Одно из самых таинственных и обсуждаемых свидетельств земной жизни Иисуса Христа, одна из самых почитаемых христианских святынь, одна из самых спорных исторических реликвий – все это о ней, о Туринской плащанице. Как ее изучали и о чем она может рассказать современному человеку, сегодня в нашей статье.
«…и, сняв Его, обвил плащаницею и положил Его в гробе, высеченном в скале…»
Евангелие от Луки, 23:53
История Плащаницы
Все четверо евангелистов повествуют о том, как был погребен Господь Иисус Христос после смерти на кресте: один из Его тайных учеников – Иосиф Аримафейский – купил чистое полотно и подготовил в Гефсиманском саду пещеру для погребения. Плащаницу пропитали благовониями и маслами, как было положено у иудеев, и обернули в нее тело Господне, положив в той самой пещере (гробе). После воскресения Христова ученики Его нашли плащаницу и плат, которым было покрыто Его лицо, лежащими в пещере:
«… приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие» (Ин., 20:6).
Согласно преданию, дальше плащаница хранилась у апостолов и спустя время попала в Византию. Уже с IX века встречаются письменные упоминания об этой святыне.
Как и многие православные реликвии, плащаница долго хранилась в столице Византии – Константинополе. В 1202-1204 годах во время Четвертого крестового похода крестоносцы завладели городом и разграбили его, перевезя многие святыни в Европу. Так плащаница попала к католикам и сначала выставлялась для поклонения верующих в городе Лире (Франция), затем в Шамбери, а после была перевезена в итальянский город Турин, по которому и получила свое знаменитое название.
Что может рассказать нам Туринская плащаница?
Что же представляет собой Туринская плащаница? Это льняное полотно размером около четырех метров в длину и одного метра в ширину, на котором имеются золотисто-желтые отпечатки обнаженного тела истерзанного Человека.
Несмотря на древность святыни, она прекрасно сохранила на себе следы тех событий, которые были описаны в Евангелии и по которым современный человек может узнать о последних часах земной жизни Господа.
Поскольку плащаница обвивала тело Христово со всех сторон, на ней отпечаталось Его изображение во весь рост спереди и сзади. На одной стороне полотна видно образ мужчины со сложенными на груди руками и прямыми ногами, на второй стороне – этот же образ со спины. Достаточно присмотреться и увидеть черты лица, волосы, небольшую бороду и усы. Исследования подтверждают, что это изображение человека восточной расы, принадлежавшего к родовитым евреям.
Удивительно, но плащаница запечатлела те страдания, которые претерпел Господь перед смертью: лицо Его ассиметрично из-за ран и ушибов, можно увидеть раздувшиеся брови, опухший нос, порванное правое веко, сильную припухлость на правой щеке, многочисленные кровоподтеки и запекшуюся кровь. Один глаз полностью закрыт, второй немного приоткрыт из-за травм.
Все тело Господа было покрыто ранами и увечьями. На плащанице запечатлелись приподнятые плечи и грудная клетка, которая характерна для людей, умерших от удушья (именно это этого умирали осужденные на распятие). От плеч до икр ног тело покрыто множеством ран, их не менее 98. Ученые выяснили: такие раны наносились специальными плетьми с гвоздями, гирьками или шариками на концах. Эти бичи назывались «флагрум» и широко использовались в I веке для истязания осужденных. На плащанице видно, что тело имеет широкую отметину от тяжелой перекладины на правом плече (Господь нес крест к месту казни).
На руках и ногах тела видны раны от гвоздей размером около 8 кв. мм – это в точности соответствует размерам гвоздей, которые нашла святая царица Елена при раскопках в Иерусалиме (в IV веке) и которые хранятся теперь в церкви Святого Креста. Плащаница рассказывает нам о том, что гвозди не были вбиты в ладонь, как часто изображают, но вбивались в центре запястья – именно так распинали осужденных в I столетии. Плащаница запечатлела и рану от копья, которая была нанесена римским воином под ребро Спасителя.
Все эти результаты исследований удивительно точно повторяют описания страданий Иисуса Христа на Кресте, позволяя современному человеку представить, насколько страшной, тяжелой и мучительной была смерть от распятия. И кажется промыслительным, что изучение плащаницы началось в конце XIX века, когда в мире начался спад духовности, а человеческие умы тяготеют к материальным учениям. Будто Господь хотел снова обратить людей к Себе, раскрывая тайны Туринской плащаницы, которую называют «пятым Евангелием».
Как изучали Туринскую плащаницу?
Интересно, что православные византийцы почитали плащаницу как святыню, а католики, к которым она попала в XIII веке, считали ее предметом рукотворным – работой древних мастеров. Споры о подлинности плащаницы велись давно, а потому с развитием технологий встал вопрос о ее изучении.
Первые научные исследования плащаницы начались в конце XIX века. Тогда в Париже проходила выставка религиозного искусства, на которую из Турина была доставлена святая плащаница. Фотограф Секондо Пиа сделал два фотоснимка святыни, чем положил начало ее серьезному изучению.
На одном из негативов после погружения его в проявитель стал виден позитивный портрет Господа Иисуса Христа. Лик Христа был невероятно красивым, возвышенным и благородным. Сам Пиа назвал великим чудом тот факт, что плащаница представляет собой негативное изображение.
В XX столетии изучение плащаницы продолжилось. В 1973 году доктор Макс Фрай произвел анализ пыльцы, микрочастицы которой сохранились в полотне. Оказалось, что пыльца принадлежит растениям, произрастающим на Ближнем Востоке в Южной Палестине и бассейне Мертвого моря. Французские биологи Поль Виньон и Ив Делаж сделали заключение о том, что изображение тела на плащанице анатомически идеально и ни один художник не смог бы так искусно нарисовать подобное. Это еще раз подтверждает факт о нерукотворной природе плащаницы. Заключения антропологов и медицинских экспертов о ранах и увечьях на теле, положенном в плащаницу, в точности подтверждают описания страданий Иисуса Христа перед смертью. Исследования пятен крови на полотне показали, что она человеческая и относится к IV группе.
На плащанице в области глаз видны отпечатки монет – это соответствует еврейскому обычаю класть монеты на глаза усопшего. В I веке Иудея входила в состав Римской империи, а потому использовала римские денежные знаки. Ученые смогли выяснить, какая монета соприкасалась с плащаницей – это были медные монеты «лепта Пилата», которыми пользовались евреи в I столетии.
С 2005 по 2011 годы Туринскую плащаницу исследовали ученые из Итальянского Национального Агентства по новым технологиям, что позволило им сделать важные заявления.
Во-первых, ученые подтвердили, что плащаница не является подделкой и не была работой средневековых художников. Во-вторых, в ходе исследований подтвердились данные не только о смерти Господа, но и о Его воскресении. Было выявлено, что тело пролежало в плащанице двое суток, но на ней совершенно нет следов тления и разложения тела – а это настоящее чудо.
К тому же выяснилось, что плащаница была подвержена воздействию необычного света, похожего на ультрафиолетовую радиацию такой силы, которой не существует в мире и которую не способен излучать ни один из существующих источников ультрафиолетового света. Все это подтверждает чудо о воскресении Христовом.
Почитаемые копии Туринской плащаницы в России
Поскольку православные верующие особо почитают Туринскую плащаницу, в Россию были подарены несколько точных копий этой святыни. Копии делают особым образом, когда раз в два года в Турине открывают плащаницу для проведения исследований. Тогда же специалисты фотографируют изображение, а затем переносят его на натуральный хлопок, в точности соблюдая размеры и вид оригинала.
В 1997 году копия Туринской плащаницы была передана в Москву, а 7 октября того же года Святейший Патриарх Кирилл освятил ее. Святыня хранится в Сретенском мужском монастыре столицы.
В 2006 году еще одну копию Туринской плащаницы преподнесли в дар Александро-Свирскому монастырю, освящение ее возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.
В 2010 году из Международного центра изучения плащаницы в Турине точная копия была доставлена в Санкт-Петербург для Казанского кафедрального собора, где она находится и сейчас. В этом же году копию святыни получил и храм Иоанна Крестителя в Веневе (Тульская область).
В 2014 году копия Туринской плащаницы была подарена и храму священномученика Климента, папы Римского, в Москве.
Святая Плащаница Господня есть живое свидетельство той цены, которую Христос заплатил за наше искупление. Она напоминает нам о Крестной Жертве, без которой было бы невозможно спасение человеческого рода. Свидетелем воскресения Христа была не только плащаница, но и гроб Господень, над которым сейчас в Иерусалиме возвышается одноименный храм. Это главное место паломничества всех православных христиан. Это место, где совершилось наше спасение.
Вы можете подать записки на Пасхальную Литургию в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Записки принимаются до 12-00 (мск) 26 апреля. Записки, поданные позже, будут прочитаны в храме за Литургией в другие дни.
Близится к концу Страстная Седмица и уже не за горами праздник Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Уже виден отблеск пасхального света, и душа чувствует его приближение. Мы желаем Вам встретить воскресшего Господа радостным ликованием: «Христос воскресе из мертвых!» и всем сердцем ощутить полноту Праздника Праздников и Торжества из Торжеств!