Интернет день за днем будоражат сообщения о подростковой жестокости, порой подкрепленной «доказательной базой» в форме видео. Детская агрессия ни что иное, как тревожный звоночек взрослым, которым уже давно пора задуматься всерьез о воспитании «будущего нации».
19 сентября во Владивостоке возле дома №25 по улице Гульбиновича подростки напали на детей. Сидели, выпивали, видимо, хотелось догнаться, да и кураж пошел. Вот они и пристали сначала к двоим, а затем к троим проходившим мимо детям. Требовали денег. Ну, и избили, одному сломав нос и выбив зубы.
Хроники подросткового насилия благодаря интернету превратились в своеобразный калейдоскоп на любой вкус и цвет с ежедневными сообщениями.
Интереса ради можно предложить читателям взять за точку отсчета случай издевательств над девочкой в Ярославле. Малышку заставили есть грязь с ноги одной из мучительниц и танцевать голой. Засняв все на видео. С той поры шокирующих случаев меньше не стало – со временем привыкаешь ко всему. Избиение детей из дома-интерната в Москве плетками, поджог волос девочки в Перми проходили рядовой новостью.
Снова вернемся во Владивосток. Декорации жизни юных гопников: пиво, гаражный кооператив (наверняка, отдающий пейзажами постапокалипсиса), мат, сигареты… За несколько десятилетий мало что изменилось, вот только жестокости стало больше. Вспоминаю свою подростковую юность. Район у нас был спальный, молодежные группировки цвели. Но бить тех, кто младше и слабее – это было «неблагородно» по законам улицы. Да и старшие товарищи вполне могли наказать за такой беспредел.
Этнолог, кандидат исторических наук, разработчик системы мужского традиционного воспитания и рукопашного боя «Буза» Григорий Николаевич Базлов считает, что жестокость в подростковой среде является следствием отсутствия должного мужского воспитания в семьях:
— Перестали драться и получать по шее во дворах, как это было еще пару десятилетий назад. Зато стали много убивать и колотить за компьютерными играми. На экранах насилия хоть отбавляй. У мальчишек произошел разрыв того, что это такое на самом деле. Но в виртуальном пространстве причинять боль для них – обычное дело, за которым ничего не следует, ни мести, ни наказания. Это первое. Второе – это женское воспитание. Подростки утрачивают понятие мужского достоинства с одной стороны, с другой – перестают драться в хорошем смысле. Им навязывают женский сценарий конфликта – сыпать друг другу оскорблениями. Как итог – накопленная злоба вырывается в самых жестоких проявлениях. Все это накладывается на отсутствие нормального мужского воспитания, когда твердая рука отца всем – и сыновьям, и дочерям довольно твердо объясняет, что такое хорошо, а что такое плохо. В моем поколении у мальчишек было принято стоять за себя. И в такой мужской культуре складывался очень быстро кодекс поведения, исключавший всю ту мерзость, которую мы имеем в подростковой среде сегодня.
Хочешь победить своего врага – воспитай его детей. И детей сегодня воспитывают через СМИ и интернет откровенные враги. Современная синтетическая культура, поверхностная, принимающая все более деградирующие формы, разрушает хрупкую личность подростка и ведет к уничтожению.
Интровертов-тихонь методично убивают через группы смерти, активные ребята могут стать жертвами идеологий АУЕ или радикальных течений. Отчего все это? В первую очередь, от недостатка родительского внимания. Во вторую, от школы, которая сегодня больше выступает поставщиком знаний стандартов общего образования. А в третью, от окружающей действительности.
Член-корреспондент Российской Академии естественных наук, автор образовательно-воспитательной программы «Социокультурные истоки», которая сегодня реализуется почти в каждом регионе РФ, Александр Васильевич Камкин уверен, что жестокость подростков становится следствием окружающей реальности и примером поведения взрослых:
— В моей жизни было 12 лет педагогической работы в школе. Происходило это на рабочей окраине города. Много было неполных семей и в те далекие годы. И проявления подростковой жестокости мною замечались и тогда. Разнимал драки, пытался что-то объяснять… Мне кажется, сегодня жестокость приобретает изощренные формы. Дети в плане жестокости больше информированы, чем мои ученики 40-летней давности. Они черпали, простите, «знания» в драках, могли видеть подобное поведение среди взрослых (редко), или в фильмах… Но как в старых фильмах показывали какие-то сцены насилия? Очень осторожно. Сейчас в интернете можно все это можно видеть с натуралистической обнаженностью и в огромных количествах. И это производит на подростка сильное впечатление. А он в этом возрасте как раз выбирает свой нравственный путь в жизни. Что важнее: быть героем любой ценой, доминировать на всеми или сострадать, полюбить другого, протянуть ему руку? Вот эта информированность, погружение в мир жестокости, может быть признан одной из причин… Как лечить подростков и детей? Все начинается с семьи и ее полного включения в процесс воспитания. Наше общество потеряло такое понятие как уважение. Раньше это называлось любовью к ближнему, уважением к человеку, несмотря на все недостатки. Нужна работа всего общества… А мы-то готовы быть примером для детей? Они ведь учатся тому, что видят вокруг. Мир взрослых далеко не идеален.
Видеоблоггер Дариник (православный христианин, переехавший из города в маленькую деревню – прим авт.) сказал хорошую фразу о том, что
город сегодня стал самым настоящим местом экспериментов над нашими детьми.
Действительно, «Каинова обитель» в наши дни все больше осознается здравомыслящими людьми как место неестественной среды обитания человека. Родители вынуждены сутками проводить на работе, тратя на общение с чадами гораздо меньше времени, чем этого требует процесс полноценного воспитания.
Дети, предоставленные сами себе, под час могут стать жертвами новых технологий, транслируемых через СМИ и интернет.
Мы живем в очень интересное время, когда наши дети благодаря глобальной сети очень много знают, но почти ничего не умеют.
Труд перестает становиться для подрастающих поколений ценностью, создающей сильную личность. Мы сегодня думаем, что находимся на пике научно-технического прогресса и можем почти все. Действительно, так и есть. Профессионализм, научное знание выдвинуты на первый план. Нравственность где-то поодаль. Не идет речи о традиции, и подчас ей приписывается место где-то в музее истории, нежели в жизни. Но можем ли мы себе объяснить, почему выбросив из жизни опыт предков, человечество, способное разговаривать друг с другом из разных уголков планеты, разучилось жить?
Сегодняшние дети – это завтрашние взрослые, которые будут строить жизнь вокруг нас и вместе с нами. Главная аксиома любого воспитания: личный пример первичен. Тонкая детская душа не терпит фальши, и судит «по плодам».