Период религиозного неофитства, при всех его плюсах, имеет и свои, характерные именно для неофитства, недостатки. Не буду говорить «грехи». В широком понимании мы все — неофиты, поэтому во многом это применимо к каждому.
Неофит горяч и глуп
С неофитом вообще тяжело. Особенно его близким, которым приходится на себе нести очень нелегкий груз его молодого радикализма — в словах и поступках, резкости и категоричности взглядов, нетерпимости, скажу лучше — непримиримости к себе и окружающим.
Неофит горяч и глуп. Искренен и жесток.
А в нашей стране, давайте честно, мы все — неофиты. И с нами тоже непросто окружающим. Как на уровне частном, так и в публичном пространстве. С нами тяжело разговаривать – мы говорим на каком-то странном языке, с нами тяжело договориться о мире – мы требуем бескомпромиссной войны и безоговорочной победы.
Мы пока такие. Сколько должно пройти времени, чтобы выросло третье (хотя бы) поколение, воспитанное в православной культуре?
Которое научится отличать религиозно окрашенную экзальтацию от подлинной духовной ревности. Научится диалогу со светским обществом. И этот диалог поставит выше конфликта, потому что будет носителем этих двух культур.
Поколение, для которого православие будет органично, а значит – оно сможет позволить себе и многоголосие в православии… Пока мы боимся этого. Потому что вера наша еще слаба.
Неофитом движет только восторг и страх
Он не может позволить себе свободу — в любом ее виде. Как младенец он требует простых ответов, всегда простых и понятных правил.
Ему нужен друг и враг. Без этого он теряет ориентир.
Он учится писать в прописях, а не сдает экзамен по сочинению.
Опытность в вере дает трезвость и спокойное сильное горение. Которое не боится штормов, бурь, ветров и землетрясений. Которое умеет жить в разное время – и во времена гонений, и во времена государственного внимания, и государственного равнодушия.
Многое придет — со временем.
Время – великий экзаменатор.
Не все неофиты достигают зрелости
Некоторые, вспыхнув, перегорают и лишаются веры. Другие — гаснут тихо и незаметно. А небольшая часть – становятся опытными в вере.
Мне кажется, сегодня важно не то, чтобы запретили неугодный нам фильм, закрыли выставку или отдали все храмы, а чтобы у нас была духовная ревность. А первый из даров духовных, по слову Антония Великого – трезвость.
Иначе многие горячие неофиты завтра окажутся совсем на других кафедрах… Что, впрочем, неизбежно.
Но этот период неофитства нужно пройти и нам и стране. И вот тогда наши правнуки снимут уже совсем другое кино.
Может быть оно будет о нас сегодняшних…
О том, как мы пережили эти тяжелые болезни роста. Или – не пережили…