Если выстроить повременно жития святых воинов, то получится полноценная история Руси. Князь Владимир, приняв святую Веру Христову, положил начало внушительной череде русских правителей, причисленных к лику святых. Исключения редки. А поскольку княжение в те далёкие времена неизбежно сопровождались военными столкновениями, то и выходит, что нашу древнюю историю пронизывает ряд святых воинов, защитников Земли Русской.
Миролюбие и меч
Христианское учение миролюбиво. Не допускается не только убийство живой твари, но и насилие. Причём не только физическое, но и нравственное. «Вложи меч свой в ножны» (Ин. 18:11) – говорит Иисус своему ученику Петру, когда он попытался защитить своего Учителя. К миру призывает Господь. К миру на земле и к миру в душе. В этом есть путь спасения.
Но мир во зле лежит со дня грехопадения. И вся история человечества наполнена войнами и смертоубийствами. Перед христианином часто встаёт жестокий и неизбежный вопрос убивать или не убивать своего соперника? Не убивать – взывает его совесть. И он милует противника.
Но если твоей жизни угрожает смертельная опасность, то твоя обязанность защитить тот дар, который тебе вручил Господь – живую душу.
Христос пожертвовал своей жизнью ради спасения всех людей. Многие святые следовали его примеру. Но распятие и предшествующее этому пленение в Гефсиманском саду были не первой угрозой Его жизни. В праздник Обновления в притворе Соломоновом Он прошёл сквозь толпу, желавшую побить Его камнями (Ин. X,). Значит, есть причины, по которым христианин обязан сохранять свою жизнь ради указанной Христом цели.
Более того, есть исключительные случаи, когда меч из ножен доставали монахи, да ещё по благословению смиреннейшего миролюбивого игумена Сергия. Какой же это исключительный случай, когда монах становится воином?
Ответ в самой нашей истории. Преподобные Пересвет и Ослябя вышли на поле Куликово, чтобы защитить тех, кому грозила смертельная опасность. Тысячи убитых невинных людей, тысячи пленённых, тысячи надругательств над жёнами, несчётное число сирот, сожженные города и веси, поруганные храмы – вот что неизбежно грозило Русской земле, не встань на пути мамаевых полчищ христолюбивое воинство князя Димитрия.
Многие тогда отдали жизнь «за други своя» (Ин. 15:13). Их подвиг священен. И память о них священна. Этим героям обязана Русь своим спасением.
Ратные подвиги полководцев
История Руси хранит немало таких подвигов. В боях с теми же монголо-татарами сложили свои головы великий князь Георгий Всеволодович Владимирский, сыновья его Владимир, Всеволод и Мстислав, Ростовской князь Василько, воин Меркурий Смоленский. Последствия того нашествия были страшны. Двести сорок лет потребовалось Руси, чтобы победить в решающей схватке на поле Куликовом. И ещё сто лет, чтобы освободиться от тяжёлого ига татарского.
Митрополит Геронтий решительно поддержал великого князя Ивана Васильевича III в его намерении сорвать басурманское иго с народной выи. Он назидал князя,
«чтобы стоял крепко за православное христьяньство противу безсерменству».
Их личные отношения складывались не просто, но в судьбоносный час митрополит Геронтий укрепил князя Ивана своим духовным авторитетом. Он участвовал в княжеских советах и благословил московское войско, выступившее в поход против хана Ахмата. Позже Геронтий, чувствуя колебания князя, посылал грамоты в походный лагерь. В 1480 году на реке Угре русская рать остановила татарское войско. Четыре дня продолжалось вооружённое противостояние. Ахмат так и не смог преодолеть этот рубеж, и был вынужден оставить русские пределы.
Русь победила! Русский народ завоевал долгожданную независимость.
Во время Первой мировой войны, называемой у нас Второй Отечественной, военный священник 3 гренадерского Перновского полка иеромонах Амвросий (Матвеев), совершил свой подвиг во имя спасения Родины. Во время ожесточённого боя, когда воины полка дрогнули и начали без приказа отступать, пред ними предстал отец Амвросий. Он устыдил малодушных и призвал вспомнить о воинском долге. Воодушевлённые своим пастырем, гренадеры не только вернулись на позиции, но и бросились в штыковую контратаку против врага. Бесстрашный иеромонах шёл с поднятым крестом в руке в рядах атакующих и погиб в бою. Мужественный пастырь посмертно был удостоен ордена святого Георгия.
Православным часто бросают упрёк в том, что они прибегают к молитве вместо решительных действий. Приведённые примеры наглядно свидетельствуют о том, что в решающие моменты миролюбивое воинство Христово действует смело, забывая об опасности, и готово жертвовать собой ради спасения беззащитных людей, родной земли и Веры.
Личное мужество
Немало в нашей истории примеров личного мужества полководцев. Не единожды русские князья принимали бой в рядах своих ратников. Великий князь Новогородский Александр в сражении на Неве «наложил печать» своим копьём предводителю шведского войска ярлу Биргеру. В ледовом побоище Александр Невский победил в поединке тевтонского магистра и захватил его в плен.
Великий князь Московский Димитрий на Куликовом поле передал свой княжеский плащ боярину Бренку и встал в ряды русских ратников. В жестокой битве он был тяжело ранен, но победил вместе со своим войском.
Адмирал флота Российского праведный воин Феодор Ушаков в боях с турецкой эскадрой часто вставал со своим флагманским кораблём в передовой ряд, не прячась за борты других кораблей.
В 1791 году у мыса Калиакрия в северной Болгарии несмотря на явное превосходство противника, адмирал Ушаков предпринял смелый манёвр, направив эскадру между турецкими кораблями и береговой батареей. Таким образом «выиграв ветер» (что в сражениях парусных судов имело первостепенное значение), он заставил корабли противника сбиться в кучу. Пушечным огнём турецкие корабли были сильно повреждены и после нескольких часов перестрелки бросились в бегство. Султан Селим услышал роковые для себя слова «Великий, твоего флота больше нет».
Это событие отразилось в русском гимне «Гром победы раздавайся»:
Уж не могут орды Крыма
Ныне рушить наш покой;
Гордость низится Селима,
И бледнеет он с луной.
Эти и многие другие события и судьбы русских воинов и полководцев вошли в книгу «Русский святые воины», вышедшей недавно в издательстве «Вече». Нам следует не только помнить, но и носить в сердце подвиги наших предков – святых воинов. Они передали нам великую Державу, которую на протяжении веков неоднократно пытались покорить «надменные соседи».
Русские святые воины для нас пример и воинской доблести и святости в жизни земной. Это небесная рать, укрывающая Россию своими святыми молитвами.
28 мая 2019 г.