• 31 мая Православная Церковь вспоминает святых отцов 7 Вселенских соборов. Все важнейшие постановления церковной жизни, которыми мы руководствуемся и по сей день, были приняты в разное время в результате общего напряжения духовных сил всей полноты Корабля Спасения.

    Вселенские соборы всегда собирались ересей, то есть искажения нашего вероучения. Традицию таких «встреч» положили апостолы, в 51 году собравшиеся в Иерусалиме. Евангелие, священные книги Ветхого Завета были в распоряжении христиан, Священное Предание было живее живого в устах учеников Христа, ставших свидетелями Его земной жизни и проповеди. Тогда камнем преткновения стал вопрос о необходимости исполнения обратившимся в христианство язычникам исполнять закон Моисеев.

    Христианство быстро распространялось по Римской империи и вскоре подверглось многовековым гонениям с некоторыми «перерывами».

    Однако, по известному выражению, Церковь жива, когда гонима.

    Исповедуй Христа распятого – и держи это убеждение до последнего. Черное явственно отделялось от белого и не вызывало сомнений у христиан. Но с момента, когда наша вера стала в Римской империи государственной, ситуация изменилась.

    Новые вызовы и трактовки христианства заставляли отцов Церкви сообща думать, как избежать искажения учения.

    I и II Соборы утвердили Символ веры, который поется в храмах за каждым богослужением. Их эпоху можно назвать образовательной. На соборах присутствовали такие знаменитые святые Церкви как Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Афанасий Великий, Николай Мирликийский и многие другие. Собрания полноты Церкви устанавливали каноны, «рамки» веры, которые позволяли ориентироваться в нашем учении, формировали богословскую мысль.

    Икона 7 Вселенских соборов

    То были не ограничения, но, своего рода, указатели, буйки, заплывать за которые было опасно для спасения своей души.

    • III Вселенский Собор осудил Нестория, считавшего, что у Бога не могло быть матери и закрепил в нашем сознании имя Пречистой Матери – Богородица.
    • На IV Соборе святые отцы закрепили в нашем учении факт двух естеств – Божественного и человеческого в Иисусе Христе, а не единственного, как считали монофизиты.
    • В Константинополе в 553 году вновь был осужден Несторий, а спустя более 100 лет там же Церковь выступила против монофелитов, считавших, что у Христа была лишь одна Богочеловеческая воля, а не две.
    • На VII Вселенском соборе святые отцы защищали иконы, созерцательные творения православного богословия, подвергшиеся гонениям и уничтожению.

    Кроме того, Вселенские соборы метафорически указывают и нам, детям Церкви, на правила не только соблюдения христианских законов, но и принципов решения проблем в нашей семье, приходе, любом обществе верующих. Святые отцы Вселенских соборов решали проблемы своего времени соборно – то есть вместе, исключая единоличие, но соблюдая евангельский принцип «где двое или трое собраны во имя Мое, там я посреди них» (Мф. 19:20).

    Общая молитва, тщательное и трепетное изучение Евангелия, заложенных апостолами основ веры, поиск Истины, а не удовлетворения своих внутренних честолюбивых устремлений – вот какой путь указали для нас отцы Вселенских соборов.

    Современный мир часто сбивает нас с толку напором информационного потока, увлекает в свои сети, заставляет сомневаться в вере и даже идти на риск внутреннего самотолкования тех или иных аспектов веры. Пусть святые отцы будут для нас хорошим примером, как люди, уже в свое время обладавшие высоким авторитетом, интеллектуальные и способные даже к дару чудотворения, не превозносились над людьми, но принимали серьезные суждения в совете со своими братьями, бережно храня чистоту Православной веры. Для нас с вами. Чтобы на пути к Богу наш путь подсвечивался маяками Вселенских соборов.

     

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *