• Чем измеряется сила Церкви? Сильна ли русская православная Церковь сейчас? Примеры сильной Церкви в истории России.

    Церковь – организация и община

    В чём сила Церкви? Христианин, прежде всего, ответит: в Боге, поэтому врата Адовы не одолеют её. Но влияние Церкви на ситуацию в мире и каждой стране всегда разное и  зависит от многих факторов.

    Что мы подразумеваем под Церковью? Общину христиан и в то же время организацию со своей иерархией, именно во втором смысле Церковь упоминают в современной прессе.

    Аббревиатура РПЦ ассоциируется у россиянина с Патриархом, его окружением, священниками, а не с бабушками-церковницами и другими мирянами.

    Также за рубежом католическая Церковь это, прежде всего Папа и его подчинённые, а не обычные европейцы.

    Сегодня в России есть немало людей, боящихся клерикализации. Им кажется, что РПЦ входит во все сферы жизни граждан, вторгается в образование, диктует свои правила в искусстве. На самом деле представители РПЦ могут только просить защиты у власти, и та, если сочтёт нужным, заступится.

    сила церкви
    Патриарх Кирилл

    Многочисленные монастыри, архитектурные памятники и резиденции не доказывают силу Церкви. Власть изволила вернуть их священнослужителям после советского периода. А могла и не вернуть. Строительство новых храмов – подтверждение лояльности Церкви, а не её суверенности.

    И когда на Западе костёлы передают под мечети, это делает власть, а пасторы могут только смиряться. Но были иные времена.

    Сильная Церковь в истории

    Церковь на Западе

    Похоже, россиянам не понять, что такое сильная Церковь, без исторических примеров.

    Давайте начнём с Запада. Некогда Германской и Римской Империей правил король Генрих IV. Гордый и жестокий, он ни во что не ставил христианство. Чтобы продемонстрировать своё пренебрежение к религии, король устраивал чёрные мессы, богохульствовал, притеснял священство.

    Вторым браком Генрих IV женился на дочери русского князя Всеволода Ярославича – Евпраксии. Княжна приняла католичество и обвенчалась с императором. Но когда ей открылись грязные тайны дворца, она пожалела об этом. Генрих вынуждал её участвовать в оргиях, отдавая приближённым, и наконец, несчастная сбежала от него.

    Папа Григорий VII отлучил Генриха от церкви. Народ отвернулся от императора. Тот опомнился. Три дня, во власянице, босой на снегу, пресмыкался Генрих перед воротами Кносской крепости, где тогда находился Папа. Тот простил его, но Генрих принялся за старое и вновь был отлучён. Княжна Евпраксия нашла защиту у Рима. На церковном суде она дала показания против мужа. Новый Папа Урбан II предал Генриха анафеме. Короля преследовали неудачи, от него отвернулись родные сыновья, он едва не решился на самоубийство и наконец умер. Даже церковь, где его похоронили, была признана осквернённой.

    Генрих IV выпаливает прощение у Папы 

    Вы можете представить европейского президента в драной мешковине, босиком на снегу, приносящего покаяние? Нет. Но теперь вы поняли, что такое сильная Церковь.

    Долгое время католическая Церковь боролась за примат духовной власти над светской.

    И внутри неё шла активная борьба монашеских орденов. Крестовые походы – один из глобальных проектов Церкви. Религия была двигателем истории, управляла настроениями народных масс.

    Папа Римский с крестом ЛГБТ

    Сегодня Ватикан вынужден приноравливаться к обстановке в странах «развитой демократии», проявлять толерантность к ранее неприемлимым порокам паствы.

    Протестантские церкви, не признающие авторитет Папы, зашли дальше – рукополагают женщин, венчают геев.

    Новшества оправдывают тем, что гонятся за численностью прихожан. Церковь там слабее, чем в России.

    Церковь на Руси

    Православная Церковь никогда не смещала царей, но были периоды, когда церковные иерархи имели решающее влияние на государственную политику – внутреннюю и внешнюю.

    Преподобный Сергий Радонежский не только благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Святой активно участвовал в политике. Он часто примирял ссорящихся князей. В 1358 г. Преподобный отправился в Ростов, чтобы убедить ростовского князя Константина признать власть Великого Князя Московского. В 1366  разрешил княжеский родовой спор за Нижний Новгород, причём в качестве меры воздействия пришлось временно закрыть городские церкви. В 1387 выехал послом к Олегу Рязанскому, добившись его союза с Москвой. Преподобного называют политиком вне политики. Как истинный христианин он стремился объединить Русь братской любовью.

    сильная церковь
    Кившенко Алексей Данилович, «Преподобный Сергий благословляет Д. Донского»

    Патриарх Филарет (в миру Фёдор Никитич Романов), отец царя Михаила Романова, являлся его соправителем. Сын глубоко чтил отца и дал ему титул Великого государя. Так он и обращался к отцу в посланиях, сам подписываясь скромно: «Ваш сын».

    До воцарения Михаила Романова Филарет пережил немало бед, не раз ему грозила смерть. Пострижен в монахи он был насильно – в наказание. Образованный человек, воин и аристократ, знавший латынь и английский, при царе Борисе Годунове Фёдор Никитич был оклеветан собственным слугой и сослан в монастырь. Не сразу монах Филарет смирился с тем, что отлучён от мира, что недоступны более соколиная охота и щегольские наряды. Он не ходил к исповеди, бранил надзирающих за ним монахов, чая желанной свободы. Но постепенно обрёл свободу во Христе.

    Илья Ефимович Репин, “Инок Филарет в заточении в Антониево- Сийском монастыре”

    В Смутное время его положение не раз менялось – от высоких должностей до пленения и наоборот. Переменчивая судьба показала Филарету, что истинная ценность не в роскоши, смирила страсти, приблизила к народу. Исторические документы, где остались упоминания о тратах на нужды патриарха, повествуют, что ел он из оловянной и деревянной посуды, а лакомством считал калачик да клюкву. Вместо покупки новой одежды чинил старую и берёг единственный белый шёлковый клобук с вышитым херувимом.

    Михаил Романов вступил на престол в 16 лет в 1613 году. Править его никто не готовил. Юному государю досталась страна, разорённая Смутой. Сын польского короля Владислав не отказался от претензий на русский престол, крымский хан грозил набегами, в Приуралье русским крепостям досаждали лесные племена, в Нижнем Поволжье — кочевые орды. Крестьяне, разбежавшиеся из разорённых сёл, голодали или разбойничали.

    патриарх филарет
    Филарет (Романов-Юрьев Феодор Никитич). Шилов Виктор Викторович

    В 1916 году Михаил выручил отца из польского плена. Почти сразу состоялась интронизация патриарха Филарета. С тех пор он правил вместе с сыном.

    Историк С. Платонов пишет: “И вот началась энергичная и умелой рукой направленная работа над водворением порядка в стране. Все стороны государственной жизни обратили на себя внимание правительства. С участием Филарета начались заботы о финансах, об улучшении администрации и суда и об устройстве сословий. Когда в 1633 г. Филарет сошел в могилу, государство Московское было уже совсем иным в отношении благоустройства”.

    Что было сделано на благо России новым правительством?

    Населению вернули безопасность и дали возможность растить хлеб и зарабатывать.

    • В городах активно создавались производства – ткацкие, кожевенные, стекольные. На Урале развивалась металлургия. На Волге кораблестроение. В Туле трудились оружейники.
    • Интенсивно строились засечные черты против крымских татар, чтобы обезопасить русские поселенья от набегов. Теперь крестьяне могли спокойно возделывать землю.
    • В 1620 году по стране были разосланы грамоты, где под угрозой жестокой кары запрещалось брать и давать взятки.
    • Проведена перепись, следствием которой стало справедливое распределение податей.
    • Чтобы развивались собственные ремёсла, повысили налоги на ввозимые товары.
    • А русским купцам предоставляли льготы, если наряду со своими везли за границу казённые товары.
    • Продолжилась колонизация Сибири. В 1618 г. основан Енисейск, в 1628 г. – Красноярск, в 1631 г. – Братский острог, в 1631 г. – Якутск. В 1630-32 гг. правительство начало формирование регулярной армии, в частности первых рейтарских (конных) полков.
    патриарх филарет
    Патриарх Филарет на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

    Большое внимание патриарх Филарет и его сын уделяли вопросам нравственности.

    Во времена Смуты население порядком распустилось, и пьянство приобрело невиданный размах. Указы запрещали открытие кабаков в крупных городах и на постоялых дворах. Выпивать разрешалось только четыре недели в год – эти недели следовали за большими праздниками – Пасха, Дмитриевская суббота, Никола Зимний и Масленица. Нарушителям грозил штраф. Для злостных пьяниц были созданы бражные тюрьмы и определены телесные наказания. Курение табака искоренили абсолютно.

    В 1622 году Филарет для своего обширного прихода издает Указ, запрещающий некрещеным татарам принимать на службу православных людей, а тем паче селить их в своих дворах, где, по сведениям патриарха, воцарялись блуд и ересь. 

    В 1627 году обращает взор на Москву и издает сразу два Указа, запрещающий устройство срамных игрищ и языческих колядований.

    Но наряду с запретами необходимо просвещение. Поэтому Филарет ещё в 1620 году возрождает Печатный двор на Никольской улице Китай-города. Там же создаётся библиотека для ценных книг.

    Книги Никольского Печатного двора рассылаются всюду по себестоимости, а в Сибирь и вовсе бесплатно. Крещение северных народов Филарет считал священной миссией, именно он учредил Тобольскую епархию. 

    В те годы образованием населения занималась преимущественно Церковь. Патриарх Филарет заботится о создании богословских учебных учреждений и призывал к тому же других священнослужителей.

    Не счесть полезных новшеств, которые ввели на Руси благочестивые правители – отец и сын. И остались в народной молве людьми справедливыми и милосердными.

    Но горе пастве, если её ведёт человек жестокосердный, обуянный гордыней. Таким был Патриарх Никон, который спровоцировал раскол на Руси. Его также именовали Великим государем по указу царя, хотя в итоге лишили почестей и сослали в Соловецкий монастырь простым монахом. Смуту посеял он в умах, разделил общество, погубил немало искренне верующих людей – вспомним многострадального протопопа Аввакума.

    патриарх никон
    Церковный Собор 1654 года (Патриарх Никон представляет новые богослужебные тексты) А. Д. Кившенко, 1880 г.

    И до сих пор учёные и богословы сомневаются, что правки, внесённые под руководством Никона в молитвы и богослужение, были оправданны.

    Влиятельной Церковь делает Личность, возглавляющая её. Добрый пастырь заботится о народе, объединяет его, способствует его благополучию. И в то же время готов на равных говорить с властью, учить её, а не льстить. Чиновничий аппарат создан для страны, а не наоборот.

    Принято говорить о симфонии Церкви и Государства как системы управления, а надо бы о симфонии Церкви и народа православного.

    Обслуживать проекты сильных мира сего не является задачей Церкви. Она создавалась для спасения душ человеческих. Её представители должны направлять людей путём Божьих заповедей. Дабы человечество росло духовно, пребывало в мире и любви, изгоняло из своей среды грех.

    Если власть просить у Церкви благословения, то откликаться на это надо с рассуждением и поддерживать только те начинания, которые не породят рознь в обществе и смуту в умах. Но это мечта. А сегодня у нас сильное государство, слабая Церковь и разобщённый народ, ищущий утешения в пороках.

    «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим. 3:1-5).   

    На Востоке

    Я не могу с восторгом приводить в пример ближневосточные мусульманские страны, даже если там мечети битком набиты мужчинами, готовыми на джихад. Что мы видим в результате – никаких открытий, высшее образование только для обеспеченных, женщины – а это половина населения – игрушки или вьючный скот; если мигранты приезжают в Европу, паразитируют на пособиях и порой совершают теракты. Это не идеал религиозного общества.

    Мекка, Медина

    На мой взгляд, сильная Церковь не означает мракобесия – в России во все времена были религиозные учёные, философы, писатели. Традиционализм – не тормоз развития страны. Традиции также развиваются, появляются новые и забываются старые. Но они всегда способствуют жизни, процветанию, радости, нравственной чистоте. Если кто-то душит кого-то, побивает камнями, режет по переулкам, и называет это традицией, он оправдывает собственную злобу и страх перед обновлением мира. А обновление заложено самим Создателем.

    Зачем Церкви быть сильной?

    Сильная Церковь формирует общественное мнение и влияет на законодательную власть. Волевые пастыри способны объединять разные социальные группы и примирять страны. Но становясь винтиком государственной системы, можно потерпеть ущерб мирового масштаба.

    Как пример. Идея Автокефалии в Украине витала давно. О ней поговаривали ещё в годы Гражданской войны. Но украинское общество не поддержало бы данный проект, если бы РПЦ в лице своих иерархов и священнослужителей была настроена более лояльно к политическим переменам в Украине. 

    Многие публицисты–патриоты уже пять лет не находят для соседней православной страны  доброго слова: «майдауны», «фашисты» и другие негативные эпитеты то и дело мелькают в российской прессе. В блогах – похожая ситуация.

    Если бы российские священники пытались бороться с этим явлением – как проповедники, как журналисты, – украинцы видели бы в РПЦ свою защитницу. Но большинство отмолчалось, чтобы не противоречить официозной пропаганде. А нынче недоуменно  возмущается Автокефалией.

    Слабая Церковь теряет не только отдельных прихожан, но целые народы.

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *