Актуальную тему президентских выборов-2018 обсуждают миллионы россиян. Мы решили поинтересоваться мнением православных священников по поводу этого судьбоносного для России события.
- На одном православном форуме встречается мнение «Выборы верховной власти народом противны воле Господа, так как манипуляция народным мнением излюбленное средство дьявола для введения людей во грех». Также общеизвестна фраза «Демократия в аду, на небе — царство». С Вашей точки зрения, выборы — дело, угодное Богу, или следует всемерно приближать возрождение монархии в России?
- Один священник побывал наблюдателем на выборах, заметил фальсификацию, стал обличать избирательную комиссию. На Ваш взгляд, должны ли представители церкви принимать активное участие в процессе подготовки и осуществлении выборов? Или им следует быть в стороне от этого мероприятия?
- Каких перемен и новых полезных законов Вы как верующий человек ждёте после президентских выборов-2018?
Отвечает настоятель храма прп. Феодора Студита у Никитских ворот г. Москвы, член Общественной палаты Союзного Государства России и Беларуси РФ, протоиерей Всеволод ЧАПЛИН:
1. Об отношении к монархии и демократии очень ясно сказано в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви. Монархия – более религиозно укорененный общественный строй. Исключить его восстановление нельзя, но общество должно быть духовно к нему готово, чтобы его возрождение не стало карикатурой или даже новым безбожным правлением, предтечей антихриста.
Я надеюсь на возрождение в России монархии – не опереточной, западного типа, а настоящей, православной, крепко правящей железным посохом, беспощадной к врагам.
Демократия, на мой взгляд, — это уходящая в прошлое лицемерная система. Везде правят немногие. Только в православной монархии об этом говорится честно, а демократии западного типа лицемерно прячут власть избранных за ширмой манипуляций и голосований. Ведь те, кто хочет полной перемены политической и особенно финансово-экономической системы, на Западе к выдвижению на выборах не допускаются.
Впрочем, в нашей стране к выборам не стоит относиться безразлично. Голосовать – наш долг. Более того, православным людям нужно активнее выдвигать своих кандидатов-мирян.
2. Не уверен, что это хорошее занятие для священника, но организованные православные миряне должны быть в каждой такой комиссии – в православной-то стране. Впрочем, мне тоже приходилось в Общественной палате обличать странные итоги недавних думских выборов – в Саратовской области, где на многих участках оказались слишком похожие результаты. Поклон г-ну Володину…
3. Список большой, и я часто его озвучиваю. Надо реально противостоять абортам, донести до каждого школьника и студента неприглядную правду о них. Надо построить новую «двухэтажную Россию» — без этого коренной народ будет вымирать. Надо вернуться к строгости нравов в культуре и СМИ. Надо решить проблему антироссийского режима в Киеве. Надо сделать прорывы в науке, технологиях, переходе от сидения в офисах к дистантной занятости. Подробнее об этом – в одном из документов сообщества «Русская миссия».
Отвечает клирик Покровского храма Московской духовной академии, кандидат филологических наук, преподаватель МДАиС, научный сотрудник Института славяноведения РАН, коуч, священник Федор ЛЮДОГОВСКИЙ:
1. Богу угодно, чтобы мы любили друг друга, чтобы мы заботились о созданном Им мире, чтобы мы не лгали и не убивали. Это вполне определенно Ему угодно – достаточно почитать Ветхий и Новый Завет. А насчет выборов – я думаю, что Господь, извините за каламбур, согласится с нашим выбором. Осмелюсь предположить, что наш Творец и Спаситель хотел бы видеть нас взрослыми людьми, способными брать на себя ответственность за свои слова и поступки:
«Братия! – говорит апостол Павел, – не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни» (1 Кор 14:20). В этой перспективе возможность выбора (политического, экономического, нравственного) представляется сообразной апостольскому учению.
Что касается монархии, то я не очень понимаю, почему в сознании некоторых наших соотечественников христианство столь жестко увязывается с идеей монархии.
Да, следует признать, что образами и символами монархии пронизано наше богослужение, наша гимнография и многие другие сферы церковной культуры; образ царя и его подданных широко используется в христианском богословии; и, разумеется, все мы помним притчи Господа Иисуса Христа, где фигурируют цари и прочие земные владыки. Всё это так. Но надо понимать, что до XX века монархия была основной (хотя и не единственной) формой правления. В Иудее и Израиле всегда были цари. Восточнохристианская церковь практически всегда жила внутри империи – Римской, Византийской, Российской, советской. Однако из этого никоим образом не следует, что монархия – богоугодный политический институт. Напротив, Священное Писание ярко свидетельствует нам об обратном:
«Когда же состарился Самуил, то поставил сыновей своих судьями над Израилем. Имя старшему сыну его Иоиль, а имя второму сыну его Авия; они были судьями в Вирсавии. Но сыновья его не ходили путями его, а уклонились в корысть и брали подарки, и судили превратно. И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму, и сказали ему: вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов. И не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас. И молился Самуил Господу. И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними; как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня, оставляли Меня и служили иным богам, так поступают они с тобою; итак послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними. <…> И сказал Господь Самуилу: послушай голоса их и поставь им царя» (1 Цар 8:1–9, 22).
Как видим, Господь недоволен желанием Своего народа и считает, что евреи отвергли Его. Однако он считается с их выбором и разрешает пророку Самуилу поставить израильтянам царя.
Итак, я отнюдь не считаю, что нам «следует всемерно приближать возрождение монархии в России». В этом году исполнилось 100 лет со дня февральской революции и октябрьского переворота – и именно последний русский император несет немалую (если не основную) ответственность за случившееся.
Красный террор, сталинизм, почти полное уничтожение церкви – это последствия неспособности русской монархии модернизировать социальные институты. Эволюция оказалась невозможной – и тогда произошла революция.
В нынешних условиях возрождение монархии будет означать тиранию. России, по моему мнению, сейчас необходима сменяемость власти, наличие прозрачных, работающих демократических процедур и институтов. Это позволит прекратить расхищение национальных богатств, окажет благотворное влияние на отечественную экономику, на отношения с внешним миром, на атмосферу в обществе.
2. Да, такой священник был (и есть), и это не аноним: его зовут Дмитрий Свердлов. За обнародование фальсификаций, имевших место на выборах депутатов Государственной Думы в 2011 году, он (разумеется, под совершенно иным предлогом) был запрещен в служении на 5 лет.
Отвечая на поставленный вопрос, скажу следующее. По моему мнению, священники (как я понимаю, речь идет о священнослужителях) не обязаны, если они этого не хотят, принимать участие в процессе подготовки и в осуществлении выборов. Но, безусловно, у них, как и у прочих граждан Российской Федерации, есть такое право. Мое частное мнение заключается в том, что работа священников, обладающих авторитетом у своих прихожан, в качестве наблюдателей на выборах была бы желательной и полезной.
Несмотря ни на что, от православных священнослужителей всё ещё ждут слова правды. И если священник будет свидетельствовать о том, что на избирательных участках производились вбросы бюллетеней или использовались другие грязные технологии, – это будет означать, что Русская Православная Церковь борется с ложью и с ее отцом – дьяволом. И тогда Господь будет на нашей стороне.
3. Мне кажется, выражение «новые полезные законы» здесь не вполне уместно.
Законы, принятые в нашей стране в последние годы (в особенности начиная с 2014 года), носят преимущественно репрессивный и во многом антиконституционный характер.
Но если помечтать о неких полезных для страны и ее граждан законах, которые могли бы быть приняты начиная с весны 2018 года, то главным из этих законов должен стать тот, который отменял бы большинство предыдущих: жестокий и лицемерный «закон Димы Яковлева», запрещающий усыновление детей (в том числе тяжело больных) иностранцами, пакет Яровой, фактически делающий невозможным миссионерство, и многое другое.
Хотелось бы, чтобы страна вернулась к конституционным нормам, к независимости судов, к свободе слова, к уважению прав личности, к взаимовыгодному сотрудничеству с Европой и Америкой; хотелось бы, чтобы деньги тратились не на войну, а на медицину, образование и науку. На сегодняшний день я не вижу предпосылок к тому, что это может произойти в ближайшие пять-десять лет. Но история нередко преподносит сюрпризы. Поэтому я продолжаю надеяться на чудо.
Отвечает протоиерей Елисей ЕЛИСЕЕВ:
- Монархия – наиболее совершенная система управления. Но и она предполагает выбор царя на Земском Соборе. Романовы упразднили Земский Собор, закрепив за своим родом вечное правление славянами. Это — неправильно. А выборы — нормальное явление в Православии. Возьмите историю казачьего народа, там выборы атаманов дело обычное, и никого это не смущает.
2. Православные христиане, в том числе и священники — граждане РФ, которые должны управлять своей землей и своей страной, иначе ею будут управлять инородцы. Монахи, отрекшиеся от мира не должны вторгаться в мирские дела, но белое духовенство вполне имеет право на активную деятельность в миру.
3. Я человек верующий, читаю Священное Писание. Будущее Там прописано довольно подробно. Ничего иного от выборов или будущего я не жду. Жду Второго пришествия Иисуса Христа.
Беседовала Марина Струкова