Часослов – моя любимая богослужебная книжица. Люблю потому, что по нему я выучила устав. Потому, что он хоть и маленький, но содержит последования всего суточного круга богослужений. Он очень разнообразный и природосообразный. Что это значит? Это значит, что на Вечерне мы будем читать слова про вечер, про то, как “солнце позна запад свой” (как сказано!) и про ночное “убежище зайцем”. На Утрене, “возставше от сна”, словно от смерти, будем “утренневать” к Богу, чтобы “Бог Господь и явился нам” и “всякое дыхание” “хвалило Его имя”. На Часах благословлять “всякое время и всякий час”.
Вечерня, утреня и часы вместе – самые древние образы молитвы, отражающие непрестанное предстояние христианина перед Богом во временном круге тварной природы и завязанной на нем жизни человека.
Если раньше, до Христа, люди приветствовали утром само солнце, поклонялись ему, то кто теперь мешает на рассвете, продолжая любоваться солнцем, восхвалять Его Творца? Никто:)
Мы все немного язычники, и в этом нет ничего дурного. Наше язычество проявляется в том, что мы не отделимы от земного мира также, как от своего тела. Тварная природа никогда никуда не денется, она будет с нами вечно, хотя и преобразится. Именно поэтому, наверное, мне так нравится Часослов: своей гармонией общего и частного, земного и небесного, простого и высокого. Эта заслуга во многом принадлежит мудрости и художественной выразительности Псалтири: псалмы по нескольку штук входят В КАЖДУЮ службу Часослова. Псалом…псалтирь… Какие слова: песня! Но о ней следует говорить отдельно.
Как выглядит часослов? Обычно это маленькая и не очень толстая книжица из плотной бумаги в твердой обложке (из-за частого использования), где есть черный (для текста) и красный (для заголовков и обозначений) славянский шрифт. Если вы не умеете читать славянские буквы, бывают Часословы, напечатанные русскими буквами. И даже толковые, в переводе и с объяснением.
С чего начинается Часослов? С первой службы суточного круга: Полунощницы (ударение на “У”). Логично? Логично. Новый календарный день и сейчас наступает в полночь (правда, ПОЛночью, как серединой темного времени суток в строгом смысле, она у нас, на севере, бывает только зимой). Это время в богослужебных текстах понимается не просто как формальное обнуление суток. Полночь, с одной стороны, как самая глубина, середина ночи, своим затишьем и темнотой похожа на смерть. На бездну небытия до сотворения мира и тьму греховную до пришествия Христа. С другой стороны, эта тишина, это открытое, в самый космос обозримое звёздное (ну, у нас не всегда, конечно…) небо – самое лучшее и благодатное время для спокойной молитвы.
Говорят, что Ангелы служат Литургию на Небе, когда на земле ночь (а это значит, круглосуточно, потому что из-за формы и вращения Земли на ней все время где-нибудь да есть ночь).
ПолУнощница состоит из псалмов и молитв: коротких и длинных, читаемых и распеваемых. Тут мы подходим к ещё одной важной особенности православного богослужения: “принципу разрыва” (так его назвал наш преподаватель Устава). Что это? Зачем это? А чтобы от однообразия не потерять внимание и не заснуть Читали, читали – бац! – петь надо. Пели, пели – бац! – поклоны! Стояли, кланялись – опа! – а теперь и посидеть можно. А сейчас поем попеременно. Не спать, а то очередь пропустишь! Потом вообще куда-нибудь идём с кадилом или к Чаше. И так — постоянно.
Человек – существо несовершенное, а потому очень мудро и педагогично со стороны Матери Церкви учитывать это свойство нашей падшей природы: терять внимание и сосредоточенность при монотонности и однообразии. Раньше община пела многие песнопения всем собранием. Теперь остался ограниченный набор молитв, которые можно посчитать по пальцам. Но и то справедливо, т.к. приходское богослужение у нас служится в сокращённом и упрощённом варианте.
Возвращаясь к Полунощнице, остаётся только сказать: теперь, если глядя в темное зимнее или летнее звёздное небо посреди ночи вам захочется помолиться Богу, вы знаете, как это сделать. Но сперва посоветуйтесь на этот счёт со своим духовником или любым священником.