Петров пост установлен Церковью по примеру святых апостолов, которые, исполнившись Даров Святого Духа, готовились к всемирной проповеди Евангелия. Только минула Пятидесятница, началось лето, для современника, зачастую не обремененного необходимостью сельскохозяйственных работ, время, когда можно «вздохнуть свободно». Погулять, встретиться с друзьями, выехать на природу, отправиться в отпуск… Суть человеческая, увы, такова, что нам требуются рамки и поводья, чтобы порыв свободы и расслабленности не перешел границы дозволенного. А потому – Петров пост.
Постное время сопровождается постом и молитвой, верными спутниками очищения души, сохранения христианского рассудка, совершенствования жизни на пути к Богу. Важную роль в формировании духовной жизни всегда играли святые подвижники прошлого.
Мы привыкли видеть в прошлом идеалы, восторгаться славными делами минувших дней, находить себе образцы подражания в далеком прошлом. Третий Рим был, все-таки, прежде всего Святой Русью, территорией и пространством, на котором наши предки, плоть от плоти русского народа, шли к Богу в разрез с правилами и законами тленного мира.
Жития святых подвижников зачастую воспринимаются нами хоть и с трепетом, но в силу эпохи – как правило, средневековой, представляются несколько сказочно и кинематографично. Возможно, это связано не в последнюю очередь с манерой написания житий – для современника, дабы вывести его из зоны комфорта, требуются более понятный образ и привычный язык.
8 июня Церковь вспоминает преп. Варлаама Хутынского, Новгородского чудотворца.
Попробуем посмотреть на его житие через призму нашей с вами жизни, отстоящей от земного времени святого почти на 1000 лет.
Житие преподобного начинается со сведений о том, что происходил он из семьи богатых и именитых новгородцев Михаила и Анны, ведущих благочестивый образ жизни. Власть и состояние, в наши дни, несмотря на исключения, скорее является препятствием к духовной жизни, нежели подспорьем. Однако родители преподобного, названные благочестивыми, очевидно, не только исполняли внешние предписания, но и смогли создать семейные условия, позволившие родиться в их семье чаду с благочестивым настроем.
Дети впитывают как губка не родительские наставления, но их ценностные установки, складывающиеся из бытовых мелочей: слов, общения друг с другом и людьми, культуры движений, поведения и поступков. Если маленький Алексий (мирское имя преподобного) предпочитал играм с друзьями изучение священных книг, молитву и пребывание в храме. Вот этот маленький отрезок жития очень показателен для нас, современных родителей. Мы часто сетуем на поведение наших детей. Но ведь оно не рождается на пустом месте.
Дети – это продолжение нас. Атмосфера в доме, наш досуг, занятие… Что мы хотим от чад, постоянно сажая их перед телевизором, таская по игровым площадкам, уверяя себя, что пребывать в церкви и на молитве дома для них – тяжело?
Может быть, наша дети чувствуют нашу внутреннюю неустойчивость в отношении к Богу, видят наше нерадение к вере, замечают, что вместо душеполезных книг мы читаем что-то иное или не читаем вовсе, а тратим свой досуг в их присутствии на телевизор, интернет или кухонные сплетни?
Урок преподобного Варлаама №1.
Семья – институт святости
Преподобный однажды потряс родителей своей категоричностью в отношении поста. Боясь за здоровье маленького Алексея, Михаил и Анна хотели запретить будущему подвижнику пост, но получили удивительно мудрый ответ:
«Много я, любезные родители, читал священных книг, но нигде не находил, чтобы сами родители советовали своим детям что либо дурное, как вы мне советуете. Не дороже ли всего для нас «Царство Небесное?».
Что делает Алексей после смерти родителей? Ведет семейное дело? Прожигает жизнь и средства? Пользуется социальными благами, отправляется в путешествие по миру? Нет. Алексей раздает имущество бедным, тем, кто в этом нуждается.
Его поступок – не руководство к действию для всех, но показатель решительности к отказу от благ мира в поисках Бога. Чем нам мешает богатство? Богатство – это заботы о мирском, нервы, бесконечные общественные отношения с разной степенью влияния на душу человека.
«Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим – и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мной».
(Мф 19:21).
Урок преподобного Варлаама №2.
Не в деньгах счастье. А в Боге
Алексей принимает постриг от отшельника Порфирия и удаляется в Хутынь, местечко под Новгородом, пользовавшееся дурной славой. Набожным и суеверным выглядит для нас народ средневековый. Да чего греха таить, и в нас, любителей ужастиков и триллеров, живет целый набор потусторонних страхов: темноты, неведомых чудищ, нечистой силы…
А преподобный не испугался и направился в самую чащу леса. Более того, святой Варлаам самостоятельно выстроил в лесу келью – многие ли из нас сегодня могут похвастаться навыком даже с электроинструментом и техникой самостоятельно обустроить себе небольшое лесное жилище? Выходит, преподобный был не только молитвенником, но и мастером на все руки – раз сумел при помощи простых инструментов (а других и не было) создать себе жилище в глухой чаще.
Молитва была для святого подспорьем, источником сил, посылаемых Богом, а упорный труд помог выжить.
Кто не работает – тот не ест. Эти перефразированные советскими режиссерами евангельские слова стали жизненным кредо преподобного. Он рубил лес, пилил дрова, пахал землю. Преподобный стремился к подлинной свободе, за которую платил молитвой и трудом.
Урок преподобного Варлаама №3.
Молитва и труд – два весла духовной жизни. Греби лишь одним, будешь кружить на одном месте
Несмотря на уединенную жизнь в лесной глуши, жизнь преподобного Варлаама в век без высоких технологий и интернета стала известна по всей Руси. К отшельнику отовсюду стекались простые и знатные люди за советом. И преподобный, несмотря на стремление к уединению не прогонял приходящих с криками: «Не приносите дух мира ко мне! Дайте мне побыть одному!», но принимал, выслушивал каждого, давал наставления.
Святой призывал князей и начальников помнить, что руководят они такими же людьми, и относиться призывал к подчиненным с любовью и пониманием. Богатых отшельник предупреждал, что путь в Царство Небесное покрыт скорбями.
Всех просил преподобный Варлаам не осуждать, но любить друг друга. Появлялись иноки, желавшие подвизаться в обители святого. Росло число желающих трудников, в том числе среди жителей окрестных сел. Так была построена церковь во имя Преображения Господня. Уединенная жизнь святого окончилась. После «поста и молитвы» начиналось время общественного служения.
Урок преподобного Варлаама №4.
Стяжи дух мирен – и тысячи вокруг тебя спасутся
За добродетельную жизнь Бог дал святому дары прозорливости и чудотворения. Вот это чудеса, каких и по телевизору не покажут! Дважды святой оказывался свидетелем казни людей, и дважды поступал в отношении осужденных в противоречии людскому пониманию.
Однажды преподобный Варлаам попросил помиловать осужденного к смертной казни преступника. Раскаявшийся разбойник принял иночество в обители и скончался в благочестивой жизни.
Однако в другой раз, увидев казнь невинно осужденного, человека, за которого просила заступиться толпа, святой попросил своего кучера ехать быстрее. Человека казнили. Народ недоумевал. Наверное, в ком-то кипела ярость и недоверие святому. Где же справедливость? Но святой Варлаам отвечал, что в первом случае Господь открыл ему покаяние разбойника, и помилование дало тому шанс исправить свою жизнь в молитве и посте. В случае с невиновным, несправедливая казнь дала убиенному мученический венец и спасение.
Человек слаб и мерит жизнь мирскими категориями, общественными отношениями. Мы ищем правды на земле, не находим, ожесточаемся, бунтуем, осуждаем политиков, общественных деятелей, своих братьев… не понимая, что как раз благодаря этим несправедливостям, ударам судьбы и куется для нас надежда на спасение, на возможность пребывать после земной кончины с Богом.
Урок преподобного Варлаама №5.
Пути Господни неисповедимы, а Царство Божие – нелогично для человеческого разума
Пожалуй, одним из самых удивительных чудес, сотворенных святым Варлаамом при жизни, было воскрешение умершего мальчика. Крестьянин, бывший прихожанином обители, не довез до преподобного своего больного сына. Но по молитвам святого Варлаама мальчик воскрес!
Немногие святые люди в истории Церкви удостаивались подобного дара. Сам Господь Иисус Христос воскрешал мертвецов. И даровал преподобному Варлааму эту возможность за глубокую веру и добродетель.
Урок преподобного Варлаама №6.
Что невозможно человеку – возможно Богу. По нашей вере
«Вот это да! Как в сказку попал…» — скажет очарованный читатель. Да, пример преподобного Варлаама для нас, современников, за гранью реальности. Даже поверив в способности святого, полученные им от праведной жизни, мы с грустью выдохнем: «Это не про нас…». И будем правы.
Но образец – на то и образец, чтобы мы, как художники, рисуя с натуры, имели не отвлеченное представление, но четкий пример того, как стоит стремиться жить по-христиански. Пост – лучшее время приложить к этому стремлению максимум усилий. И да поможет нам Бог!