Источник: Православное Закамье
Рождественский пост в 2018-2019 году: 28 ноября – 6 января 2019 года. Начался очередной Рождественский пост. Для чего православный христианин приходит к светлому празднику Рождения Спасителя мира не путями радостного новогоднего томления, но, как некий солдат, по полосе препятствий воздержания и пристальной борьбы? Для чего покаянный плач? Для чего сосредоточенное молчание? Для чего мы не в праздничных одеждах за накрытыми столами, но как бы в парадных военных облачениях ждём появления Господа?
Здесь, может быть, стоит подумать о том, почему в наших храмах вообще принято стоять на службах. По многим причинам… Но может быть ещё и от того, что уж очень хочется присесть (прилечь, уснуть)? Для чего нам древний византийский этикет в храме, царские одежды священства, бережно хранимые обычаи и правила? Может, из-за того, что изменчивый мир так упорно намекает нам, что всё непостоянно: то, что вчера было злом, становится добром; что вчера считалось добродетелью, перестаёт ею быть; слова теряют силу, меняют значения… Может быть каноны нашей Церкви всей своей аскетичностью просто опровергают этот царящий повсеместно, расслабляющий душу хаос — защищают нас от него?
Путь за Вифлеемской звездой предстоит не близкий, опасный, и Младенец родится не во дворце, но в пещере. Как же Церкви две тысячи лет каждый год приходить сюда заново — именно сюда?! Как не привыкнуть? Как не потерять направление? Как встретить именно Бога, а не красочный муляж в Интернете? Апостол Павел говорит ясно:
«Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евреям 13, 8).
И неизменный Христос как бы отвечает:
«Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет» (Ин. 12, 26).
Получается, дорогу ко Господу мы знаем: на этом пути Крещение, и сорокадневный пост нашего общего Учителя перед выходом Его на Служение, и молитва, и безропотные страдания, и Светлый день Воскресения.
В одном не меняется мир — зло, как всегда, в моде. И, хотим или не хотим, если мы христиане, то, судя по всему, души наши тут на войне, а молитва и пост, как дисциплинирующие начала, как плоды нашей ответной любви к Богу, — единственные верные орудия в борьбе с хаосом за возможность снова и снова видеть ясли Спасителя. Как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов):
«Укрощенное постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту, тонкость»
— те качества, которые только и могут вырвать нас из повседневного графика плотской жизни ради духовного путешествия к празднику Рождества Христова, чтобы на этом празднике быть нам не зрителями-чужаками, но соучастниками радостной Тайны, чтобы дух, укротивший тело, стоял там в светлом облачении воина Христова и слышал голоса ангелов поющих грядущему Царю: «Аллилуйя!».