«Человек так устроен, что основой этики для него может быть только страх. В первую очередь – религиозный. Именно поэтому любые этические принципы подкрепляются страхом наказания. Убери эти подпорки страха – все рухнет».
И да, и нет. Да, потому что, конечно, с этим трудно спорить – на страхе стоит этика, как на фундаменте стоит дом. Вопрос другой – только ли это страх? Ведь есть примеры, когда этика не нуждается в страхе, когда место страха занимает любовь. На любом уровне это возможно. Мать кормит ребенка не потому, что боится наказания. Муж защищает семью не потому что боится наказания. Эти поступки мотивированы уже не страхом.
Страхом мотивируется этика в той области, где она не выводится напрямую из любви. Или там, где любви нет.
Ветхий Завет переполнен угрозами. Весь их смысл – воспитание. Если будешь поступать так – тебе будет хорошо. Если не будешь так поступать – тебе будет плохо. Только через это идет развитие. Это определенная дисциплина, если угодно – подобие ортопедии – жесткие фиксаторы, исправляющие искривление. Свобода в этом — означает прогресс болезни.
Да, но Новый Завет снимает эти ортезы, потому что в определенный момент они уже не помогают исправлению, а мешают развитию.
И вот тогда на место страха, как жесткого фиксатора, приходит любовь – не менее сильная, если вдуматься, вещь, которая подчас разговаривает даже более повелительным тоном, чем страх.
Страх можно заглушить – просто выпив или в азарте. Не думаю, что кто-то стал верующим, испугавшись посмертных мук. Или – отказался от греха, подумав о возмездии. Хотя может быть.. может быть… А вот совесть или стремление к счастью – довольно сильные мотиваторы.
Психологи говорят, что человек никогда ни от чего не отказывается – он просто меняет одно на другое, показавшееся ему лучшим. То есть основа – все-таки не страх, а желание себе счастья.
Другой вопрос, что каждый это счастье видит по-своему.
Для кого-то счастье – вкусно питаться. Для кого-то обладание большим количеством женщин. Для кого-то коллекционирование марок. Для кого-то философские размышления под луной.
Дело религии – объяснить человеку, что он достоин большего. И ради этого большего – можно отказаться от малого. Как в той притче про поле с кладом. А сам по себе страх – только часть человеческой истории. Ведь чем закончился Ветхий Завет? Можно сказать – рождением святой Марии, матери Христа. А можно сказать – распятием Бога. Того самого, который так долго воспитывал свой народ. И вот такой результат…
Нет, страх ничего не решает, он для примитивного уровня как страховка. Серьезные мировоззренческие решения принимаются на более высоком уровне, там, где человек уже на руководствуется страхом. Любовью – да, руководствуется. Если любви нет, и мотивы носят греховный характер — тогда происходит падение человека до того уровня, где уже действует страх. Но это запасной парашют.
Страх не поднимает нас к Богу, он может помочь не упасть в пропасть.