Как праздновали Масленицу на Руси? Какими были Масленичные гулянья? О празднике проводы зимы и Масленице в нашем материале.
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на Масленице жирной
Водились русские блины
А.С Пушкин, “Евгений Онегин”
Прошло около двухсот лет с тех пор, как Пушкин написал эти строки, а «привычки милой старины» никуда не делись у нас по-прежнему в последнюю неделю перед Великим постом пекут блины, провожают зиму и на городских площадях устраивают народные гуляния. Но наши предки праздновали Масленицу гораздо шире – в течение всей сырной седмицы и считали ее едва ли не самом разгульным торжеством в году.
Неслучайно на Руси сказывали вместо «широко живешь» — «маслено ешь», а о весёлой да привольной жизни отзывались: «не житьё, а Масленица».
В эту светлую позимнюю пору всё ярче светит солнышко, звонче играет капель и заметно прибавляется день, который приносит новые оттепели. На масленичную неделю у русского народа открывался широкий простор для разнообразных обычаев, сохранившихся с древних времён, и почти все их смыслы сводились к победе тепла над холодом, света над тьмой и жизнью над смертью.
«Широкий разгул» в эту пору вовсе не подразумевал обжорство и пьянство, и у русских крестьян такое никогда не почиталось нормой. Масленичную неделю наши предки посвящали прежде всего примирению с родственниками, друзьями, соседями и односельчанами. Забывались все обиды, распри и ссоры. Заключённый мир приносил совместную братскую радость, которая выплёскивалась в гуляниях, игрищах и застольях-братчинах. При этом радостью всегда делились с неимущими – неслучайно в течение всей масленичной недели по городам и весям устраивались массовые кормления нищих и убогих.
Масленица в русской живописи
Встреча и заигрыши
Первый день сырной седмицы назывался «встреча». В стародавние времена крестьянская молодёжь и детвора уже с первой зорькой высыпала на улицу, чтобы строить снежные горки, напевая по ходу дела песни да причеты: «Выезжала честная Масленица, широкая боярыня, на семидесяти семи санях козырных, во широкой лодочке во велик город пировать, душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться». Таких песен в разных краях Руси знавали великое множество.
Когда снежные горы были готовы в каждой избе уже «блины начинали плясать в горшке с опарою, просясь на сковороды, а там — и к православным в рот». «Приехала Масленица, приехала!» — кричали дети, разбегаясь по домам.
Отведав блинов, народ с песнями и плясками носил по улицам разукрашенное дерево с бубенцами, либо устраивались народные гульбища на санях с колокольчиками. Парни и девицы в праздничных нарядах вереницей разъезжали по округе с соломенной куклой и пели задорные песни под гармони и балалайки.
Вторник масленичной недели величали «заигрышами», когда повсюду устраивались игрища. В городах, сёлах и деревнях обязательно собирались весёлые скоморохи, гусляры, песноладцы и сказители, которые потешали честной народ за «блины масленые со всяким припеком, да за пиво и брагу». Каждое семейство почитало своим долгом угостить потешных людей своими блинами. В этот день девицы качались на качелях и пели частушки, а парни шли на кулачный бой – стенка на стенку. Но дрались не «по злобе», лежачего и присевшего бить воспрещалось, а после боя драчуны братались-обнимались друг с другом и шли пировать.
Дореволюционные открытки с Масленицей
Блиноедение и пивопийство
После разудалых «заигрышей» наступала масленая или лакомая середа. К сему дню добрые хозяйки заранее готовили разнообразные яства и закуски, которыми потчевали своих домашних. Следующим днём наступал «разгуляй-четверток» с «шибко широким разгулом» – «блиноедением и пивопийством». Селяне без приглашения захаживали друг к другу в гости на угощения и «широко» пировали на братчинах.
В остальные дни сырной седмицы русские люди уделяли внимание родне: в масленичный пяток зятья навещали тёщ и устраивались семейные посиделки на «тёщиных вечерках». Суббота в народе известна «золовкиными посиделками», когда жёны приглашали к себе в гости золовок (сестёр мужа) и угощали их блинами.
Прощёное воскресенье
Последний день перед Великим постом наши предки называли «проводами», «прощаньем» и «целовником». Каждый примирялся с ближними, испрашивая у всех прощения с поясным поклоном: «Прости меня, в чём согрешил пред тобою», на что отвечали: «Бог тебя простит, и я прощаю. Прости и ты меня, грешного». А затем, забывая все ссоры да разногласия, русские люди троекратно целовали друг друга.
Обычай просить прощения накануне Великого поста пришёл к нам из глубокой древности, когда благочестивые христианские подвижники уходили из городов и монастырей на всё время поста в пустыню. Уповая на волю Божию, они не знали, все ли вернутся домой к светлой Пасхе после трудного подвига, и на всякий случай примирялись друг с другом и прощались…
А вслед за Прощёным воскресеньем на Руси наступал Чистый понедельник Великого поста, который в народе называли «Тужилки по Масленице» или «Полоскозуб». Спозаранку старики будили нагулявшуюся молодёжь громкими словами: «Вставай, гулёна! Не всё коту масленица!».