• Мир не возник сам по себе, произвольно или случайно. Православные христиане верят и знают, что Господь Вседержитель – Творец неба и земли, всего видимого и невидимого мира.

    В Священном Писании есть множество свидетельств того, что мир сотворен Богом. Самые первые слова Ветхого Завета – В начале сотворил Бог небо и землю (Быт.1:1). Царь Давид восклицает – Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах (Пс.134:6). Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин.1:3) – раскрывает тайну сотворения мира апостол Иоанн Богослов.

    В учебнике по догматическому богословию протоиерея Олега Давыденкова есть небольшой раздел о нехристианских концепциях происхождения мира. Сегодня поговорим о дуализме.

    Дуализм

    Слово «дуализм» происходит от латинского dualis (двойственный). Все дуалистические учения сходятся в одном – они предполагают существование двух равных начал в основании мира – добра и зла. В деталях могут быть разночтения – дух и материя, бог добра и бог зла, познающий субъект и познаваемый объект и т. д.

    По одной из античных гипотез о происхождении вселенной мир появился как результат воздействия божественного начала на бесформенную материю. Согласно этой гипотезе материя существовала параллельно с божественным началом. Наиболее детально эта гипотеза изложена в трактатах древнегреческих философов Платона (428–348 гг. до P. X.) и Аристотеля (384–322 гг. до P. X.).

    Платон

    Считается, что Платон — первый философ, чьи сочинения сохранились не в кратких отрывках, цитируемых другими мыслителями, а полностью.

    В самом известном трактате Платона «Тимей» картина мироздания представлена так. Существует высший мир божественных идей. Уровнем ниже пребывает некий Творец-Демиург. Он – создатель низших богов, вселенной и человека. В отличие от христианского Бога Творца, Демиург не является всемогущим – он не может творить все, что хочет – ему вечно приходится преодолевать сопротивление бесформенной и хаотичной материи.

    Материя, по учению Платона, есть нечто не вполне настоящее, точнее – «не сущее» (τὸ μὴ ὄν). Истинно существующим Платон называет мир идей. Все существующее в мире, согласно учению Платона, является жалким подобием идеального мира – этих идей или эйдосов (εἶδος).

    Аристотель

    Аристотель был одним из учеников Платона и сам стал непревзойденным мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, влияющую все сферы человеческой жизни: логику и физику, социологию и политику.

    В основе учения Аристотеля лежит различие между бесформенной материей и формами, в которых она существует. Эти формы, по мысли Аристотеля, составляют гармоничную структуру. Во главе иерархии – высшая, чистая, неизменная и неподвижная форма. Эту форму – форму форм – Аристотель называет перводвигателем, или богом. Очевидно, что с библейским представлением о Боге этот «бог» Аристотеля имеет мало общего. Бог Аристотеля не есть личный Бог и не Всемогущий Творец, а лишь условие мирового движения, первая и главная причина существования вселенной.

    Если кратко попытаться подвести итог, то получается, что античный греческий дуализм предполагал различные по своей природе начала мира. Извечные начала мира представлялись философам как неравные по своему достоинству: одно начало понимается как высшее и активное, а другое – как низшее и пассивное.

    Дуализм в восточных учениях

    В восточных философских учениях доброе и злое начало равносильны и находятся в вечном противоборстве между собой.

    Так, в древнеиранской религии – зороастризме – вся мировая история рассматривается как борьба двух враждебных начал – светлого и темного. Материальная сторона жизни в таких учениях – область, принадлежащая злому началу, а цель религиозной жизни – избавление от уз материи.

    Гностицизм

    Идеи восточного дуализма о порочности всего материально в первые века христианской веры были восприняты гностиками. Гностицизм (от др.-греч. γνωστικός — «познающий») — общее условное название ряда многочисленных религиозных течений, использовавших мотивы из Ветхого Завета, восточной мифологии и ряда раннехристианских учений.

    Некоторые гностические секты одновременно переосмыслили и платоновский образ Демиурга. Поскольку материю они считали злым началом, то Демиурга, как создателя материальных вещей, полагали источником зла. Так, известный гностик Маркион, живший в середине II в., учил о различии между злым богом Ветхого Завета, которого он отождествлял с Демиургом, и благим Богом Отцом, пославшим на землю Своего Сына для спасения людей от власти Демиурга и материи. По этой причине Маркион вообще отрицал Ветхий Завет.

    Христианское учение о происхождении мира

    Сущность христианского учения о сотворении мира состоит в том, что Бог создал этот мир из ничего (греч. οὐκ ἐξ ὄντων, лат. ex nihilo). Иначе говоря, произвел все существующее через творение.

    Бог абсолютен, поэтому «вне» Его при творении ничего не было, и Он не нуждался для сотворения мира ни в каком материале. Свят. Феофил Антиохийский пишет: «Что великого, если Бог создал мир из готовой материи? И человек-художник, если получит от кого вещество, делает из него, что захочет. Могущество же Бога обнаруживается в том, что из ничего творит, что хочет» (Феофил Антиохийский, свят. К Автолику. С. 11. Кн. 2. 4).

    Несовместимость дуалистических учений с Откровением Священного Писания состоит в том, что дуализм предполагает несовершенство Творца, отказывает Ему в обладании всей полнотой совершенства.

    Христианское учение особо подчеркивает, что Бог, не нуждаясь в исходном материале, творит мир не только по его формам, но и по веществу. Свят. Василий Великий пишет: «Бог, прежде чем существовало что-либо из видимого ныне, положив в уме и подвигшись привести в бытие несущее, вместе и помыслил, каким должен быть мир, и произвел материю, соответственную форме мира» (Василий Великий, свят. Беседы на шестоднев. 2 // Василий Великий, свят. Творения. Т. 1. С. 15).

    По материалам учебного пособия «Догматическое богословие», автор прот. Олег Давыденков, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Москва, 2013

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *