдущих: жестокий и лицемерный «закон Димы Яковлева», запрещающий усыновление детей (в том числе тяжело больных) иностранцами, пакет Яровой, фактически делающий невозможным миссионерство, и многое другое.

    Хотелось бы, чтобы страна вернулась к конституционным нормам, к независимости судов, к свободе слова, к уважению прав личности, к взаимовыгодному сотрудничеству с Европой и Америкой; хотелось бы, чтобы деньги тратились не на войну, а на медицину, образование и науку. На сегодняшний день я не вижу предпосылок к тому, что это может произойти в ближайшие пять-десять лет. Но история нередко преподносит сюрпризы. Поэтому я продолжаю надеяться на чудо.

     

    Протоиерей Елисей Елисеев

    Отвечает протоиерей Елисей ЕЛИСЕЕВ:

    1. Монархия – наиболее совершенная система управления. Но и она предполагает выбор царя на Земском Соборе. Романовы упразднили Земский Собор, закрепив за своим родом вечное правление славянами. Это — неправильно. А выборы — нормальное явление в Православии. Возьмите историю казачьего народа, там выборы атаманов дело обычное, и никого это не смущает.

    2. Православные христиане, в том числе и священники — граждане РФ, которые должны управлять своей землей и своей страной, иначе ею будут управлять инородцы. Монахи, отрекшиеся от мира не должны вторгаться в мирские дела, но белое духовенство вполне имеет право на активную деятельность в миру.

    3. Я человек верующий, читаю Священное Писание. Будущее Там прописано довольно подробно. Ничего иного от выборов или будущего я не жду. Жду Второго пришествия Иисуса Христа.

     

    Беседовала Марина Струкова

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *