Источник: Церковь Успения Богородицы, г. Клин
В своей любви к Матери Божией Православная Церковь окружает всё, что связано с Её земной жизнью великим почитанием. Церковь отмечает два праздника, связанных с одеждами Пречистой Девы: Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (2/15 июля) и Положение честного пояса Пресвятой Богородицы во Влахерне (31 августа/13 сентября), в честь чуда исцеления супруги императора Льва Мудрого (886-911) Зои, страдавшей от нечистого духа.
Ризой в древние времена на востоке называли одежду, платье, военные доспехи. Сегодня в разговорной речи это слово почти не употребляется, зато очень распространено в церковной среде. «Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом яко ризою», – поется при одевании крещаемого, когда тот, после Крещения, облачается в белую одежду в знак того, что крестившийся облеклся во Христа, сделался чистым, оправдался от всякого греха. Также и богослужебные одеяния священнослужителей называются ризами. А помещение, где хранятся священнические облачения и церковная утварь – ризницей.
Еще одно слово, также обозначающее одежду вообще у древних народов, в том числе и у евреев – хитон – греческое название рубашки, платья.
Омофор или мафорий – также греческие слова, означающее головной покров, большое покрывало, которое носили женщины.
Хитон, или платье Пресвятой Богородицы, омофор или Ее головной покров и пояс – вот ризы, которые носила Пречистая Дева в земной Своей жизни и, согласно христианским преданиям, даровала Православной Церкви как залог Своего покровительства и заступничества.
Хитон Пречистой Девы Марии
Замечательна история этих величайших святынь всего христианского мира. Пречистый хитон завещан был Пресвятой Богородицей пред Успением Своим двум бедным вдовицам в Назарете, служившим Ей и получавшим от Нее пособие. Одна из этих вдовиц пожелала, чтобы сей благословенный дар всегда вверялся по наследству от одной девицы к другой. Так, в течение веков священный хитон с великим благоговением сохранялся на Святой Земле.
В V веке два брата, знатные греческие вельможи Гальвий и Кандид, отправились на поклонение святым местам в Палестине. Придя в Назарет, город, где произошло Благовeщение, они остановились ночевать в небольшом селении, в доме благочестивой женщины. В одной из комнат они почувствовали сильное благоухание ладана, кроме того, на свещнице горело множество свечей. Это было так необычно, что вельможи спросили хозяйку, что это значит? Она рассказала им, что хранит у себя дорогую святыню – ковчег с ризой Богородицы, от которой происходят многие чудеса и исцеления. Поведала и о том, как ей досталась эта дорогая святыня, сокрушаясь, что в ее роде уже нет девицы, которой она могла бы доверить это служение. Благочестивые братья возгорелись одним пламенным желанием – дабы бесценное сокровище досталось христианам царствующего града – и в горячей молитве просили Пречистую Деву не возбранять им взять ризу в Константинополь. Заказав копию ковчега, в котором хранились одежды Пречистой, они тайно подменили его и благоговейно, с несказанной радостью отправились со святыней в Константинополь, или, как его называли на Руси, Царьград. Святой Геннадий, Патриарх Цареградский, и император Лев Великий (457–471), со священным трепетом встретили святыню и приняли решение поместить ее в самом лучшем, почетном месте. Во Влахернах, близ берега моря, был воздвигнут новый храм в честь Богоматери. Храм находился поблизости от дворцовых покоев императора: крытые переходы соединяли храм и дворец. 2 июля 458 года Патриарх Геннадий с подобающим торжеством перенёс священную ризу во Влахернский храм. Впоследствии в ковчег с ризой Богородицы положены были Её святой омофор и часть Её пояса.
По свидетельству историка Никифора Каллиста, жившего в VI веке, «риза Богоматери сохранялась в этом храме и доселе сохраняется как защита для города, подавая различные исцеления и чудесами своими побеждая естество и время». Именно в Константинополе и было явлено первое чудо от хитона Пречистой Девы.
Весной 626 года огромная армия персов и хазар подступила к столице. Императора Византии Ираклия в тот момент в городе не было, и руководство Константинополем возложили на Патриарха Сергия (610–638). Жители столицы не смогли оказать должного сопротивления врагу, и персы ворвались в город. Тогда Патриарх вынес хитон Пресвятой Богородицы и начал горячо молиться, прося защиты у Матери Божией. Согласно историческому источнику, в это время внезапно налетел страшный ураган и уничтожил врага, дошедшего уже до Влахернского храма, а в бушующем море затонули все неприятельские суда.
Не раз при нашествиях врагов Пресвятая Богородица спасала город, которому даровала Свою священную ризу. Так было во время осады Константинополя аварами, персами, арабами. Особенно знаменательны для истории Русской Церкви события 860 года.
18 июня 860 года более 200 ладей русского флота князя Аскольда вошли в бухту Золотой Рог, угрожая Константинополю. Русские корабли были уже хорошо различимы с берега, высадившиеся воины «проходили пред градом, простирая свои мечи».
В это время император Михаил III находился в военном походе. Он спешно вернулся в столицу. Всю ночь император горячо молился, простершись ниц на каменных плитах Влахернского храма. Святой Патриарх Фотий обратился к народу с проповедью, призывая в усердной сердечной молитве просить заступничества Пресвятой Богородицы. Опасность возрастала с каждым часом. Город едва не был поднят на копьё. Перед лицом этой грозной опасности было принято решение спасать церковные святыни и, прежде всего, святую ризу Богородицы, которая хранилась во Влахернском храме. После всенародного молебна святую ризу Богоматери, с крестным ходом обнесли вокруг городских стен и погрузили с молитвой край её в воды Босфора, а затем перенесли в центр Константинополя – храм Святой Софии. Произошло чудо: Божия Матерь Своей благодатью покрыла и усмирила яростную воинственность русских воинов. Заключив почётное перемирие, Аскольд снял осаду Константинополя. Русские войска стали отходить, унося с собой большой выкуп. Неделю спустя чудотворную ризу Богоматери торжественно возвратили на место, в раку Влахернского храма. В воспоминание этих событий Патриарх Фотий установил ежегодное празднование Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (V) 2/ 15 июля.
Вскоре русское посольство прибыло в Константинополь для заключения договора «любви и мира». Важнейшим был пункт о Крещении Руси. В византийских хрониках записано, что «посольство их прибыло в Царьград с просьбой сделать их участниками в святом Крещении, что и было исполнено». Аскольд принял святое Крещение с именем Николай. Крестились и многие из его дружины. В Киев был назначен святителем Фотием митрополит Михаил, и русская митрополия была внесена в особые списки – нотиции – епархий Константинопольского Патриархата. В документах того времени сохранились слова Святого Патриарха Фотия: «Руссы, которые подняли руку против Римской державы, в настоящее время даже и они променяли нечестивое учение, которое содержали прежде, на чистую и неподдельную веру христианскую, с любовью поставив себя в чине подданных и друзей наших». (Византийцы считали «подданными» всех принимавших Крещение из Царьграда и вступивших в военный союз с империей.) «И до такой степени разгорелись в них желание и ревность веры, что они приняли епископа и пастыря, и лобызают святыни христиан с великим усердием и ревностью».
Вот так, удивительным образом праздник Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне является, одновременно праздником основания Русской Православной митрополии в Киеве. Благословением Божией Матери и чудом от Её святой ризы совершилось не только спасение Царьграда от самой грозной осады за всю его историю, но и призвание русских к вечной жизни. Вместе с тем 860 год принёс признание Киевской Руси Византией: молодое Русское государство вышло на арену истории.
Преподобный Нестор Летописец отмечает, что именно с этого времени «начала прозываться Русская Земля».
Почитание праздника Ризоположения издревле известно и в Русской Церкви. Святой князь Андрей Боголюбский († 1174; память 4/17 июля) воздвиг во Владимире на Золотых воротах храм в честь этого праздника, благодаря Пресвятую Деву, что Она даровала ризу тела Своего, как «державное граду обложение, необоримую стену, исцелений сокровище, чудес источник, пристанище спасительное».
Во время Крестовых походов XIII века хитон Богородицы не попал в руки грабителей: среди священных реликвий, похищенных крестоносцами из Влахернского храма, упоминается только головной убор Божией Матери, переданный Генрихом де Ульменом монастырю в Трире.
Русский митрополит Пимен, путешествовавший по Святым местам, упоминает в своих записках, что в 1387 году он «в день Положения ризы Богоматери» был во Влахерне и целовал там святую раку, в которой лежали чудесный хитон и пояс Богородицы.
В 1434 г. Влахернский храм сгорел, части одежд Богоматери были переданы в разные места. Часть ризы Богоматери была перенесена из Константинополя на Русь святителем Дионисием, архиепископом Суздальским († 1385; память 26 июня/9 июля), и хранилась в Москве в Успенском и Благовещенском соборах.
Святая риза Богоматери, хранившая прежде столицу Византии, спасала впоследствии от неприятеля и первопрестольную Москву. Летом 1451 года под стены Москвы подступали татарские полчища царевича Мазовши. Святитель Иона, митрополит Московский, непрестанными молитвами и церковными службами укреплял защитников столицы. В ночь на 2 июля, сообщает летопись, в татарском стане случилось великое смятение, враги бросили награбленное добро и в беспорядке поспешно отступили. В память чудесного избавления Москвы святой митрополит Иона (†1461; память 31 марта и 27 мая) в том же году воздвиг в Кремле церковь Ризоположения.
Она сгорела, но на её месте в 1484–1486 годах была построена новая, также посвященная празднику Положения ризы Богоматери и сохранившаяся до настоящего времени. Сейчас раз в году, в праздник Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (2\15 июля), Святейший Патриарх Московский и всея Руси совершает Божественную литургию и молебен перед частицей ризы Богородицы в Ризположенском храме Московского Кремля.
В наши дни хитон Богородицы хранится в историческом музее в Зугдиди (Грузия), расположенном во дворце князей Дадиани. Подлинность святыни была засвидетельствована греческими и грузинскими специалистами. В Зугдидском историческом музее хранятся святыни, которые были изъяты из разных церквей и монастырей в период советского безбожия. Среди них находится и знаменитая риза Богородицы.
Когда, при каких обстоятельствах хитон Пресвятой Богородицы был перенесен в Грузию? Существует несколько версий: по первой – эта святыня была привезена из Иерусалима в начале XII века; согласно второй – хитон Богородицы был тайно вывезен из Византии в VIII веке в связи с иконоборчеством; по летописи «Картлис Цховреба», хитон Божией Матери испокон веков хранился в Хобском Успенском монастыре в Грузии.
Критическое осмысление разнообразного круга письменных источников позволяет сделать следующий вывод: хитон Пресвятой Богородицы сохранялся во Влахернском храме в Византии до 1453 года, затем из-за трагических событий, связанных с завоеванием турками Константинополя, следы хитона теряются на целых два столетия. В XVII веке хитон Богородицы обретен был Промыслом Божиим в Хобском монастыре в Мингрелии.
Миссионер-католик Джузеппе Мария Дзампа пишет: «Говорят, что в те времена (по взятии Византии турками) в Колхиду приехал один архиепископ, привезя с собою плащаницу, которая, по их словам, принадлежала Богородице… В длину она равна восьми римским ладоням, в ширину – четырем, рукава в одну ладонь и узкий ворот… Материал, из которого она сшита, желтый, местами с набивными цветами, и вышита она иглой…»
Весной 1840 года русские послы Федот Елчин и Павел Захаров гостили при дворе Левана II Дадиани. Они посетили Хобский монастырь, где сподобились приложиться к хитону Пресвятой Богородицы. Русские послы Алексей Иевлев и Никифор Толочанов находились в Имеретии (Грузия) в 1650–1652 годах. Они встречались с монахами одного из Афонских монастырей, которые поведали им, что хитон Богоматери привезен из Константинополя якобы в VIII веке (во времена иконоборческой ереси в Византии) и был положен в Хобском монастыре…
«Та риза должна быть сшита из миткали или светлой бязи… Сама риза цвета сахара… Я, Алексий, спросил о той плащанице Богородицы митрополита Захария, видел ли он ее и правда ли это риза Пресвятой Девы. Митрополит ответил, что видел ее много раз и что принесена она книгохранителем в те времена, когда были гонения на святые иконы (в Греции). То правда риза Богородицы, и многих страждущих исцелила она».
В XVII веке Иерусалимский Патриарх Дотеус попытался вывезти хитон Богородицы из Грузии, но безуспешно. Потом мингрельский царь Леван запечатал золотой ларец со святыней и приставил к нему стражников. Но это не спасло Пречистый хитон от разбойников. К счастью, похищенная святыня была найдена на второй же день… Прежде риза Богоматери хранилась в алтаре храма, в серебряном ларце. По преданию, с ризой Богородицы связано множество чудес и исцелений.
В советские времена о хитоне Богоматери забыли: великая святыня без должного бережения сохранялась в Хобском монастыре; ее мочило дождем, засыпало снегом… В 1936 году она была перенесена в запасники Зугдидского исторического музея.
Ныне Пречистый хитон вновь открыт для поклонения православным верующим. Ежегодно 2/15 июля Грузинская Православная Церковь отмечает Влахерноба – праздник в честь ризы Богородицы. В этот день хитон Богородицы выносится из Зугдидского музея в Кафедральный собор Влахернской иконы Божией Матери, расположенный тут же, на территории музея, где после Божественной литургии верующие могут приложиться к этой величайшей святыне христианского мира. Множество паломников из разных стран приезжают в Грузию поклониться Пречистой ризе Божией Матери.