Майнд-тренер, ИТ-медик и сайнс-художник – такими необычными словосочетаниями наполнен проект «Атлас новых профессий». Согласно ряду прогнозов, уже к 2030 году с рынков исчезнут 57 профессий и появится до 85% новых. В футурологических прогнозах нет места выпускникам молодой российской специальности – теологии. Исчезнет ли светское богословие в будущем или встанет в один ряд с самыми востребованными профессиями?
Тео… что?
Теология – это научное обоснование религиозного мировоззрения. Сам термин восходит к временам античности и в изначальном своем значении рассматривал «учение о Богах» соответственно воззрениям древних греков. В XIII веке выходит в свет книга Пьера Абеляра «Христианская теология» и понятие утверждается как «учение о Боге».
Многие считают, что теология в русском языке тождественна по значению богословию. Это не совсем так.
Богословие подразумевает опыт богообщения, от которого рождается знание. Теология же – попытка познать Бога ограниченным разумом, рационалистически обосновать Его существование и найти веру. Однако оба эти понятия служат цели достижения единства Богом.
В 2015 году Высшая аттестационная комиссия в России (ВАК РФ) признала теологию наукой, а спустя 2 года состоялась защита первой диссертации по дисциплине, наделав шуму в научном сообществе. Противники нововведения апеллировали к отсутствию широкого обсуждения среди ученых и несоответствию требованиям ВАК к кандидатским и докторским работам. Однако на Западе, на который привыкли ориентироваться в отечественной науке, университеты возникали именно как теологические школы. В России до революции образовательные учреждения религиозной направленности были выделены в отдельный корпус приходских школ, духовных училищ и семинарий.
Западный мир не был потрясен революциями устоев, как Россия, и теологические факультеты по сей день существуют в самых крупных и уважаемых университетах мира, таких как Гарвардский, Йельский или Принстонский.
Появление «светского» богословия в российских университетах в некотором роде есть курс на мировые тенденции. И сопротивление нововведению – не что иное, как советская инерция живущих вчерашним днем ученых-коммунистов и их пасынков.
Читайте на ЕлицыМедиа “Один день из жизни студента-теолога” от студента факультета теологии Сургутского госуниверситета.
Почему боятся?
Протоиерей Николай Емельянов, проректор Богословского института Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета считает, что неприятие теологии рядом ученых связана с памятью о тоталитарной советской идеологии. Священник сравнил суть фобии к теологии с «научным атеизмом навыворот». Ученые опасаются, что богословская дисциплина нарушит принцип светскости в обществе.
«К сожалению, оппоненты, выдвигающие этот тезис, не понимают простой вещи: превращение теологии в некоего оборотня научного атеизма — это ровно то, чего больше всего опасаются и против чего единым фронтом борются в первую очередь сами богословы. Более того, только они на это и способны. Не будет развитой системы теологической науки и образования (причем не только христианской теологии) — и псевдоправославное мракобесие, которое всегда идеологично и тоталитарно по своей природе, вполне может стать реальностью, опасной и для государства, и для общества», – отметил протоиерей Николай Емельянов.
Теология будущего
В мире происходят, с одной стороны, мощные тенденции по унификации и глобализации, что неизбежно приводит к мощному взаимопроникновению культур. С другой, медленно наступающая эпоха метамодерна толкает людей на поиск своих корней и путь «духовного аристократизма». В этих условиях и государству, и Церкви нужны специалисты, способные на понятном языке говорить о Боге. Как ни парадоксально, растет и интерес к церковной культуре древности, истории, письменным источникам и их пониманию. И здесь теологи вновь могут прийти на помощь. Исчезающие носители древних церковных традиций, такие старообрядцы или амиши, представляют высокую ценность в сфере этнорелигиозных исследований.
Типичный homo economicus вряд ли сразу сообразит, где в современном мире может работать теолог. И тем более – найдет ли он для себя место в мире будущего?
Уже сейчас для теолога предлагается широкий спектр специальностей: преподаватель, проповедник, сотрудник СМИ, эксперт, катехизатор и миссионер. А что может ждать теологов в будущем?
Не исключено, что в крупных корпорациях, в том числе и в России, может появиться советник по нравственности. Да, человек, который на христианских принципах помогает формировать миссию компании, ее ценности, выступать в коллективе проповедником высших человеческих идеалов.
В сфере медиа теолог может найти себя в образовательных интернет-проектах, создавая интересные спецкурсы по широкому спектру тем православного христианства. Области научных исследований древних текстов или современных религиозных тенденций только приобретают свою актуальность. Христианские эксперты будут востребованы как в СМИ, так и в госучреждениях.
Теологи будут этакими начетчиками XXI века: высокообразованными мирянами, на которых, возможно, выпадет ответственность по укреплению приходских общин и созданию новых.
Поскольку метамодерн ознаменовывается эпохой поиска Бога, теологи будут востребованы в сфере искусства. Можно сказать, что роман Евгения Водолазкина «Лавр» в некотором роде – новый шаг богословия в художественной литературе.
Тотальная автоматизация и секуляризация мира неизбежно вызовет (уже вызывает) внутренний надрыв в человечестве, разочарование, стремление к социальной перезагрузке и дауншифтингу. Наряду с урбанизацией и роботизацией будут активно формироваться экофутуристические общины будущего, с большой долей вероятности – религиозного характера. Теолог станет связующей нитью светской, но ищущей части общества с Богом. Главное, чтобы выпускники профильных специальностей соответствовали учению Христа и несли свет миру, научая все народы правде Божьей.