Источник: Личный блог
Иногда можно услышать о святом апостоле Фоме такое: «Что же он не поверил, что Христос воскрес? Не мог довериться ученикам Господа? Неужели он был действительно такой недоверчивый?»
Но апостол Фома, как свидетельствует Евангельский текст, был один из самых ревностных учеников Христовых. Когда в Евангелии от Иоанна говорится о том, как Христос услышал о болезни святого праведного Лазаря и собрался идти к нему, апостолы стали отговаривать его, потому что знали, что Христос идет скорее всего на верную смерть. Он идет к тем людям, которые жаждали Его схватить и убить. Но когда поняли апостолы, что решение Христа неизменно, то именно апостол Фома сказал
«пойдем и мы умрем с ним» (Ин. 11, 16).
Вот какая была решимость у апостола!
Почему он не поверил учениках Христовым?
Один современный проповедник очень тонко подметил, что это произошло потому, что он в своих собратьях, в других апостолах, не увидел никакого изменения жизни. Он не увидел в них преображения души. Да, они радовались, что после того, как Христос был убит, распят, погребен Он воскрес. Да, это чудо, и они ликуют, как ликуют земные люди.
Он не увидел в них изменения, поэтому и усомнился, действительно ли произошло такое чудо, о котором они говорят? И вот тогда уже Господь приходит и его уверяет в этом, и вместе с тем уверяет всех нас.
Поэтому Церковь и называет неверие Фомы «блаженным», то есть счастливым. Счастлив тот, кто не верит подобно Фоме, потому что это неверие происходит от глубокой веры, надежды и любви к Богу.
Несколько дней назад мы светло и радостно праздновали Пасху Христову. Храмы были переполнены народом. Но прошло сколько-то дней, и где все эти люди, которые приходили на ночную службу? Они возвратились к обычному ритму жизни, до следующей Пасхи.
Почему такое происходит? А может, это происходит от того, что они, как апостол Фома, вглядываются в нас, и не видят, что Воскресение Христово преобразило нашу жизнь. Они не видят, что что-то изменилось в нашей жизни.
Мы с вами привыкли обычно считать временем изменения и исцеления нашей души период Великого поста. В пост мы отказываемся от скоромной пищи, в пост мы стараемся избавляться от страстей, в пост мы слышим много назидательных и дивных текстов за богослужением. Но наступает Пасха, мы разговляемся, в храм Божий ходим реже, возвращаемся к прежнему ритму жизни.
Что нам дала Пасха?
Что она изменила в нас? Это вопрос, который каждый обязан задать себе. Не получается ли так, что отпраздновав Пасху только устами и внешней эмоциональной радостью, мы оставили свою жизнь без изменений, оставили ее в прежнем запустении, а то может быть и в худшем, чем если бы это было до Пасхи? Ведь мы знаем людей, которые воздерживались от спиртного весь Великий пост, на Пасху разговелись и несколько дней не могли удержаться, так деликатно скажем. Спрашивается, что дал праздник? А ничего. Лишь некую временную эмоциональную радость.
Но не ради эмоций пришли люди ко Христу, не ради вот этого внешнего ликования и благолепия пасхальных служб люди приходят к Богу. Люди приходят к Богу потому, что это Источник воды живой, живоносный источник, как об этом свидетельствуем мы в Светлую пятницу во время пасхального крестного хода и водосвятного молебна. Мы подчеркиваем, что вода живая, о которой мы говорим, это уже не иссохший источник в окрестностях Константинополя – это причащение Святых Христовых Тайн, которое предлагается нам на каждой литургии.
Так что ни в коем случае не надо думать, что наши труды остались в Великом посту. Нет, наоборот! Мы сейчас должны продолжить трудиться дальше.
Великий пост – это лишь первые ступени, по которым мы взошли к Пасхе. Теперь мы должны с ликованием стараться изменить свою жизнь, потому что Христос воскрес и ничего прежнего быть не должно. Христос воскрес и огнем Своей любви к нам готов сжечь весь тот сорняк, который растет в нашей душе.
Но надо позволить Богу войти в нашу жизнь добровольно, не огнем страданий, не огнем испытаний, не огнем болезней. Позволить войти добровольно, чтобы Христос преобразил нашу жизнь. Нам необходимо соработничество человека и Бога, и только в таком случае действительно наша жизнь будет меняться.
Когда все изменится?
Иной раз такое создается ощущение, что мы ждем, когда над нами прочитают какую-нибудь молитву, или мы приложимся к какой-нибудь особенной иконе, или еще как-то особым образом о нас кто-нибудь помолится. И вот тогда враз всё и изменится.
Бывают такие случаи, конечно. Особенно когда мы молимся за несмышлёнышей, за тех, кто живет вне Церкви, скажем крещен во младенчестве, а всю жизнь прожил вне Церкви, и плохо понимает вообще, зачем Церковь нужна. И вся Церковь молится за таких людей, потому что когда-то этот человек вошел в её спасительную ограду, и надеемся, что, хотя бы спустя несколько лет, десятилетий, вернётся ко Христу.
Но что говорить о тех, кто регулярно ходит в храм? Что говорить о тех, кого нельзя назвать несмышленышами? Что говорить о тех, кто знает, что к чему в Церкви, какие заповеди, какие грехи, в чем надо каяться, в чем не надо каяться, и что такое покаяние? Ведь просто прийти и сказать: «да, Господи, я виноват перед Тобою», этого мало. Мы с вами знаем, что и «бесы веруют и трепещут» (Иак. 2, 19), но не меняют свою жизнь, потому что не хотят.
Хотим ли мы что-то изменить в своей жизни, желаем ли мы что-то сделать, или нет? Если желаем, то благодать Божия готова быть нам в помощь. Если нет, то никто не сделает за нас дело нашего спасения.
Если мы во время пасхального богослужения почувствовали какую-то радость, необходимо нести её другим людям, необходимо, чтобы люди глядели на нас и жаждали разделить эту радость. Вот видите, как апостол Фома воскликнул «Господь мой и Бог мой!» и готов был уже пойти на край света, чтобы проповедовать о Христе Воскресшем.
Наша проповедь
Но что такое наша проповедь Христа Воскресшего? Значит ли это, что мы должны ходить и говорить всем вокруг – «люди покайтесь и веруйте в Христа Воскресшего!»?
Нет! От нас требуется гораздо большее, и гораздо более тяжелое. От нас требуется радоваться самим.
Радоваться несмотря на испытания, радоваться, несмотря на болезни, радоваться несмотря на то, что не всё в нашей жизни происходит так, как мы хотим, как мы о том просим Господа Бога и как мы о том молимся.
И вот с этой радостью мы и ходим по свету, мы, тем самым, дарим её окружающим людям. Вот это и есть наш подвиг равноапостольной проповеди Воскресения Христова.
Но помимо радости мы должны показать людям что то, во что мы верим, это не пустой звук. То, во что мы верим, это нечто, что преображает нашу жизнь.
Закон для нас в том, что христианин не будет ждать, пока кто-то там другой исполнит заповеди Божьи и уж так и быть, мы, глядишь, вместе с ними тогда что-то исполним. Нет! Христианин открыл Евангелие, прочитал, понял, что надо делать, и начал делать.
Смешно конечно ожидать, что мы, как древние подвижники благочестия, за три дня принесем полный плод покаяния. Поэтому Господь посылает нам скорби, Господь посылает нам болезни, чтобы мы хоть немножечко, но смогли пережить все это, покаяться Богу, понять и перед самим собой и Богом исповедовать, что мы не настолько сильны, не настолько из себя что-то представляем, чтобы без Бога преобразить свою жизнь.
Вот тогда действительно мы подобно святому апостолу Фоме, подобно святым апостолам, с полным, чистым сердцем, сможем сказать – Христос Воскресе! Потому что тогда для нас это будет не просто красивое приветствие, а закон всей нашей жизни, и символ нашей веры.
Аминь.