• Воспитание детей – путь на котором искупаются грехи родителей.

    Карты и петарды

     По вечерней улице бродит ветхая старушка, ей под девяносто. Опирается на палочку, оглядывается. Обращается ко мне:

    – Ты ребятишек не видела?

    – Видела, на другую улицу пошли.

    – Правнучку ищу. Приехала на каникулы и пропадает с ребятами до ночи. А вдруг с ней что-нибудь сделают? Семиклассница. На другую улицу пошли, говоришь? Это к Петровым. Они там в карты до ночи играют. Ох, как бы чего не случилось…

    И бредёт дальше, задавая прохожим тот же вопрос:

    – Вы ребятишек не видели?

    Детские компании, шумно матерящиеся, шатаются по провинциальным улицам в выходные и на каникулах. В плохую погоду, как и взрослые, ребята сидят перед экраном телевизора, компьютера или играют в карты на мелкие деньги.

    Ещё одно тупое занятие стало модным в нашем посёлке после появления в магазинах петард. В свободное время дети покупают их в магазине и взрывают десятками. Занятие это не требует ни выдумки, ни сноровки, не даёт никаких навыков. Но родителям проще сунуть сыну сотню-другую на пиротехнику и вытолкнуть из дома. Не беда, если выбьет себе глаз.

    Даже верующая бабушка в наши дни не всегда залог благонравия внуков, поскольку относится к поколению рождённых в СССР, и к Богу пришла после перестройки.

    Помню одну такую – коренастую и громогласную, водившую внуков в церковь, но оправдывающую все их прегрешения. Старший внук – высокий бледный Толик с повадками уголовника был отпетым хулиганом с начальных классов. Но когда учителя жаловались на него, бабушка вставала на защиту широкой грудью, и виноватыми становились все, кроме Толика. После школы тот сел в тюрьму, там украл у другого зека тельняшку, видимо, надеясь выглядеть в ней круче, но был «опущен». Слух об этом докатился до села, но бабушка, умевшая обелить внука, уже покоилась в могиле. А Толик освободился, изнасиловал и убил собутыльника и снова отправился на зону. Умер молодым, в очередной раз вернувшись домой. Сидел на лавочке у бабкиного дома, там и ткнулся лицом в землю.

    А всё начиналось с детской вседозволенности.

    Дореволюционные писатели рисовали лубочную картину деревенских вечёрок и посиделок, когда молодёжь собиралась у какой-нибудь весёлой вдовушки и плясала под гармонь. Послереволюционные фильмы оставили сценки в колхозных клубах, где наивные девушки и парни кружились парами под патефон.

    Кадр из фильма “Дело было в Пеньково”, 1957 год

    Закрывая клубы или отказывая им в полноценном финансировании, чиновники, наверное, полагали, что новое поколение сельчан вернётся к вечёркам и посиделкам. Так и случилось. Правда, вместо гармони там музыкальный центр, что понятно, но вместо семечек – курение «дури» и питье самогонки, а вместо флирта порой случаются групповые изнасилования. Да и хозяином избушки является одинокий алкоголик или уголовник. И называют такие пристанища «малина» и «блатхата». Видимо, чувствуют себя их завсегдатаи крутыми парнями и девчонками. Появились такие «малины» в сёлах ещё в 90-е, но тогда действовали клубы, дома культуры, составляя им конкуренцию и отвлекая молодёжь от подобных кабаков на дому.

    В клубах и ДК каждый заведующий считал своим долгом организовать ансамбль, а то и два-три – взрослый, юношеский и детский, при этом старшие предпочитали исполнять песни 50-60-х и народные, а школьники – современные. Вели всяческие кружки. Потом коллективы таких учреждений стали уменьшаться с шести-семи человек до одного, заглядывающего на работу по воскресным вечерам, чтобы включить музыку для дискотеки.

    В городе ситуация ещё тяжелее, даже если ребёнок не попал в компанию хулиганов или наркоманов. Помню, возле нашего офиса было интернет-кафе. Однажды утром я заметила возле него мрачного подростка с красными от утомления глазами и его мать.

    – Почему ты не вернулся вечером? Почему ты ночуешь здесь? – Кричала она. Может быть, дома у них не было компьютера или мать не разрешала сидеть за ним подолгу. Но это не принесло в семью гармонии – мальчик предпочитал проводить круглые сутки в интернет-кафе и играть онлайн. Скорее всего, на деньги.

    Только запретами ничего не решить, если в семье нет веры, если родители неспособны предложить другое занятие, другую цель.

    «Многие детей своих учат иностранным языкам и художествам, но в деле благочестия не обучают, отчего видно, что и сами того не знают, хотя и христианами называются. Полезно ради общества и коммерции и языкам иностранным обучать; но таинствам веры обучать нужно, и нужно неотменно, и «едино есть на потребу» (Лк. 10, 42). Что во французском или другом каком языке, когда язык научен будет, а сердце не научено добру?» – рассуждал святитель Тихон Задонский.

    Христианский досуг

    Иногда чувствуешь бессилие, пропагандируя здоровые ценности. Общество закоренело в своих заблуждениях. Изменится ли что-то после одной статьи? Нет. А после ста? Я всегда верила в силу Слова. Недаром в Библии сказано: «И Слово было Бог». С помощью постоянной пропаганды можно повернуть развитие общества в любую сторону. И, конечно, нужно, чтобы в одном направлении работали многие публицисты и издания, подобные «Елицы Медиа», но по своему уникальные.

    Я уверена, что в провинции, и даже в столице большинство не знает о том, что существуют христианские игры – настольные, для маленьких детей, и компьютерные, для подростков, созданные на основе библейской истории. Есть немало и нерелигиозных, но безобидных детских и подростковых забав, описания которых можно найти на сайтах, посвящённых семье.

    Но чтобы ввести такие игры в обиход, нужна инициатива родителей и учителей.

    В селе, где я росла, был хороший семейный обычай – родители и дети целой компанией по вечерам играли в лапту на широком лугу. Весёлый смех, здоровый отдых, патриархальная идиллия. С тех пор поменялось многое.

    Родители, увлечённые собственной работой, не всегда понимают, что ребёнку следует найти полезное и познавательное занятие. Конечно, в городе проще решить эту проблему. Даже при храмах есть студии и клубы для детей, где православные педагоги помогают им расти физически, интеллектуально, духовно. Приведу несколько примеров для Москвы.

    В столице действует Братство православных следопытов, напоминающее организацию дореволюционных скаутов. У него несколько подразделений, где дети занимаются спортом, ремёслами, рукоделием, изучают русскую историю.

    православная педагогика

    У Детский школы искусств имени Балакирева есть отдел духовной музыки, куда принимают с 7 лет. Основной предмет здесь – клиросное пение.

    При храме в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Большой Ордынке работает студия иконописного искусства для детей, а при храме в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне открыт кукольный театр-студия, где играют юные артисты.

    При храме Святителя Николая в Пыжах есть клуб детского рукопашного боя «Сим победиши», созданный как альтернатива секциям восточной борьбы с буддийской философией.

    Но что мешает храмам в небольших посёлках и городках создать нечто подобное? Неужели не найдётся умеренной суммы, чтобы оплатить преподавателям несколько занятий в месяц?

    Есть здесь художники-иконописцы, которые могли бы показать детям азы иконописи. Есть и военные отставники, которые могли бы вести занятия в спортивно-патриотическом клубе. И в любом храме есть регенты с музыкальным образованием, которые способны учить клиросному пению. Но, к сожалению, пока примеры таких проектов – редкость. Потому что нет запросов со стороны общества, со стороны родителей, готовых доверить детей церкви.

    Наверное, нужно быть действительно религиозным человеком, чтобы душа просила созидания во имя веры, а не просто обрядности.

    «Не одно рождение делает отцом, но хорошее образование; и не ношение во чреве делает матерью, но доброе воспитание», – говорил о роли родителей Иоанн Златоуст.

    православный досуг

    Ответим Богу за детей

    Дети – дар Божий. Прежде всего – они чада Творца, а потом – наши, напоминает христианство. Но люди считают, что рожают «для себя», словно в языческие времена, когда ребёнка могли убить или продать.

    А сегодня детьми манипулируют при разводе, сводя счёты с супругом. Считают их материалом для реализации своих планов. Просто воспитывают в расчёте на «стакан воды» через годы.

    Российское родительство эгоистично. Сколько раз на улицах посёлка я встречала молодых мам, дышащих перегаром и шумно болтающих по телефону, а вслед за ними брели хнычущие малыши.

    – Мама, я хочу пить!

    – Отстань!

    Затем дети подрастают и наступает время родительских обид. Отцы и матери сетуют на непослушание и невнимание ожесточившихся юнцов. И отнюдь не деликатно.

    – Лучше бы я тебя в туалет родила! – Заявляет мать.

    – А я не просила меня рожать! – Встаёт в позу дочь-подросток.

    От такой семьи до Православия как до Луны.

    С точки зрения христианства, основой для воспитания детей должен быть личный пример. И народная мудрость говорит то же: «Яблоко от яблони недалеко падает». Когда к мудрым монахам приходили миряне просить совета по поводу своих детей, те, прежде всего, советовали именно родителям поменять мышление.

