Святой день Вознесения Господня приходится нынче на 6 июня (24 мая по старому стилю). К этому последнему весеннему празднику на Руси завершалась чудесная пора пробуждения и расцвета Божьего мира, которую наши предки неразрывно связывали с воскресшим Христом-Спасом. Со Светлого Велика-дня Пасхи «отверзаются двери райские, разрешающие узы адские: вплоть до самого Вознесенья Господня могут грешники, пребывающие в кромешном аду, видеться с праведниками, обитающими под сенью райских кущей». Все эти сорок дней по грешной земле ходит Господь, и весь честной мир этому радуется и Его славословит. Как на Руси праздновали Вознесеньев день – очередной рассказ нашей рубрики «Народный календарь».
Всему миру сведение
«С Пасхи до Вознесенья — всему миру свиденье: и дедам, и внукам, и раю, и мужикам!» – и неслучайно в это время «земля так ярко зеленеет и благовониями райскими благоухает».
Народная молвь твердила:
«К Вознесеньеву дню все цветы весенние зацветают — Христа-Батюшку в небесные сады потаённой молитвою провожают».
Прощаются с Возносящимся Светом Правды Божьи луга, поля и леса, и наполняются несказанными сладкими ароматами в утешение народам крещённым, которые в этот день могут наслаждаться райскими благоуханиями.
И соловьи в канун праздника поют звонче обычного, ибо ведают, что это последняя ночь пребывания воскресшего Спасителя на миру православном. В иных губерниях так и прозывают эту ночь «соловьиной». А утром вся Мать-Сыра-Земля тоскует-плачет обильной росой по возносящемуся от неё Христу.
Последний весенний праздник
Вот и добрела Весна-Красна до Вознесеньева дня – последнего своего праздника, послушала в последний раз, как «Христос Воскрес» поют, — тут ей и конец настал. Уступила красавица место лету знойному-жаркому, с его хлопотами страдными да сухотами-заботами:
«Весна о Вознесенья на небо возносится — на отдых в рай пресветлый просится!»
«Не век девке невеститься: на что весна — красна, а и та на Вознесенье Христово за лето замуж выходит!»
«И рада бы весна на Руси вековать вековушкой, а придет Вознесеньев день — прокукует кукушкой, соловьем зальется, к лету за пазуху уберется!»
«Цвести весне — до Вознесенья!»
«До Вознесенья Христова весна петь-плясать готова!»
«Придет Вознесеньев день, сбросит с плеч Весна-Красна лень, летом обернется-прикинется — за работу в поле примется!»
«Потом умывается, Честному Семику кланяется, на Троицу-Богородицу из-под белой ручки глядит!»
Торжество небесное
Такой торжественный праздник как Вознесение не мог не отразиться в народном фольклоре, и в самых разных уголках Руси с незапамятных времён старики вещали внукам одно и то же предание: немногим благочестивым и богобоязненным христианам именно в этот день последнего года их жизни Господь открывает великую тайну. Во время Литургии они удостаиваются видеть горнее действо, как над храмом разверзается небесная твердь, и к главному церковному яблоку опускается лестница – «та самая, которую видел во сне Иаков». Торжественно спускаются по ней чины ангельские и архангельские, и все силы небесные, а потом выстраиваются в два ряда по бокам лестницы и ожидают Христа нашего Спасителя. И при первом ударе колокола к «Достойно есть», возносится Спас-Батюшка с нашей грешной, но обновлённой Его Пресветлым Воскресением земли к небу.
Неслучайно в некоторых губерниях добрые хозяйки к дню Вознесения пекли «лесенки» из ржаного теста, и не только лакомства ради для детишек малых. Выносили такие лесенки румяные на ниву-полосу и ставили по одной на каждом углу загона, чтобы рожь взошла быстрее и поднялась превыше роста человеческого. Старики научали делать это в тайне от недоброго глаза да с горячей молитвою.
В иных уголках необъятной Руси-матушки хранили обычай навещать на Вознесенье друзей, знакомых и родственников да угощать друг друга сладкими лесенками, что называлось «ходить на перепутье».
«Дай им слово да Христовое»
В этот день калики-перехожие наполняли Русь широкую древними песнями духовными, про любовь сердечную и тоску по Спасителю. Одна из них вещает об исходе нищей братии, о том, почему убогие питаются святым именем Христовым да песнею духовной-божественною:
«После Светлаго Христова Воскресенья, на шестой было на неделе, в четверг, у нас живет праздник Вознесенья: возносился Христос Бог на небеса со ангелами и со архангелами, с херувимами и серафимами, со всею силою со небесною. Расплачется нищая братия, расплакались бедные-убогие, слепые и хромые: Уж Ты, истинный Христос, Царь Небесный! Вознесешься Ты, Царь, на небесы со ангелами и со архангелами, с херувимами и серафимами, со всею силою со небесною, — на кого-то Ты нас оставляешь, на кого-то Ты нас покидаешь? Ино кто нас поить-кормить будет? Одевати станет, обува-ти, от темныя ночи охраняти?»
А Христос Царь Небесный им отвечает: «Не плачьте вы, нищая братия! Оставлю Я вам гору золотую, пропущу я вам реку медвяную, Я даю вам сады-винограды, оставляю вам яблони кудрявы, Я даю вить вам манну небесну. Умейте горою владати, промежду себя разделяти: будете вы сыты да пьяны, будете обуты и одеты, будете теплом да обогрены и от темныя ночи приукрыты!»
Согласно древнему народному сказу, в ответ на это обращается ко Христу Иван да Богословец с просьбой не оставлять бедным-убогим, слепым да хромым «горы золотыя, реки медвяныя, сады-винограды, яблони кудрявых и манны небесной». Всё это богачество «отоймут» у них князи и бояре, пастыри и власти, сильные люди и немилостивыя власти, купцы и вельможи, люди пребогатые. «Нищую братью не допустят, да много тут будет убийства и кровопролитства; да нечем будет нищим питатися, да нечем им будет приодетися и от темныя ночи приукрытися; помрут нищий голодною смертью и позябнут холодною зимою»…
И просит Иван да Богословец оставить убогим лишь «слово да Христовое: пойдут нищие по миру ходити, Тебя будут поминати, Тебя будут величати, Твое имя святое возносити. А православные станут милостыню подавати! Ино кто есть верный христианин, он их приобует и приоденет, — Ты даруй ему нетленную ризу; а кто их хлебом-солью напитает, даруй тому райскую пищу; кто их от тёмной ночи оборонит, даруй в раю тому место; кто им путь-дорогу указует, незаперты в рай тому двери»!
И вправду даже в самое тяжкое время бесхлебья, недорода и бескормицы для русского крестьянина почиталось тяжким грехом отказать в посильной милостыне нищему страннему человеку захожему – никак нельзя не поделиться с просящим во имя Христово. С благоговеньем прислушивалась Русь православная к древним стихам духовным, что пели калики-перехожие на папертях церковных с седых времён:
«Утешитель приидет, Он бо нашествием и действием истинны научит. Сия рекши, к небеси шествует, мир, тишину всем верным дарует, что возлюбленна, учреждена кровию Своею. Подаждь, Боже, тишину навеки, по вся концы спасай человеки, вовеки вечную радость и во сладость созданное навеки!»