Давайте спросим себя: какие ассоциации рождает в нашем сознании пасхальное приветствие «Христос воскресе!»? — ночной крестный ход со свечами, — сразу ответит каждый, — радостное пение и взаимные лобызания. На столе появляются расписные яйца, куличи, творожные пасхи. Да, но это — внешняя атрибутика праздника. А почему праздник Христова Воскресения именуется еврейским словом «Пасха»? Какая связь между еврейской и христианской Пасхой? Почему Спаситель мира, от дня рождения которого человечество отсчитывает новую эру, должен был непременно умереть и воскреснуть?
«Если мы в этой только жизни «Если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы надеемся на Христа, то мы надеемся на Христа, то мы надеемся на Христа, то мы надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков!» (1 Кор.15:19).
Прообразы: “Пасха земная”
Библейская книга «Исход» рассказывает о четырехвековом периоде египетского рабства, в котором пребывал угнетаемый фараонами еврейский народ, и чудесной драме его освобождения. Десять наказаний («казней египетских») обрушил на страну пророк Моисей, прежде чем смягчилось жестокое сердце фараона, не желавшего отпускать еврейских рабов. Последней казнью было поражение египетских первенцев, вслед за чем и последовал «исход» из Дома рабства. Ночью, в ожидании начала исхода, израильтяне совершили первую пасхальную трапезу. Глава каждой семьи, заклав однолетнего агнца «без порока» (ягненка или козленка), помазал его кровью дверные косяки своего дома (Исх. 12:11-13), а само запеченное на огне животное было съедено членами семьи, но так, чтобы не были сломаны его кости.
Исход израильтян из Египта совершился в ночь первого весеннего полнолуния (с 14/15 дня месяца авива, или нисана) во 2-й половине XIII века до Рождества Христова. Ночь исхода стала вторым рождением израильского народа, началом его самостоятельной истории.
Окончательное же спасение мира и победу над «духовным рабством египетским» совершит в будущем Божий Помазанник из рода царя Давида — Мессия, или, по-гречески, — Христос.
Поэтому каждую пасхальную ночь израильтяне ждали явления Мессии. Само же название «Пасха» (евр. песах — «прохождение», «пощада») указывает на тот драматический момент («десятую казнь»), когда ангел Господень, поражавший Египет, видя кровь пасхального агнца на дверных косяках еврейских домов, проходил мимо и щадил первенцев израильских (Исх. 12:13).
Исполнение: “Пасха небесная”
Мессия-Христос, пришедший ради избавления всех людей от духовного «рабства египетского», принимает участие в иудейской «Пасхе ожидания». Христос исполняет Божественный замысел и тем самым завершает и упраздняет «Пасху ожидания».
Одновременно кардинально меняются взаимоотношения Бога и человека: временный Союз Бога с одним народом становится «ветхим» («устаревшим»), Христос заменяет его Новым — и вечным! — Союзом-Заветом со всем человечеством.
Во время Своей последней Пасхи на Тайной вечере Иисус Христос произносит слова и совершает действия, меняющие смысл праздника. Он Сам занимает место пасхальной жертвы, и ветхая Пасха становится Пасхой нового Агнца, закланного ради очищения людей единожды и навсегда.
Христос учреждает новую пасхальную трапезу — таинство Евхаристии — и говорит ученикам о Своей близкой смерти как о пасхальном жертвоприношении, в котором Он — Новый Агнец, закланный «от создания мира».
Вскоре Он спустится в мрачный Шеол (Аид) и вместе со всеми ожидавшими Его там людьми совершит великий Исход из царства смерти в сияющее Царство Своего Отца. Эта глубочайшая взаимосвязь ветхой и новой Пасхи, их сосредоточенность (упразднение одной и начало другой) в лице Иисуса Христа объясняют, почему праздник Воскресения Господня сохраняет ветхозаветное название Пасха.
«Пасха наша, Христос, заклан за нас», — говорит апостол Павел (1 Кор. 5:7).
