Многие верующие интересуются судьбой наиболее известных христианских реликвий, получивших общее наименование – орудий Страстей Христовых (или как их именуют по латыни «Arma Christi»).

Фрагмент нательного крестика с орудиями Страстей Христовых

С конца XVII века композиции с изображением Орудий Страстей Христовых начинают воспроизводиться на антиминсах, покровцах, потирах, окладах евангелий, дарохранительницах и дароносицах уже и в православной традиции.

На Западе же обычай изображать предметы, связанные со страданиями, крестной смертью и погребением спасителя в иконографии и на церковной утвари появился значительно раньше – не позднее IX века.

Разные авторы включают в число орудий страстей разные предметы, но наиболее общепринято выделять: Святой Крест, титло, гвозди, терновый венец, колонну бичевания, розги или бич, копьё Лонгина, губку с уксусом, плащаницу и сударь.

Практически каждый вопрос, связанный с этими святынями, отражён лишь в легендах и является предметом ожесточённых споров в церковной и научной среде.

Попытаемся же вместе с вами рассмотреть их историю и начнём с тех орудий казни, которые непосредственно касались Спасителя в момент Его крестной смерти: Креста, гвоздей, тернового венца и титла над его головой.

Святой Крест Христов

По Преданию, Святой Крест был изготовлен именно из того дерева, которое вырастил Праотец Лот, искупая свою вину за кровосмешение с дочерьми.

Глубоко раскаиваясь во грехе, праведный Лот спросил Авраама, как ему вымолить у Бога прощение. Авраам дал Лоту три посоха, оставленные ему Святой Троицей, и сказал, чтобы он посадил эти посохи, поливал их водой, и когда появятся листочки, дерево оживет и станет единым целым, то это будет знамением его прощения. Лот усердно каялся в своём грехе, поливал посохи 33 года, нося воду из Иордана. К концу его жизни посохи (кедр, кипарис и певг (сосна)) распустились, переплелись и стали единым деревом.

Фрески монастыря Святого Креста в Иерусалиме

Во времена Христа, бревно от дерева Лота плавало в Овечьей купели. Именно к нему сходил раз в год ангел и возмущал воду, от которой исцелялись больные. Перед казнью Спасителя бревно выловили и изготовили из этого «несуразного» дерева орудие позорной казни для Господа.

После разрушения Иерусалима, последовавшего за восстанием зилотов, в первой половине II века император Адриан приказал засыпать землей Голгофу, Гроб Господень и все найденные там реликвии, а на искусственном холме поставил капище языческой богини Венеры, святилище Афродиты и статую Юпитера, где собирались язычники для совершения жертвоприношений идолам.

В IV веке император Константин Великий, под влиянием матери – царицы Елены, обращается в христианство сам и делает его государственной религией Римской империи. А мать Константина, равноапостольная Елена, в 326 году предпринимает паломническую поездку в Иерусалим для поиска важнейших христианских святынь.

Старый еврей Иуда показывает святой место под капищем Афродиты, где по свидетельствам его предков были спрятаны святые реликвии, и царица находит Святой Крест Христов и большинство остальных орудий страстей.

Чтобы определить, какой из трёх найденных крестов (мы же помним, что Спаситель был распят между двух разбойников) истинный, их возлагали на тяжелобольную женщину. Когда женщина исцелилась, все поняли, на каком кресте был распят Господь. Позднее, царица обнаружила и Гроб Господень. Эти события Святая Церковь празднует в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

И если гвозди, терновый венец и ряд других святынь святая царица просто забрала с собой в Константинополь, основанный её сыном, то Святой Крест Христов тут же, на месте, был разделён на несколько частей, чтобы как можно большее количество верующих смогло припасть к великой святыне. Большая его часть была также взята святой Еленой в Константинополь (по другим сведениям – в Рим, где хранилась в где хранились при её дворце, а уже после оказались в Константинополе). Ещё часть Креста, как и несколько других орудий Страстей Господних, осталась в Иерусалиме. Третью долю святыни отправили в Рим.

Наконец, несколько более мелких частиц развезли по разным городам. Уже к середине IV века частицы Святого Креста распространились по всему миру, как свидетельствует святитель Кирилл Иерусалимский. Причём, как отмечают многие источники (например, святители Григорий Нисский и Иоанн Златоуст), мелкие частицы Святого Креста можно было встретить не только в городских храмах и отдалённых монастырях, но и в наперсных мощевиках многих христиан.

Частица Креста Господня на Афоне

На канонической территории Русской Православной Церкви сегодня можно встретить частицы Святого Креста Господня во многих местах. Такая великая святыня есть в Вознесенском кафедральном соборе города Новосибирска, Троице-Сергиевой лавре, Благовещенском соборе Московского кремля, Свято-Успенской Почаевской лавре и нескольких других храмах и обителях.

Судьба гвоздей от Святого Креста

Гвозди, которыми прибивали ко кресту тело Спасителя, были выкованы из обыкновенного железа, в форме четырёхгранника, с круглой шляпкой, имели длину около 14 сантиметров и весили порядка 84 граммов. Об этом говорят, как сравнительный анализ наиболее известных реликвий, почитаемых как гвозди Спасителя, так и аналоги, обнаруженные археологами на территории Иерусалима и его окрестностей и датируемые I веком от Рождества Христова.

Достоверных сведений о том, сколько в действительности было гвоздей, нет. У святых и христианских историков первых веков можно встретить версию либо о трёх, либо о четырёх гвоздях. Святой Григорий Назианзин и египетский епископ Нонн указывают на один гвоздь для ног Спасителя, а, например, святые Григорий Турский и Киприан говорят о четырех гвоздях — двух для рук и двух для ног. Предание о четырёх гвоздях считается более древним и достоверным. Также следует иметь в виду, что до XIII века даже на Западе Спасителя на кресте изображали с четырьмя гвоздями, а современное католическое распятие распространилось позднее.

Исследователи связывают искажение церковного предания о количестве гвоздей у католиков с одним из двух моментов: либо с исследованием туринской плащаницы, на которой одна из стоп Спасителя отпечаталась не так отчётливо, как другая, либо с тремя гвоздями, хранящимися в Ватикане и выдаваемыми за гвозди от Святого Креста. Якобы они обладают всеми гвоздями от святого креста, а во всех других местах – подделки, а раз их в Ватикане всего три, значит, столько и было.

Святая царица Елена, безусловно, забрала все 4 гвоздя с собою в Константинополь. Но вот что с ними стало потом достоверно неизвестно. По одной из версий, один святой гвоздь царица приказала вковать в сбрую коня святого императора Константина (чтобы сохранить ему жизнь, в те времена во многом зависевшую от лошади), а второй – в его корону.

Гвоздь с Креста Господня

Позднее возникали аналогичные легенды о короне Лангобардов («железная корона», хранится в Вене) и других реликвиях, созданных с использованием святых гвоздей. Так, что основатель Реформации Мартин Лютер изрядно посмеялся над простаками-верующими, насчитав только в городах Западной Европы 8 святых гвоздей…

Но так ли всё было просто на самом деле? По наиболее вероятной версии исследователей «подделок» значительно меньше, чем считал Лютер. Хотя гвоздей и было целых 4, но для христианского мира этого было очень мало. При этом, они были изготовлены из металла – материала, который легко делить и видоизменять. Так что с гвоздями поступили так, как это было принято в христианской традиции, так же, как ранее поступили со Святым Крестом – их разделили на части, наделали копий святых гвоздей и вложили в них частицы гвоздей настоящих.

Копии святых гвоздей дарились византийскими императорами епископам разных городов, а также христианским правителям – в Рим, Милан, Грузию, Париж, Иерусалим и другие места. Позднее, святые гвозди утрачивались в результате войн и обнаруживались в другом месте, передаривались, как гвоздь грузинского царевича Арчила, сегодня хранящийся в Москве в Храме Христа Спасителя. Вот почему по миру их можно встретить довольно много.

Святое титло

Как мы знаем из Евангелия, Понтий Пилат приказал прибить на кресте над головой спасителя табличку-титло, на которой было написано «INRI» – «Iisus Nazarenus Rex Iudeorum» – («Иисус Назарянин – Царь Иудейский»), в обозначение вины Спасителя. Ведь он был казнён как политический преступник, якобы покушавшийся на власть римских императоров. Надпись была выполнена на трёх языках: арамейском (язык местного населения Святой Земли), греческом (интернациональный язык общения того времени) и привычной римлянам латыни.

Святое Титло

После обретения святых орудий Страстей Христовых святой равноапостольной царицей Еленой, титло продолжительное время хранилось в Иерусалиме, что подтверждается письменным рассказом Этерии (она же Сильвия Аквитанка), совершавшей паломничество в Иерусалим в V столетии.

Далее, скорее всего в эпоху крестовых походов, святое титло было вывезено из Иерусалима в Рим вместе с рядом других священных предметов. Позднее, в результате войн Средневековья оно перемещалось, пока вновь не оказалось в Риме.

В настоящее время, святое титло (или самый большой его фрагмент) можно увидеть в римской базилике Санта-Кроче-ин-Джерусалемме, вместе с одним из святых гвоздей (или их копией), шипами из тернового венца Спасителя, и другими святынями.

Фрагменты орудий Срастей Христовых в римской базилике Санта-Кроче-ин-Джерусалемме

Терновый венец Спасителя

История тернового венца, после его обретения в 326 году, также изобилует разнообразными версиями. До 1063 года терновый венец находился в хранилище иерусалимского храма Воскресения Христова на горе Сион в Иерусалиме, откуда его перевезли во дворец византийских императоров в Константинополе (по другим сведениям, святая Елена сразу забрала его с собой в Константинополь в IV веке).

В 1204 году крестоносцы предали свою первоначальную идею отвоевания святынь у неверных и обратили оружие на православных христиан, захватив Константинополь. Город подвергся жесточайшему разграблению. В этой вакханалии были навсегда утрачены многие святыни и культурные ценности, но терновый венец удалось сохранить.

На руинах Византийской империи крестоносцы создали свои государства, наиболее крупным из которых стала «Латинская империя» с центром в Константинополе. Её правитель из-за долгов заложил святой венец дожу Венеции и не нашёл средств выкупить её обратно.

В 1238 году король Франции Людовик IX («Людовик Святой») приобрёл венец у византийского императора за феноменальную по тем временам сумму в 135 000 ливров (половина всего тогдашнего бюджета Французского королевства), предварительно оплатив его долг дожу, и с великими почестями поместил в Нотр-Дам де Пари.

Терновый венец в соборе Парижской Богоматери

В соборе Парижской Богоматери терновый венец Спасителя хранится до наших дней, успешно пережив в отдельно расположенной сокровищнице страшный пожар 2019 года, оставивший от здания лишь голые стены.

Иногда Людовик Святой и его потомки отделяли от тернового венца отдельные шипы, которые посылали в дар правителям других стран и персонам, которые пользовались их благорасположением. Так что, частицы венца в мире также можно встретить в нескольких различных местах.

Рассказать о судьбе остальных орудий Страстей Господних я постараюсь в следующей статье.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *