Первое воскресенье Петрова поста Русской Православной Церкви посвящается всем святым, в земле Российской просиявшим. О чем, зачем и как этот праздник напрямую связан с концепцией «Москва – Третий Рим» и русской идентичностью – в нашем материале.
Святой Руси – святые русские
В 1547 и 1549 гг. в Москве проходят соборы Русской Церкви, прозванные «Макарьевскими» по имени их инициатора и первоиерарха митрополита Макария. На соборах решается вопрос о принципах канонизации святых на будущее время, а так же прославляется ряд угодивших Богу церковных и государственных деятелей. В их число вошли митрополит Московский Иона, Пафнутий Боровский, князь Александр Невский, Савва Сторожевский, Зосима и Савватий Соловецкие и другие «светильники веры».
К главному решению соборов можно отнести установления дня памяти «русских чудотворцев», который становился, фактически, церковным праздником национальных святых. В те далекие времена датой торжеств было установлено 17 июля (15-го вспоминался равноапостольный князь Владимир Креститель). Русская Церковь, обретя независимость от Константинополя, выразила в этом постановления многовековые чаяния русского народа, желавшего вспоминать всех святых подвижников своей земли в единый день. Установление нового праздника родило потребность в написании службы, за что взялся инок Григорий из Спасо-Евфимиева монастыря Суздаля. Именно этот текст лег в основу всех будущих литургических творений вплоть до собора 1917-1918гг., когда была составлена служба «Всем святым, в земле Российской просиявших».
XVI век был для Русского государства временем небывалого духовно-патриотического подъема. Венчается на Царство Иоанн IV, возникает патриаршество,
идея «Москва – Третий Рим» рождается не из популистских выкриков, а реальной геополитики и смещения центра мирового Православия в Москву.
Упомянутым митрополитом Макарием составляются знаменитые Четьи-Минеи, жития русских святых, впервые обобщившие всю информацию о местночтимых подвижниках. По всей Руси пишутся новые сборники житий, иконы, строятся храмы в честь отечественных святителей и благоверных князей.
После церковного раскола и в Синодальный период праздник Русских святых был забыт и праздновался лишь у старообрядцев. Отвечая на разумный вопрос читателя «почему?», можно лишь пространно попытаться намекнуть, что «два медведя в одной берлоге не уживутся». Постраскольный период характеризует собой агрессивное западничество в церковной и государственной политике, чуждую духу русского Православия.
Но историческая справедливость восторжествовала, и на Поместном Соборе 1917-1918 гг. трудами иеромонаха Афанасия (Сахарова) и профессора Бориса Тураева праздник был восстановлен. Датой празднования Собор постановил первое воскресенье Петрова поста. В будущем Афанасий (Сахаров), став епископом, занимался корректурой службы, будучи в заключении с архиереями-узниками, и даже совершал богослужение русским святым в тюремной камере.
Русские отцы о русском празднике
Митрополит Антоний Сурожский считал, что русские святых нашими духовными родственниками и потому призывал подражать им с особым вниманием:
«Если мы хотим, чтобы зазвенели все струны наших душ человеческих, чтобы зажило в нас и запело все, что может жить и петь песнь Господню… то мы должны приобщиться… свойствам русской святости, русской святой души, и тогда мы будем едины с теми подвижниками, которые ныне продолжают свой путь спасения земли Русской – кровью и не угасающей любовью».
Архимандрит Кирилл Павлов называл русских святых «православными первенцами» нашего народа, освященными благодатью Святого Духа. Святитель Иоанн Шанхайский вообще называл национальных святых ориентирами народной святости:
«Как спутники, идя по пустыне ночью, взирают на небо и по звездам находят свой путь — так и мы должны взирать на наше русское небо, чтобы Господь указал нам путь и привел нас к миру и единству».
Интересный факт: 22 июня 1941 года выпало на воскресный день, в который отмечался день Всех русских святых. В год тысячелетия Крещения Руси архимандрит Иоанн (Крестьянкин) сравнил день русских святых с днем ангела России, отметив, что именно их трудами мы, современники – православные христиане.
День национальной идентичности
Нам постоянно пытаются навязать – кто мы. Коммунисты, которым всего 100 лет – что мы оболганный и угнетенный народ, которому никакой Бог не нужен. Язычники – что нам надо вернуться «к корням» в мракобесную тьму языческих времен, от которой предки благополучно отказались вместе с пинком киевского идола князем Владимиром. Либералы – что никаких русских и нет вовсе, а мира больше нет границ и вся планета – глобальный коктейль. А вот Русская Церковь из века в век с присущей ей светлой мерностью спокойно напоминает: вы – наследники своих святых предков. Тех, что отличались кротостью и добротой, скромностью и великими талантами, были мастерами на все руки, и не возносились, но максимум сил бросали на прославление Бога. В молитве и мировых шедеврах христианского искусства. Государственных преобразованиях и воинской брани. Любви, о которой потомки слагали восторженные гимны. «Москва – Третий Рим» – это «Россия – Святая Русь». Модерн, время идеологий и жестоких экспериментов над человечностью, не обошло стороной и наш народ, испытывало его на прочность и коверкало русскую душу, загоняло нашу природную безграничность в рамки абсурдных идей, которые бесславно канули в лету вместе со своими инфицированными носителями. Русская идея – это идея святости. Стань святым, стяжи дух мирен, распахни настежь двери души для Бога.
Русские святые – первые молитвенники за нашу многострадальную землю. Что такое Святая Русь? То пространство Русского мира, небесное и земное, избравшее Христа целью и образом жизни. То пространство, где граница ветхой реальности соприкасаются с форпостами светлой вечности. У нас есть выбор: тлен суеты или жизнь с Богом. Наши русские предки свой выбор сделали. А мы?