Идея обязательного счастья — часть идеологии потребления. Современный россиянин постоянно слышит и читает о том, как стать счастливым. На счастье спекулирует реклама, давая понять, что оно невозможно без тех или иных вещей: машины, сумочки, микроволновки или туши для ресниц. Какую только дребедень, порой низкого качества, не впаривают покупателям белозубые модели с биллбордов и телеэкранов. Политики внушают, что счастье народа связано с ними — мудрыми и мужественными. Вокруг призрачного счастья кормятся психологи, коучи, тренеры, гуру, маги и прочие наставники неудачников. Нахватавшись поверхностных знаний в непризнанных ВУЗах, они лезут в чужие души, порой доводя клиентов до психбольницы.
Гуру и коучеры научат вас быть “счастливыми”
Между прочим, статьи для своих сайтов и блогов эти господа и дамы заказывают копирайтерам, поскольку зачастую не могут два слова связать. Зато высоко ценят свои услуги и дерзают учить целые семьи и коллективы компаний.
Примечательно, что никто из доморощенных гуру и коучей-неучей не советует своим клиентам обратиться к религии. К примеру, десятки сайтов тиражируют совет, как успокоиться и очистить сознание, распевая мантры, сидя в позе лотоса.
Объясните, чем такой подход мудрее православного? Моя бабушка, помню, перебирала чётки, приговаривая: «Господи, помилуй», что избавляло от неприятных размышлений в любой обстановке. Но видимо, неудобно психологам, накупившим фальшивые дипломы с золотым тиснением, давать такой простой совет.
Лучше что-то экзотическое, из-за тридевять земель, где йоги, обсыпанные золой от погребальных костров, с ногтями, не стриженными сорок лет, знают секрет счастья.
«В ведические времена любого несчастного человека выселяли из деревни, потому что считали его агрессором, мешающим счастью других», — пишет очередная психологиня. Очень мило – не помочь, не утешить, а изгнать. И это мудрость Вед, с которой носятся язычники.
По мнению психологов, следует медитировать два раза в день. Если не в индуистском и буддистском, то в кельтском стиле, воображая себя странствующим по лесам и горам под бой шаманского бубна. Это помогает сосредоточиться и успокоиться.
Ходить в храм психологи, как правило, не советуют. Церковь для них конкурент. Там поставишь свечку за 20 рублей. А у них оставишь 20 тысяч за курс личностного роста, где тебе сообщат азбучные истины.
Мода на иностранное счастье
В моде псевдопсихологическая литература, рассуждающая о поисках счастья. Некоторые авторы утверждают, что таки обрели его и готовы поделиться секретом с теми, кто купит книгу. В последнее время Европа, включая Россию, увлечена хюгге — датской концепцией счастья. В упрощённом толковании это создание домашнего уюта, окружение себя милыми вещицами и потакание мелким слабостям, типа любви к сладостям. Где-то когда-то социологи решили, что датчане самый счастливый народ, и человечество с завистью принялось разгадывать тайну датского счастья. Некоторые даже переезжают в Данию.
Популярны книги о хюгге — например, Майка Викинга и Хелен Рассел.
Но из книг, во-первых, можно сделать вывод, что датское счастье обусловлено не наличием плюшевого пледа, камина и булочек, а национальной философией и социальной политикой государства. А во-вторых, хюгге — скорее, лубок на экспорт. Поскольку множество датчан пьют, дерутся, совершают суицид, страдают депрессией. Почему мы хотим стать счастливыми по-датски, а не по-русски? Поехал на дачу, затопил печь, заварил чай с мёдом, испёк пирог. Но нет! Снова нам нужна заграничная модель благополучия.
В то же время, отыскивая статьи на тему «Как стать счастливым», трудно обнаружить ссылки на православные сайты.
Счастье верующего человека
Существует такая точка зрения, что мечты о земном счастье христианам внушает враг рода человеческого. Поверив этому, остаётся только отречься от всего земного и желать себе скорой смерти, занимаясь самобичеванием. Несмотря на то, что и в пользу такого мнения можно найти изречения подвижников, это всего лишь субъективная трактовка.
Рассмотрим на отвлеченном примере: одни мусульмане считают ислам религией мира, другие — религией священной войны. Религии и идеологии — это инструменты, которые можно использовать как во благо, так и во вред человеку.
Христианство его последователи тоже трактуют по-разному. И в этом есть промысел Божий, который дал нам свободу мыслить и выбирать. Поэтому на счастье в православии есть и другой взгляд: можно искать благополучия в семейной жизни, преуспевать на работе, развивать свои таланты и радоваться достижениям. Но ценой успеха не должны быть подлость, порок, предательство.
Спасаться в мире не менее сложно, чем в монастыре — здесь своя духовная брань.
Амбициозным людям сложно строить карьеру или развивать бизнес, не оступаясь. Недаром в дореволюционные времена аристократы и негоцианты уделяли много внимания благотворительности, чтобы заслужить благосклонность Творца. Делая счастливыми других, они были вдвойне счастливы.
Счастье верующего человека таково, что когда им делишься, оно лишь пребывает. Недаром не только в христианстве есть традиция жертвовать на храм или бедным людям часть прибыли. При этом достаток благотворителя возрастает в той же степени. А если не можешь помочь материально, поддержи иным способом.
Но и бедность сегодня не гарант праведности. Не раз я встречала в прессе новости о том, как матери убивали своих детей от нищеты и сами совершали суицид. Крайняя степень несчастья. Где они искали помощи? Оказывается, обращались только к чиновникам, а те начинали бюрократическую волокиту. Женщинам даже не приходило в голову пойти в церковь и поискать благотворительную организацию, настолько жестоким кажется наше общество. Да и сами они были далеки от религии, которая запрещает убийства и самоубийства. А почему не проявили участие родственники несчастных женщин?
Гибель этих матерей и детей — результат личного и общественного атеизма.
Невозможно совмещать служение злу и добру
У творческих людей — свои проблемы. Я знала журналистов, отменно зарабатывающих ложью и считающих себя верующими патриотами. Но за их финансовыми успехами скрывались дрязги в семье — Бог не давал счастья.
Становились инвалидами или умирали родственники, включая внуков и детей, – порой мучительно, как правило безвременно. Но эти господа не переставали лгать. Хотя, возможно, недоумевали, почему к их полным кошелькам прилагаются горести. Когда мой знакомый репортёр, добрый и совестливый человек, покинул такое издание, я сказала:— Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых…
Невозможно совмещать служение злу и добру.
Личная жизнь вне религии тоже лишена гармонии. Я слышала о молодой семье, где супруг-неоязычник запрещал жене молиться. Он говорил, что вернувшись с работы и застав её перед иконой — изобьёт. В церковь ей приходилось ходить тайно. Что любопытно, самого мужа регулярно били — то хулиганы, то полиция, хотя он носил медальон с молотом Тора и перстни с рунами. Бедняга прятался и лечился, пока сам однажды не надел крест. Но к тому времени любовь жены сошла на нет. Они расстались.
Десять заповедей должны стать основой отношений в обществе. Это система координат, в которой можно и нужно строить своё счастье, искать ответы и решения проблем.