Источник: Блог автора
Есть хорошая пословица: «Береги платье снову, а честь – смолоду». У Пушкина в «Капитанской дочке» именно эта народная мудрость красной нитью проходит через всё повествование.
Для меня всегда было тайной, как такое антиреволюционное произведение попало в советские учебники литературы для школьников. Ведь в сознании большевиков Емельян Пугачёв – безусловный герой, а не разбойник с большой дороги, вор, прелюбодей, развратник, бунтовщик и убийца, каким его знает история. Видимо, для составителей хрестоматий важнее оказалось то, что так чётко подметил Пушкин: путь человека и вектор направления его развития определяется с юности. Редкие исключения – лишь подчёркивают правило.
Дорога предательства и путь чести – начинаются с малого. Одни поступки тянут за собой другие. Хорошие поступки – тянут за собой хорошие, а плохие – плохие. И так – всю жизнь. Нельзя из отрицательного героя вдруг сделаться положительным, и – наоборот. Нельзя всю жизнь прожить без Бога, а потом – хоп, и стать святым.
Стоит какой-нибудь советский «Кощей бессмертный» в храме – внуки силком привели. По лицу старца видно – ему любопытно, очень хочется понять, что тут и зачем. Но минута-другая проходит и это желание пропадает – усталость, косность сознания и подсознательная боязнь всего нового берут верх. С таким человеком уже требуется особая бережная любовь и кропотливая работа священника на дому, в привычных старому человеку условиях. Желание стать христианином у него есть, а возможность изменения души через церковное богослужение – уже упущена, раньше надо было начинать, смолоду.
А ведь, наверное, человек в юности думал: «вот, выйду на пенсию – о душе позабочусь».
Конечно, это крайний пример. Но, чем раньше начнёшь – тем дальше пройдёшь. «Честь» и «чистота» – слова однокоренные. Что лучше: ежедневно проходиться по пальто щёткой или отдавать в химчистку раз в десять лет? Эдак сдал – а пальто развалится, потому что на одной грязи и держалось. Так же – с душой. Человеку нужно очень внимательно к ней относиться. Но даже, если совесть не обличает тихо, а кричит – не всё ужасно. Пока ты жив – возможно чудо покаяния, про которое Господь говорит:
“Если будут ваши грехи как багряница – словно снег убелю”.
Главное, чтобы совесть – не молчала.
Идет третья неделя Великого поста – прошла половина, через месяц – Праздник Пасхи. Самое время для того, что бы начать поститься по настоящему. И суть Поста – не в диете, не в воздержании от мяса и молока. Это все нужно и важно – как тренировка тела. Может быть, как – самый первый шаг для того, чтобы войти во все духовное богатство поста. Но первым шагом ограничиваться нельзя, надо идти дальше!
Не надо думать, что если я курочку есть перестал, то от этого стал ближе к Богу.
Про курочку, колбаску и сосисочки ничего в Евангелии не сказано. Зато сказано: “накорми голодного, одень раздетого и окажи помощь страждущему”. Не получается глобально – начни с малого. С рубля для нищего на паперти, с булки, а то и с той же курицы, только купленной для бедного соседа. Или тяжелой сумки, которую поможешь бабушке в переходе по ступенькам вверх поднять. А там, глядишь, разохотишься. Всё дело – в тренировке. И как в каждой тренировке, начинать надо от малого к бОльшему. Штангист тоже не хватает сразу на грудь 400 кг, а начинает с малого веса, постепенно его увеличивая.
Надо понимать, что Великий Пост – пятидесятидневный детский сад.
Это попытка побыть хотя бы малое время христианином. Попытка начать всё заново, вернуться в детство, оглядеться вокруг детским взглядом Первой веры. Великий Пост – время чуда. Так – было в самом начале нашего пути к Богу, когда сердце горело, а долгие богослужения пролетали на одном дыхании. Великий Пост – шанс, действительно шанс откинуть весь тот тяжёлый опыт духовных поражений, который жерновом висит на шее, и идти вперёд – в Радость Господа.
И старые и молодые оказываются в одних условиях духовного старта. Походишь в церковь, начинаешь вместе с Андреем Критским молиться. Слова высочайшей духовной поэзии звенят вокруг тебя во мраке, среди колеблющихся свечей. И, может быть, какие-то из этих слов не пропадут даром, а войдут и в твоё сердце. Может быть, в том мраке и опустошённости, которые в тебе, луч божественного света высветлит какой-то отдельный участок. И ты увидишь, что Господь не где-то далеко за тридевять земель, а совсем-совсем близко. Буквально в двух шагах – до Исповеди и Причастия. Ты Его просто не видел, а Он тут, возле тебя. И не спрашивая про грехи молодости или усталость старости, Он просто скажет тебе: «здравствуй»!
Кто знает, может быть именно это – самый главный итог Великого поста?