Так в новой Пасхе произошло окончательное завершение Божественного замысла о восстановлении падшего («ветхого») человека в его первоначальное, «райское», достоинство — его спасение. «Ветхая Пасха празднуется из-за спасения кратковременной жизни иудейских первенцев, а новая Пасха — из-за дарования вечной жизни всем людям», — так лаконично определяет соотношение этих двух торжеств Ветхого и Нового Завета святой Иоанн Златоуст.
Пасха – путь из ада
Пасха — это суть христианства. И суть эта — в факте смерти Христа за грехи наши и Его воскресение из мертвых.
Апостолы и проповедуют этот факт — событие, очевидцами которого они были. Пасхальное событие — вот основа христианской проповеди. При этом Воскресение Христово не является событием лишь Его жизни, но и жизни тех, кто принял пасхальное благовестие, потому что «Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас» (Рим. 8:11). Смерть и воскресение Христа «действует в нас» (2 Кор. 4:12). В православной иконографии икона Воскресения Христова изображает не факт воскресения Господа, а повествует о событиях, имевших место днем ранее — в Великую Субботу.
Пасхальной иконой Православной Церкви является икона «Сошествие во ад». Христос в преисподней держит за руку Адама, Ева протягивает к Нему свои руки. Это точка предельного нисхождения Христа, дальше путь пойдет ввысь, от преисподней — в Небо. Христос ворвался в ад, и сокрушенные им врата ада лежат под Его ногами. Иконография Воскресения Христова призвана показать, что Христос — не только Воскресший, но и Воскреситель. Она говорит о том, зачем Бог пришел на землю и принял смерть. Предельная точка Божественного нисхождения становится начальной точкой человеческого восхождения.
«Бог стал человеком, что бы человек стал богом» — таково православное понимание Божественного промысла о человеке.
Икона связывает Воскресение Христа со спасением людей. Ад обманулся: он думал принять свою законную добычу — человека, смертного сына смертного отца, он приготовился встречать назаретского плотника Иисуса, Который обещал людям Новое Царство, а сейчас и Сам окажется во власти древнего царства тьмы. Но ад вдруг обнаруживает, что в него вошел не просто человек, а — Бог. В обитель смерти вошла Жизнь, в средоточие тьмы — Отец Света. Пришло время, когда исполнилось пророчество Исаии: «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис. 9:2). Смысл и настроение Пасхи лучше всех передал святитель Иоанн Златоуст:
«Пусть никто не рыдает о своем убожестве, ибо явилось общее Царство. Пусть никто не оплакивает грехов,ибо воссияло прощение из гроба.Пусть никто не боится смерти, ибо освободила нас Спасова смерть. Воскрес Христос и Жизнь пребывает. Воскрес Христос и ни одного мертвеца в гробу».
Пасха – Праздник сорокадневный
День Светлого Христова Воскресения — как «праздников праздник и торжество из торжеств» (пасхальное песнопение) — требует от христиан особого приготовления и потому предваряется Великим постом.
Православное ночное пасхальное богослужение начинается великопостной Полунощницей в храме, которое затем переходит в торжественный крестный ход, символизирующий жен-мироносиц, шедших ко Гробу Спасителя в предутренней мгле (Лк. 24:1; Ин. 20:1). Поэтому праздничная Пасхальная Заутреня начинается перед закрытыми дверьми храма, а возглавляющий службу архиерей или священник символизирует собой ангела, отвалившего камень от дверей Гроба.
Следует помнить, что Пасхальной ночью и Светлой седмицей празднование Воскресения Христова не заканчивается. Чествование этого величайшего в мировой истории события продолжается в течение сорока дней (в память сорокадневного пребывания на земле Воскресшего Господа) и завершается праздником Отдания Пасхи — торжественным пасхальным богослужением накануне праздника Вознесения. Это еще одно указание на превосходство Пасхи перед другими христианскими торжествами, из которых ни один не празднуется Церковью более четырнадцати дней.
«Пасха возвышается над другими праздниками, как Солнце над звездами», — говорит святитель Григорий Богослов (Беседа 19).
Христос Воскресе! — Воистину воскресе! — приветствуем мы друг друга в течение сорока дней.
Подготовила Елена Рура,
по материалам сайта “Азбука”
1 комментарий
Интересное – интересно!