Для нас день мученика Исидора приходится на 27 мая по новому стилю, а это уже почитай, что закат весны. Но по старому календарю наши предки чествовали Сидора Бокогрея, как на Руси звали святого, в самый разгар мая-месяца, почти в самой его середине – 14-го числа. Это была посевная пора, и русскому хлеборобу приходилось внимательно следить за Божьим миром, чтобы в согласии с проверенными приметами своевременно высеивать каждую культуру. Как это им удавалось делать – в очередном рассказе нашей рубрики «Народный календарь».
Особую свежую и сочную красоту зелёного мая, наполненную соловьиной трелью и запахом черёмухи, сирени и ландышей, не мог оставить без внимания великий русский поэт и прозаик Иван Бунин:
Всё темней и кудрявей берёзовый лес зеленеет;
Колокольчики ландышей в чаще зелёной цветут;
На рассвете в долинах теплом и черёмухой веет,
Соловьи до рассвета поют.
Скоро Троицын день, скоро песни, венки и покосы…
Всё цветёт и поёт, молодые надежды тая…
О, весенние зори и тёплые майские росы!
О, далёкая юность моя!
Тепло наступает
Во все глаза глядел приметливый крестьянин на майские чудеса природы. Главное не прозевать: коли распустилась берёза и заквакали лягушки в болоте – пора сеять овёс, яблоньки дали цвет – сей просо, можжевельник зацвёл – сади ячмень, запели свои первые песни кукушки в лесу – пришёл черёд сеять лён. А, начиная с Сидора Бокогрея, высаживали на русских просторах морковь, лук, горох да редис.
К этому дню тёплые ветра приносят несметные тучи комаров и мошкары. В старину ходило поверье, что племя комариное уносится на крыльях осеннего ветра далеко к южным морям и океанам. Там комары-дергунцы зиму зимуют, чтобы вернуться на Русь в мае-месяце с молодой порослью.
На Сидоров день наконец-то прекращаются до самой осени холодные ветра. А всё потому, что в эту пору прилетают из южных краёв на старые гнёзда последние перелетные птицы — стрижи быстрокрылые и ласточки-касатки. Приносят они на своих крыльях на наши просторы ласковое тепло из жарких стран заморских.
«Пойдут Сидоры, отойдут сиверы, и ты, стриж, домой летишь!»
А раз уж Сидор Бокогрей тепло дарит, то идущий следом Пахом Тёплый на всё лето его закрепляет. 28 мая в день памяти преподобного Пахомия Великого черёмуховые утренники (морозцы) сменяются рябиновым теплом.
«Пришел Пахом — запахло теплом!»
«На Пахома тепло — всё лето тёплое!»
В этот день крестьяне высеивали всю оставшуюся пшеницу, при этом другие культуры старались не сажать:
«Пришёл Пахом Бокогрей — досевай пшеницу скорей».
По сельскому обиходу багряная зорька на Пахома сулила сухое лето.
29 мая чествуется память преподобного Феодора Освящённого, который в народе слыл Фёдором Житником. После этого дня яровые культуры на среднерусских просторах уже не сеяли:
«У Житника забота — ячменное поле заборонить!»
На Фёдора отцветала черёмуха душистая и зацветала рябина белоснежная.
Почему Федота звали «Овсянником»
31 мая, в день мученика Федота Анкирского и семи дев-мучениц, наши предки с надёжей смотрели на дубовые ветки: если листья распускаются лениво, то не жди доброго урожая ранних яровых. А коли уж лист вытянулся, то настала пора овёс сеять. Потому и звали крестьяне Федота «Овсянником».
«Придёт Федот — последний дубовый листок развернет!»
«Сей овёс, когда дуб развернется в заячье ухо!»
«На дубу лист в пятак, быть яровому так!»
«Коли на Федота на дубу макушка с опушкой, будешь мерять овёс кадушкой!»
Совсем плохой приметой считались опавшие молодые дубовые листья, что предвещало голодный год.
Патриарх лесов
Дуб у наших предков почитался особым деревом, которое олицетворяло силу, крепость и долголетие. Пушкин называл дуб «патриархом лесов», а народная молва твердила:
«Старый дуб не скоро сломится!»
И вправду – известны дубы возрастом около двух тысяч лет. Во все времена это дерево почиталось лучшим материалом для кораблестроения и отделки жилищ. В Киевской Руси из широких дубовых стволов выдалбливали лодки-однодревки. А царь Пётр I повелевал считать заповедными все дубравы вдоль Волги на 100 вёрст от каждого берега и вдоль Суры-реки на 50 вёрст. Дубы шли на нужды российского флота, и их охраняла специальная государева служба. Если за заповедное дерево другой какой породы налагался штраф 10 рублей, то за срубленный дубок полагалась смертная казнь.
Крестьяне специально выращивали свои дубравы, за которыми ухаживали из поколения в поколение, уничтожая лишний подлесок. Из этого долговечного дерева, которое не гниёт в воде, наши предки изготавливали срубы для колодцев и сваи для мостов и причалов. Из дуба мастерили столы, лавки, полки, сундуки. Самая лучшая домашняя утварь и инструмент были дубовыми – посуда, бочки, ступы, полозья.
Из молодой коры этого дерева, желудей и листьев наши предки варили целебные отвары. Дубильные вещества находили применение и в кожевенном ремесле. Так что дуб у наших предков испокон веков был на особом счету.
Иван Долгий и Грядочники
1 июня в день памяти Иоанна епископа Готфского, которого в простонародье звали Иваном Долгим, наши предки с нетерпеньем ждали дождя, предвещавшего щедрый урожай:
«На Ивана дождь несёт рожь!»
Обильная роса и густые туманы в сей день сулили много грибов.
2 июня, в день чествования мученика Фалалея и благоверного князя Тимофея Псковского, принято было досевать огурцы. Поэтому обоих святых в народе называли Грядочниками – благо, что их имена рифмуются:
«На Фалалея — досевай огурцы скорее!»
«Пришёл Тимофей – сей огурцы скорей!»
По завету мудрых предков огородники сажали огурцы тайно, чтобы ни соседи, ни даже домочадцы об этом не ведали. Тщательно скрывали от любопытных посторонних глаз первую засаженную грядку, и тем более — первый уродившийся огурчик. Его осторожно срывали и закапывали в потаённом месте на огороде. Худой, жёлтый и горький плод свидетельствовал, что он попался на чей-то лихой-недобрый глаз. Щедрый урожай этого овоща предвещал обилие шишек на еловых ветках, а значит бывать доброму урожаю яровых культур. Так и жил русский крестьянин, наблюдал за окружающим миром и благодарил Бога за красоту Его творенья.