• Когда мы говорим об Александре Невском, Дмитрии Донском и адмирале Ушакове, то, прежде всего, вспоминаем их воинские подвиги. Однако их объединяют не только славные победы, но и святость жизни. Все они причислены Русской Православной Церковью к лику святых. О русских святых воинах и книге о них, в сегодняшнем материале.

    Как в человеке может соединяться воинская доблесть и праведность жизни это великая тайна. Это происходит только тогда, когда воин вынимает меч из ножен не с целью завоевания славы и богатства, а ради священного долга защиты беззащитных, ради спасения Родины. Это сопряжено со смертельной опасностью для самого воина. И всё же, сознавая такую опасность, человек вступает в схватку ради спасения жизни других людей.

    Вот почему Церковь особенно чтит защитников Отечества. История России наполнена подвигами святых воинов и полководцев. Мы даже не представляем, насколько она пропитана духом святого воинства.

    В книге «Русские святые воины» собраны сказания о житии всех, кого Господь наградил венцом сего священного подвига.

    Вся мировая история преисполнена чередой непрерывных войн. Русь, не ограждённая никакими природными препятствиями от нескончаемых нашествий, постоянно находилась под угрозой иноземного вторжения. Волны кочевников одна за другой накатывались с необозримых просторов востока, сметая всё на своём пути.

    В то же время западные племена с вожделением смотрели на русские земли, преисполненные всяческих богатств. Германский «натиск на восток» длится не одну тысячу лет и постоянно вовлекает в себя другие европейские народы.

    Миролюбивый русский пахарь так всю жизнь и вынужден возделывать землю со щитом и мечом за плечами. Со временем для оправдания своей агрессии против православной Руси запад стал называть его «крестовыми походами против схизматиков».

    Правитель – воин – святой

    Русские правители, благоустраивая страну, постоянно были вынуждены защищать свой народ от иноземцев. Бывали и у нас несправедливые междоусобные брани, от которых страдали все. Но священный долг защиты Веры и Отечества они исполняли исправно. Начиная с равноапостольного великого князя Владимира выстраивается длинный ряд полководцев послуживших Родине мечом и праведной жизнью Богу.

    Почти все великие князья изначальной православной Руси стоят в этом славном ряду. Это удивительное явление нам ещё предстоит осмыслить.

    Не все они были столь удачливы в битвах как Владимир. К примеру, его сын Ярослав известен в большей степени как мудрый правитель. При нём был создан первый свод законов «Русская правда», установлено лествичное право на престолонаследие, повсеместно распространилась грамотность. Книжность становилась любимым (престижным) занятием князей и бояр. Были построены величественные храмы, засвидетельствовавшие на века высочайший уровень культуры, обращённой ко Христу Руси. Под присмотром Ярослава был создан первый летописный свод, показатель исторической зрелости народа.

    А когда понадобилось защитить все эти достижения от разорения кочевниками, князь Ярослав разгромил печенегов и на месте победы выстроил знаменитый храм Софии киевской.

    С этих пор прекратились набеги степных кочевников, и они мирно поселились в русских пределах.

    Семья благоверного князя Ярослава Мудрого представляет собой удивительное явление в мировой духовной истории. В лике святых были прославлены многие его родственники. Отец —  креститель Руси равноапостольный Великий князь Владимир Святославич. Жена — Ингигерда, дочь первого христианского короля Швеции Олафа и бодричской славянки Эстрид. На Руси она именовалась Ириной, согласно святцам благоверной княгиней Анной Новгородской. Сын — благоверный князь Владимир Ярославич Новгородский. Внук — князь Владимир Мономах (почитается в соборе Киевских святых). Его братьями были первые, прославленные на Руси святые, — князья Борис и Глеб.

    Это на Руси. Но и в Европе та же картина.

    Норвежский конунг Олаф Святой доводился Ярославу свояком. Они были женаты на сёстрах. Ещё живя в Новгороде, Олаф исцелил тяжело больного Владимира, сына Ингигерды и Ярослава. Уже после его гибели в борьбе за норвежский трон, в Новгороде была возведена церковь Олафа Святого, прозванная в народе «Варяжской Божницей». Во имя святого Олафа был освящён храм и в Ладоге.

    Малолетний сын Олафа Магнус Добрый после гибели отца был усыновлён Ярославом и по достижении совершеннолетия при его помощи получил Престол Норвегии, а затем и Дании.

    На фреске Собора Святой Софии в Киеве изображены дочери Ярослава: Анна, Анастасия, Елизавета и Агата.Это не означает, что все они были канонизированы, но веские основания для изображения на стенах собора есть.

    Борьба за подлинность русской истории

    В работе над книгой выявилась одна очень важная особенность в борьбе за подлинность русской истории. Каждая личность и каждое важное событие непременно оспаривается «объективными» учёными. Если не получается оспорить, то «ставится под сомнение». Если не срабатывает ни то, ни другое, то применяется обыкновенная подтасовка или искажение. Так происходит с князем Смоленским Ростиславом, который впоследствии стал великим князем Киевским. Украинские «патриоты» приватизировали это имя и всячески вымарывают смоленское прошлое князя Ростислава. И это не единственный случай.

    Кстати и былинного Илью Муромца свидомые западэнцы  переселили на Украину. Их не смущает что точно указано место рождение богатыря – село Карачарово у города Мурома. В народном сознании былинный герой соединился с реальной исторической личностью преподобным Илией Муромцем, чьи мощи почивают в Антониевой пещере Киево-Печерской лавры.

    Здесь же обрёл покой преподобный Феодор, Князь Острожский, после нескольких летупорной борьбы с поляками, получившими власть над княжествами киевской Руси после монгольского разгрома.

    На примере святых подвижников можно проследить направление внутреннего переселения русских людей. В первые века Руси все пути вели в Киев. Затем из киевских пределов во Владимирскую Русь. Первым проложил путь в Залесье князь Андрей Боголюбский. По сути, он перенёс столицу из погрязшего в междоусобице Киева во Владимир на Клязьме. С его правления начинается возвышение нового центра Руси.

    Но междоусобие захватило всю русскую землю. Не смогли князья объединиться даже перед угрозой монгольского нашествия. Русские княжества были разорены поодиночке. В схватке с монголо-татарскими войсками сложили свои головы великий князь владимирский Юрий, его сыновья Владимир, Всеволод и Мстислав, князь Василько Ростовский.

    Но Русь не погибла. Владимирская, а вскоре Московская Русь становится центром притяжения русского и всех окрестных народов.

    Книгу «Русские святые воины» можно приобрести в издательстве «Вече». А также  в интернет-магазинах «Читай-город», «Буквовед», «Лабиринт», «КомБук».

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *