• Источник: Переправа

    Кто-то из древних старцев произнёс странные слова: главное терпение человека есть терпение себя. Но что значит – самого себя? Кого себя?

    Культ тела

    Современный век с его машинерией и слепой верой в прогресс как-то уж очень настойчиво и навязчиво пропагандирует культ тела, внешнего человека. Души же, то есть целого внутреннего человека с его запросами и проблемами словно бы и не замечает.

    Между тем, даже ребёнку известно, сколько заботы и внимания требует тело, и что будет, если его этой заботы лишить. Совсем и полностью! Через месяц-другой оно приобретёт такой вид и такое состояние, что его, пожалуй, не примут даже в компанию вокзальных бомжей. Те покачают головами и скажут: «Ты, друг, пойди-ка и приведи себя в приличный вид!».

    Душа тоже требует ухода

    Душа тоже тело, только тонкоматериальное. Она не видима, но ухода за собой требует не меньше, если не больше, чем её телесная оболочка — «кожаные ризы». И болит и страдает она от невнимания к себе ничуть не меньше тела.

    Именно эту внутреннюю, часто непонятную, а оттого пугающую боль и приходится всем нам испытывать и терпеть по собственной вине.

    Сколько вокруг вполне вроде бы здоровых и даже успешных людей, которые не находят себе места, мотаясь по всему миру, меняя хобби, жён и место жительства, раздражаясь и капризничая по малейшему поводу.

    Причина у всех одна и та же – горит, страдает и корчится от боли запущенная и забытая душа. Её убивает не только невнимание, но и сознание предстоящего суда Божьего за гробом, к которому она не готова.

    Можно ли научиться терпеть себя?

    Можно, отвечает святоотеческая «наука из наук». Но это тоже труд, и труд немалый.

    Во-первых, необходимо прямо и честно осознать свою немощь, плачевное состояние души и «нищету духа».

    Во-вторых, призвать на помощь Господа как творца и главного врача души, который ждёт, когда Его позовут на помощь, но Сам без приглашения не придёт, ценя свободу человека.

    В-третьих, надлежит изрядно потрудиться и самому человеку, предоставляя душе ту заботу, то питание, защиту и лечение, которых она была долгое время лишена.

    Душа вечная и юная. Юной она рождается в теле, юной же оставляет его по смерти. Потенциал её регенерации даже при очень запущенном состоянии невероятно высок, однако, чтобы раскрыть его, нужен Спаситель и ассистирующий человек.

    «Бог спасает нас не без нас» — так выражают эту истину Отцы.

    Лекарство для души

    Внимание к себе, молитва и церковные таинства постепенно исцеляют даже самую больную и израненную душу. Тогда, и только тогда человек начинает не просто терпеть себя, но всё больше любить свою душу, уважать её, любоваться ею. А она, ответно раскрываясь, словно бутон цветка, излучает красоту и радость бытия, а заодно и делится с хозяином кое-какими приятными сюрпризами и ресурсами, доступными только здоровой душе.

    Альтернативы не существует. Либо букой ходить по земле, изгрызая себя и других от нестерпимой боли и бессмыслицы существования, либо срочно взяться за ум, вчитаться в Святых отцов, которые только об этом и пишут, и, склоняя гордую выю, смиренно войти в храм, чтобы соединиться наконец с Творцом всего сущего.

    Дружеский совет. 

    Если приходиться терпеть себя, ощущая в душе кипение вулканической лавы страстей, значит пора всерьёз браться за дело. Но на психологов, психоаналитиков, и, Боже упаси, психиаторов особо полагаться не стоит. По себе знаю.

    Дело в том, что не только «чужая душа – потёмки», но и своя собственная – ничуть не меньшие потёмки.

    Врачи, конечно, случись чего, помогут — ослабят боль, но не больше. На большее способен только Бог, который «спасает нас не без нас».

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    1 комментарий