Современный человек смотрит на литературу исключительно как на сюжет, в рамках которого бушует авторская мысль. Имея превратное отношение к духовности, читатель следует призывам лирического героя, не задавая себе вопрос о его нравственности. Но чтение заключается не в поглощении истории, рассказанной красивым языком, а в вымывании золотых самородков морали из текста, в котором автор сталкивает между собой различные мировоззрения. Литература — это притча, а не желанный пример героя нашего времени.
Что бы было, если бы мы поняли притчу о злых виноградарях как призыв к кровожадной алчности! Так и поэма Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» трактуется сегодня в духе безрассудного свободолюбия. Но как мы знаем, ничто безнравственное не проходит проверку временем, а поэма не устаревает ни на день. Попробуем прочитать ее как притчу, притчу о блудном сыне.
![](https://dss-group.ru/img/proizvedenie-demon-lermontova-audiokniga.jpg)
П. Заболотский. Портрет М. Ю. Лермонтова в ментике лейб-гвардии гусарского полка, 1837
Как и лермонтовский мцыри мы невольно попали в монастырь — в место, где все равны перед Богом, где особенности каждого не являются причинами криков о равенстве, где смиряют бурлящие страсти, где трудятся и молятся не для своей славы. Так с рождением встаем мы на службу Господу, так, как и герой поэмы, больные находим мы выздоровление в монастырской любви. Каждый из нас мцыри, то есть послушник, готовящийся стать монахом.
Пускай теперь прекрасный светТебе постыл; ты слаб, ты сед,И от желаний ты отвык.Что за нужда? Ты жил, старик!Тебе есть в мире что забыть,Ты жил, – я также мог бы жить!
Бежал я долго – где, куда?Не знаю! ни одна звездаНе озаряла трудный путь.Мне было весело вдохнутьВ мою измученную грудьНочную свежесть тех лесов,И только!
Змея скользила меж камней;Но страх не сжал души моей:Я сам, как зверь, был чужд людейИ полз и прятался, как змей.
Я поднял голову мою…Я осмотрелся; не таю:Мне стало страшно; на краюГрозящей бездны я лежал,Где выл, крутясь, сердитый вал;Туда вели ступени скал;Но лишь злой дух по ним шагал,Когда, низверженный с небес,В подземной пропасти исчез.
![](https://www.ps-pokrov.ru/photos/quadri/tiflis_m.jpg)
М. Лермонтов. Вид Тифлиса, 1837.
И вот на пути мцыри является грузинка, набирающая воду в кувшин. Мрак ее очей «был так глубок, / Так полон тайнами любви», что пылкие думы юноши смущаются, он плачет по себе, когда не решается искать спасения в ее доме, куда его приветливо зовет огонек, мерцающий подобно «яркой звезде». Так Богородица приходит к нам в момент отчаянья, предлагая живую воду покаяния взамен на смирение со страстями. Но идем ли мы за этой путеводной звездой или покоряемся смертоносному и уже неотрадному «свободомыслию»?
Могучий барс. Сырую костьОн грыз и весело визжал;То взор кровавый устремлял,Мотая ласково хвостом,На полный месяц, – и на немШерсть отливалась серебром.
Вдруг дальний колокола звонРаздался снова в тишине –И тут все ясно стало мне…О, я узнал его тотчас!Он с детских глаз уже не разСгонял виденья снов живыхПро милых ближних и родных,Про волю дикую степей,Про легких, бешеных коней,Про битвы чудные меж скал,Где всех один я побеждал!..И слушал я без слез, без сил.Казалось, звон тот выходилИз сердца – будто кто-нибудьЖелезом ударял мне в грудь.
Прощай, отец… дай руку мне:Ты чувствуешь, моя в огне…Знай, этот пламень с юных дней,Таяся, жил в груди моей;Но ныне пищи нет ему,И он прожег свою тюрьмуИ возвратится вновь к тому,Кто всем законной чередойДает страданье и покой…