Новые технологии врываются в жизнь Церкви. Когда-то было невозможно представить, что у храмов и монастырей появятся сайты, что священники и монахи станут проповедовать в соцсетях, что можно будет заказывать молебны в Интернете.
Ещё 50 лет назад люди сочли бы фантастикой такие формы служения Богу. Но сейчас этим никого не удивить.
В одном из храмов Германии уже третий год служит робот-священник. Он читает прихожанам Библию и благословляет их. Благословение умная машина может распечатать. У постоянных посетителей храма робот вызвал неоднозначную реакцию. Зато в храм стали чаще заходить люди с улицы — из любопытства, посмотреть на диковинку.
Местный пастор Фабиан Фогт настроен философски:
«Цель в том, чтобы люди начали думать на тему благословения, и это происходит. Люди стоят здесь и говорят, что это потрясающе, другие, напротив, настроены критически. Если они отвечают для себя на вопрос, почему они не хотят получить благословение от робота, то они многое понимают».
Роботы-священники есть у буддистов Китая и Японии.
Видимо, число богослужебной техники будет расти. Замена священников-людей такими автоматами может стать мировым трендом, пишет пресса. Ведь они умеют говорить правильные слова, могут выслушать человека и дать шаблонный ответ. В то же время роботам не нужна зарплата, жильё, они всегда в строю, что практично.
С точки зрения христианства, может ли робот заменить прихожанам священника? Корреспондент «Елицы Медиа» поинтересовался мнением православных священнослужителей.
Протоиерей Александр Сливка
Это неприемлемо – рвётся связь веков, связь преемства. Священство пошло от Христа, в Великий четверг была установлена Евхаристия, по Вознесении, Господь Посылает на учеников Духа Святого – возложением рук и призыванием Духа Святого. Ученики ставят последователей, епископов и пресвитеров.
Согласно Катехизису: Церковь – это общество людей, объединённых одной верой, одними догматами. О роботах ни слова. Робот – это машина, народу нужно человеческое тепло, не зря у нас называют священника отцом, батюшкой.
Протодиакон Сергий Шалберов
Как-то во времена духовной юности, меня, технократа по образованию, вызвал к себе настоятель собора, в котором я работал приходским сторожем. В его крошечном кабинете сидели несколько солидных, стильно одетых людей. В руках у протоиерея — плоская темная коробочка.
– Знаешь, что это такое? – прищуриваясь, обращается ко мне настоятель.
С профессиональным интересом беру коробочку в руки:
– О-о, электронный мультиязычный переводчик! Дорогущий, должно быть?
– Вот, господа предприниматели предлагают на его элементной базе сделать универсальный мобильный справочник, переводчик и молитвослов в помощь нашим паломникам. Надо загрузить туда всю информацию о святых местах, карты и адреса, тексты православных молитв, утреннее и вечернее правило, величания, тропари и кондаки, псалмы.
– Как понимаю, это лингвистическое чудо имеет еще функцию голосового перевода. Так и молитвы он будет за паломников читать? Получается некое дорогостоящее подобие молитвенного барабана буддистов – крутанул, и сама собой понеслась молитва, но – без участия человека! Зачем же нужна такая явная профанация веры? – серьезно и задумчиво задаю вопрос.
– Ладно, иди уж… Ты любую идею загубишь, – с незаметной улыбкой в бородатой густоте протоиерейского рта ворчливо провожает меня настоятель.
Мир изменился – спустя четверть века, эта маленькая говорящая коробочка, эволюционировала в человекоподобного робота, который уже много знает о молитве. Читаю, что профессор теологии Джеймс Макграт, из Батлеровского христианского университета (Индианаполис, США) имеет личного помощника робота Сири, который вполне квалифицированно отвечает на богословские вопросы типа «Что такое молитва?». Однако, когда робота просят: «Помолись за меня», тот честно говорит: «Я не запрограммирован на это». Возможно, создавшие робота инженеры фирмы, в более продвинутой версии смогут запрограммировать его, но будет ли такое действие ценным? Услышит ли Бог молитвы от пусть весьма совершенного суперкомпьютера, но по сути своей того же арифмометра?
Священник обязательно должен иметь некий духовный потенциал. Этот потенциал складывается из особой склонности к сопереживанию – вплоть до полного растворения в мире другого человека плюс особое вдохновение, охватывающее душу, когда есть хоть малейшая возможность помочь человеку, помолиться о нем! А во-вторых, кроме духовных качеств, в призвании священника много значит еще некий духовный кризис, поворотное переживание, встреча с Богом. И, чтобы стать хорошим священником, нужно знать не по алгоритму, что такое душевная боль. Была такая программа «Элиза», она в беседе великолепно имитировала психотерапевта, но при этом «сопереживания» у неё было не больше, чем у куклы «Барби». Поэтому говорить о каком-то «духовном потенциале» компьютерной программы можно только метафорически.
Любое живое существо содержит в себе источник активности. Какая потребность движет роботом в отсутствии человека? Господь призывает пастырей с великой силою любить своих овец, искать такой деятельной любви, которая опалит огнем пастырской веры скудеющий в холоде эгоизма человеческий разум и позволит безболезненно пройти пастве сквозь тесные врата соблазнов и искушений. Поэтому, чтобы взвалить на себя величайшую апостольскую ответственность – учить людей вере, священнику должна быть интересна человеческая душа! Однако никакой потребности в любви у роботов нет и нет нужды в самостоятельных поисках духовных контактов с человеком.
Конечно, можно ввести в электронный «мозг» особую программу имитации любви, но она никогда не станет реальной потребность робота в чём-либо из того, что жизненно необходимо человеку. Поэтому можно сказать, что искусственный «священник» подобен искусственному стеклянному глазу — очень похож, но не видит. Не видит души, не чувствует Света, ибо личность – внутренний человек, излучающий сияние образа Божия! Как игра в шахматы человека отличается от действий шахматного автомата, так и компьютерное устройство распознавания образов отлично от механизма видения духовного состояния человека.
Сто лет назад Чарльз Чаплин поучительно и актуально сказал: «Человеческое в нас важнее всех машин». Критерий распознания машинного интеллекта от человека – наличие эмоций. Вспомним японскую игрушку тамагочи – не она ли стала прообразом роботизированного «пресвитера»? Возможно, андроидам когда-то введут специальные программы — аналоги наших эмоций. И хотя для робота — эти эмоции виртуальные, внешние и ничего не значащие, то для человека ответные могут быть очень даже реальными, и – наркотически притягательными. Разобщение людей, духовное одиночество – вот что может самым ужасным следствием повсеместного внедрения эрзац-священников. Ужасным еще и потому, что будет восприниматься, как норма.
В современном потребительском социуме не нужны думающие и активные люди, у которых есть своя нравственная позиция, твердые взгляды, планы на жизнь, на семью, детей. Так и ячейки памяти электронного проповедника могут быть искусно «перепрошиты», что человек не заметит волчью пасть психотехнологии, незаметно заглатывающую его волю и сознание. Конечно, должным образом запрограммированный «псевдосвященник» может по формальным признакам совершать даже некоторые таинства и требы, как, например, исповедь. Но по причине своей безличности, бессердечности, отсутствия души, все действия его будут холодными, безблагодатными и кощунственными. По-видимому, в допустимых катехизических рамках роботизированный интеллект все же может дополнить служение священника, также как персональный компьютер облегчает труд писателя или ученого, но каких бы высот развития сей «батюшка» не достиг, к истинному сакральному служению он ни на йоту не приблизится. Ибо, он может создавать только внешние формы, не наполненные внутренним светом Святого Духа. А только этот свет Божьей благодати способен оказать благотворное воздействие на человека.
Сейчас человек по своему «образу и подобию» создаёт роботов. В процессе создания их наделяют всё более широким набором человеческих свойств, однако что выйдет в итоге — неизвестно. Не хватаемся ли мы в очередной за богоподобный статус, пытаясь присвоить себе атрибуты Творца? Если мы не будем осторожны, искусственный интеллект может легко стать современной попыткой достичь того, чего хотели те, кто строил Вавилонскую башню,Ох, как же далеко нам до Создателя!…
Протоиерей Павел Павликов
Нет, не может. Потому что все таинства Церкви совершаются только законно поставленным, через хиротонию, священником, то есть живым человеком. Робот таинства совершать не может. Богообщение между Богом и роботом не возможно.
Протоиерей Александр Степанов
Робот никогда не сможет заменить священника. Он не может отпускать грехи и не имеет душу. Главная идея сатаны – создать видимость, что его нету. И идёт подмена истинных ценностей на ложные.
Иерей Александр Панкратов
Мы старообрядцы и новшеств подобных не приемлем. Не существует канонов, предполагающих возведение в священные степени кого-либо, кроме живых людей мужского пола.