    Конечно, и у плохих людей вырастают любящие дети, но их поведение порой шокирует.

    Жила в нашем селе разбитная девица, которую звали Ирка Радёха. Грубое прозвище дали за то, что родила вне брака. Такое и сейчас не в чести у сельчан. Ирка попивала, меняла сожителей, даже родственники у неё были странные – двое повесились. Но сын Ирки – темноволосый красивый мальчик рос на удивление умным и вежливым. Звали его Вовой. Паренёк окончил школу, поступил в городское училище, часто приезжал к маме. А Ирка по-прежнему пила и гуляла. Вова, несмотря ни на что, любил мать, и если земляки начинали осуждать её, резко обрывал разговор. Но вот беда – парень стал возить из города наркотики и продавать их сельской молодёжи. Сам он свой товар не употреблял. А выручку отдавал безработной Ирке.

    Вот трагический пример исполнения заповеди – чтить своих родителей. Забота сына о   матери угрожала гибелью от наркотиков его приятелям. Попытка доброты без Бога…

    православная педагогика

    Ребёнок должен уяснить и принять нормы христианской морали. Уметь соотносить их с житейскими ситуациями – действовать как верующий человек.

    Вводить мир религии малыша следует постепенно – соответственно возрасту, говорят священники.

    «Родители, деды, прадеды в свою очередь тоже являются сотворцами Бога, потому что они дают своим детям тело. Бог, если так можно выразиться, обязан заботиться о детях. Когда дитя принимает Святое Крещение, Бог выделяет ему и Ангела, чтобы тот охранял ребёнка. Таким образом, ребёнок охраняется Богом, Ангелом Хранителем и родителями», – пояснял Паисий Святогорец.

    Не следует думать, что церковь учит пасти детей жезлом железным. Святые угодники нередко проявляли себя как знатоки психологии. Так святитель Феофан Вышенский советовал: «Ухитритесь так действовать на ребёнка, чтобы он не замечал, что ему приказывают, а делал то, что хотите, будто от себя. Господь да умудрит вас». Актуальный совет для родителей трудного подростка – самолюбивого бунтаря.

    То, что церковь призывает к архаике, тоже неверно. Современные священники смотрят новые фильмы, читают новые книги. И советуют воспитывать у детей хороший вкус. Человек, который смотрит качественные фильмы, читает качественную литературу – впитывает правильные идеи. Он не станет поддаваться соблазнам толпы.

    Часто выбирая своим уделом одиночество, христианские подвижники в то же время уважали выбор мирян – жизнь в браке и чадородие. Паисий Святогорец отмечал, что семья – основная ценность земной жизни, если её разрушить, разрушится и духовенство, и монашество.

    Преподобный Амвросий напоминал о необходимости научить детей чаще ограждать себя крестным знамением, которое многих спасало от великих бед.

    Преподобный Макарий объяснял, что при ссорах в семье нужно в первую очередь укорять самих себя, а преподобный Лев советовал детям и родителям при любой размолвке скорее просить прощения.

    Старец Иона Киевский отмечал великую роль бабушки и деда в воспитании внуков. Их богатство – жизненный опыт, они могут научить тому, чему еще не могут родители: миролюбию, спокойствию, смирению, воздержанности.

    православная педагогика

    Православная педагогика советует:

    • Вести христианскую семейную жизнь по духу, а не по обрядности. Сделать так, чтобы чистое, святое, божественное было для ребенка близким с колыбели.
    • Сознательно выбрать добрых крёстных, чтобы они активно участвовали в жизни крестника.
    • Учить религии тактично, чтобы не оттолкнуть ребёнка от церкви. Показать красоту христианской жизни, чтобы маленький человек сознательно выбрал её.
    • Обращать внимание на увлечения своих детей и знать, с кем они водят дружбу, оберегать от дурной компании.
    • Можно наказывать чадо, но справедливо и по делу. А потом сглаживать конфликт, чтобы никто не таил зло.
    • Поощрять самостоятельность ребёнка, но внушать уважение к старшим и деликатное отношение к окружающим.
    • Воспитывать сознательное восприятие современной культуры, чтобы молодёжь отличала подлинные произведения искусства от бездарных поделок.
    • Привлекать детей к помощи по дому и к моральной поддержке тех, кто переживает трудности.
    • Помнить, что благословение и молитва отца и матери о чадах имеют особую силу.
    • Если родители будут радовать Бога своей жизнью, дети будут радовать их – вот награда свыше.

     

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *