• Каждому человеку необходимо понять и найти свое место в мире. Именно в мире. Не в семье только, не в обществе, не в классе или сословии, не в партии, не в государстве, а именно в мире, в жизни вообще; т. е. иметь то или иное общее мировоззрение, которым бы определялся смысл его существования в мире, устанавливалась бы его определенная связь с миром, указывалась бы ему вечная, а не временная, не случайная цель его существования в мире.

    Источник: Сайт Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

    Только уяснив себе свое положение в мире, человек может жить осмысленно и разумно. Только тогда он почувствует себя удовлетворенным в самых глубоких и существенных потребностях своей человеческой природы. И в зависимости от того, как он поймет и определит свое положение в мире и свое назначение в нем, он поймет и определит свои обязанности и задачи по отношению к самому себе, к своей семье, к обществу, к родине, к государству. Наше отношение к себе, к людям, и вся наша нравственная жизнь неразрывно связаны с нашим общим мировоззрением и им определяется.

    Далеко не у всех людей имеется это ясное и продуманное отношение к жизни. В большинстве случаев у нас имеется лишь подсознательная и неопределенная связь с мировой жизнью. Сознательно же наша жизнь определяется независимо от ее вечного смысла текущими повседневными обстоятельствами, нуждами и заботами личной, семейной, служебной, общественной и государственной жизни. Из-за этих деревьев мирового леса мы не видим самого леса, хотя и живем в нем.

    И эти наши повседневные дела и заботы и тревоги до такой степени поглощают нас, и отнимают у нас так много времени, сил и внимания, что у нас уже не остается ни желания, ни интереса, ни сил думать о чем-то более глубоком и важном, о каком-то вечном, непреходящем смысле и значении нашей жизни.

    Все разговоры и рассуждения об этом вечном смысле жизни мы пренебрежительно называем «туманной философией», и предоставляем заниматься ими тем, кто свободен от семейных и служебных обязанностей, располагает средствами и досугом погружаться в философские размышления, читать соответствующую литературу и беседовать о вечных вопросах с подобными себе друзьями и единомышленниками.

    И мы вертимся в колесе повседневных дел и забот, пока властная Божия рука не остановит этого колеса, и не наступит последний момент нашего земного существования. Только тогда, стоя перед открывшейся вечностью, мы, как Толстовский «Иван Ильич», невольно задумываемся над вопросом, от которого отмахивались, или над которым не задумывались всю жизнь, над вопросом об истинном и личном смысле и значении нашего существования. Но тогда уже поздно решать этот вопрос. Тогда остается только принять ту судьбу, которую уготовили нам Божия правда и Божие милосердие.

    Сказанным, конечно, нисколько не осуждаются и не отвергаются наши повседневные дела и заботы о себе самих и о наших семьях, а также и исполнение нами служебных и гражданских обязанностей, и всякая иная наша деятельность – научная, художественная, техническая, промышленная, административная и т. д. Утверждается только, что над всеми этими деятельностями должен существовать прочный и непоколебимый фундамент общего, единого, глубокого и разумного мировоззрения.

    Обычно в молодые годы, а иногда и в старости, как это случилось с Л.Н. Толстым, нас начинает мучить вопрос о смысле и цели жизни и нам начинает казаться, что без разрешения этого вопроса невозможна и самая жизнь. Я не могу забыть одного, случая, которого я был свидетелем, будучи студентом университета. Я жил тогда в Ляпинском общежитии, и в соседнем с моим отделении разговаривали два студента о том, что ожидает их в жизни по окончании курса в университете. И один из них сказал:

    «Да что же ожидает? Ничего, кроме невыносимой скуки. Получу место, женюсь, буду играть в карты, ребята мои будут пищать и капризничать, жена будет ходить с подвязанной щекой от зубной боли и будет приставать дать ей денег на завтрашний день… И будет так и сегодня, и завтра, и после завтра… И тоска, тоска бесконечная! Вот и жизнь!»

    И он произнес эти слова с такой, действительно, тоской, что мне самому стало жутко. Неужели, в самом деле, это и есть жизнь? И ничего другого не будет? Человек уже заранее определил себя, и не без основания, на бессмысленное и бездельное существование. Неужели же так и должно быть? Неужели такова наша общая участь? Но это невозможно. С этим надо бороться.

    Надо отыскать вечный смысл жизни, и им наполнить, освятить, украсить и оправдать свое земное существование! И чем с большим трудом и борьбой достанутся человеку положительные результаты его искания высшего, подлинного смысла жизни, тем большее получит он удовлетворение от своих усилий, тем крепче и светлее духом он станет, тем определеннее станет его духовное «я», тем интереснее будет его жизнь, тем большие результаты получатся от его жизни и деятельности и для него самого, и для других.

    Протоиерей  Сергий Четвериков († 1947), 

    Вечное/«L’Éternel» // Православный журнал. № 1, январь. – Аньер (Франция), 1950. С. 3-5.

    Источник: Сайт Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *