• Современный человек смотрит на литературу исключительно как на сюжет, в рамках которого бушует авторская мысль. Имея превратное отношение к духовности, читатель следует призывам лирического героя, не задавая себе вопрос о его нравственности. Но чтение заключается не в поглощении истории, рассказанной красивым языком, а в вымывании золотых самородков морали из текста, в котором автор сталкивает между собой различные мировоззрения. Литература — это притча, а не желанный пример героя нашего времени.

    Что бы было, если бы мы поняли притчу о злых виноградарях как призыв к кровожадной алчности! Так и поэма Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» трактуется сегодня в духе безрассудного свободолюбия. Но как мы знаем, ничто безнравственное не проходит проверку временем, а поэма не устаревает ни на день. Попробуем прочитать ее как притчу, притчу о блудном сыне.

    П. Заболотский. Портрет М. Ю. Лермонтова в ментике лейб-гвардии гусарского полка, 1837

    Как и лермонтовский мцыри мы невольно попали в монастырь — в место, где все равны перед Богом, где особенности каждого не являются причинами криков о равенстве, где смиряют бурлящие страсти, где трудятся и молятся не для своей славы. Так с рождением встаем мы на службу Господу, так, как и герой поэмы, больные находим мы выздоровление в монастырской любви. Каждый из нас мцыри, то есть послушник, готовящийся стать монахом.

    В один момент в нас поселяется «одна – но пламенная страсть», которая «грызет и сжигает» души. Это страсть мнимой свободы от монастырских стен, желание слиться с природой в животном инстинкте, забыв сущность добра. В попытках найти оправдание и опору этой страсти, мы так же наивно обманываем себя, как и лермонтовский мцыри, обращающийся к монаху в смешении понятий жизни и греха:
    Пускай теперь прекрасный свет
    Тебе постыл; ты слаб, ты сед,
    И от желаний ты отвык.
    Что за нужда? Ты жил, старик!
    Тебе есть в мире что забыть,
    Ты жил, – я также мог бы жить!
    Входя в диалог с гордостью, мы всегда остаемся пораженными ею и слепо движемся навстречу страстям. В ночном бегстве из монастыря мы находим временную радость, которая питается лишь глубинами неизведанного мира гордыни, земли которого не освещают даже звезды:
    Бежал я долго – где, куда?
    Не знаю! ни одна звезда
    Не озаряла трудный путь.
    Мне было весело вдохнуть
    В мою измученную грудь
    Ночную свежесть тех лесов,
    И только!
    Но этот побег не знает храбрости; вся удаль свободомыслия оказывается мнимой, а все сладости страстей горечью, когда мы смотрим на себя со стороны. Наша познающая личность исчезает, ее сменяют животные инстинкты и потребности; мы превращаемся в ужасающего зверя, гниющий образ которого оказывается несравним с чистым и невинным обликом животных:
    Змея скользила меж камней;
    Но страх не сжал души моей:
    Я сам, как зверь, был чужд людей
    И полз и прятался, как змей.
    Но эти беспомощные попытки спрятаться от взора монастыря, что возвеличивается на холме, лишь вначале кажутся нам самим дерзновенными и стыдливыми. Чем дольше мы обманываем себя, чем дольше взор наш направлен в глубь животной тьмы, тем ярче кажется нам мнимый рассвет: вскоре мы находим упоение в страсти, поскольку она становится навыком, побеждающим совесть. Мы оказываемся на краю гибели и часто идем на поводу своих глаз, которые, «видя, не видят» всей кровожадной внешности греха. Но случается, что мы вдруг осознаем свое положение, когда уже подходим к смертельной черте. Тогда мы ужасаемся собственной слепоте:
    Я поднял голову мою…
    Я осмотрелся; не таю:
    Мне стало страшно; на краю
    Грозящей бездны я лежал,
    Где выл, крутясь, сердитый вал;
    Туда вели ступени скал;
    Но лишь злой дух по ним шагал,
    Когда, низверженный с небес,
    В подземной пропасти исчез.

    М. Лермонтов. Вид Тифлиса, 1837.

    И вот на пути мцыри является грузинка, набирающая воду в кувшин. Мрак ее очей «был так глубок, / Так полон тайнами любви», что пылкие думы юноши смущаются, он плачет по себе, когда не решается искать спасения в ее доме, куда его приветливо зовет огонек, мерцающий подобно «яркой звезде». Так Богородица приходит к нам в момент отчаянья, предлагая живую воду покаяния взамен на смирение со страстями. Но идем ли мы за этой путеводной звездой или покоряемся смертоносному и уже неотрадному «свободомыслию»?

    Мцыри же покоряется гордости: его «Я» уверено в самостоятельной победе над зверем этого темного леса. Так и мы, увидев искушающего нас свободолюбивого и непокорного барса, вступаем с ним в смертельную схватку, полагаясь на свои силы.
    На самом же деле мы полагаемся на свою гордость, уподобляясь этому лермонтовскому образу дьявола, который находит звериную радость в своем превосходстве над тьмой леса:
    Могучий барс. Сырую кость
    Он грыз и весело визжал;
    То взор кровавый устремлял,
    Мотая ласково хвостом,
    На полный месяц, – и на нем
    Шерсть отливалась серебром.
    В смертельной схватке никто не одерживает победу: хотя и глаза нашего барса «закрылись тихо вечным сном», но его прыжок на нашу грудь оказывается роковым. Без сердца бредем мы по лесу; нас не ведут уже ни страсти, ни цели, ни желания. Мы уходим в отчаянье и горечь потерянных надежд, не сознавая всей сладости сопротивления греху. Даже в отрезвлении колоколов мы слышим не призыв к покаянию, а реквием по мечте:
    Вдруг дальний колокола звон
    Раздался снова в тишине –
    И тут все ясно стало мне…
    О, я узнал его тотчас!
    Он с детских глаз уже не раз
    Сгонял виденья снов живых
    Про милых ближних и родных,
    Про волю дикую степей,
    Про легких, бешеных коней,
    Про битвы чудные меж скал,
    Где всех один я побеждал!..
    И слушал я без слез, без сил.
    Казалось, звон тот выходил
    Из сердца – будто кто-нибудь
    Железом ударял мне в грудь.
    В пламени совести мы вновь прячемся от этого звона, и кажется, что в момент, когда «сама земля жаром дышит» на нас, мы не имеем и шанса выжить, сделать хоть один шаг навстречу своему дому. В смирении засыпаем мы, и один добрый монах, который оберегал нас в монастыре, является нашим всепрощающим спасителем, вновь приносящим нас домой.
    На школьный вопрос о том, «что есть счастье для мцыри?», я отвечу — исповедь. Именно в ней герой действительно живет. Исповедуясь, он осознанно борется со страстями и приходит к смирению. Он побеждает все собственные заблуждения, которыми восхищался за стенами монастыря, произнося перед смертью, что «никого не проклянет».
    Прощай, отец… дай руку мне:
    Ты чувствуешь, моя в огне…
    Знай, этот пламень с юных дней,
    Таяся, жил в груди моей;
    Но ныне пищи нет ему,
    И он прожег свою тюрьму
    И возвратится вновь к тому,
    Кто всем законной чередой
    Дает страданье и покой…
    Итак, не будем слушать современность, ибо истина не знает времени. Не станем принимать сомнительные трактовки классики, превращающие наших гениев в свободолюбивых барсов. Будем помнить, что общество — слепая лошадь, и горе кучеру, если он заснет. Нам не понадобятся ни учебники литературы от священников, ни революционные меры, которыми невозможно навязать истинную духовность, если мы вновь научимся читать. Все мы лермонтовские мцыри, и дай нам Бог смиренно возвратиться в монастырь любви и нравственности.

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *