О том, почему духовенство участвует в шествии «Бессмертного полка», дневниковых записях святителя Николая Японского и «чуде» современной Германии – разговор с главой Вологодской митрополии митрополитом Вологодским и Кирилловским Игнатием.
– Владыка, 9 мая наш народ праздновал день Победы. В шествии «Бессмертного Полка» по данным МВД только в Москве прошло около 1 млн. человек, а всего в России с портретами своих родных, воевавших и победивших в самой большой войне XX века, прошли 10,4 млн. человек. Что происходит? Почему в праздновании Дня Победы год от года участвует все больше и больше людей?
– Это важно. Это важно для всех людей. После лихих 90-х годов, когда в школьной программе, и в средствах массовой информации пытались предать забвению и эту войну, и нашу победу в этой войне благодаря «Бессмертному Полку» в семьи вернулось сознание причастности к подвигу нашего народа. Молодые люди стали узнавать о своих предках, своих родственниках и знакомых. Не только фотографии находят, а начинают разыскивать в архивах, в интернете документы и любые сведения о своих воевавших родных. Скажу честно, я сам знал о том, что у меня прадед один и другой где-то воевали, но будучи школьником я никогда не вдавался в подробности – на каком фронте, где он сражался. А сейчас я стал детально интересоваться: где, когда, за какой город воевал. Даже письма с фронта остались. Прадед мой жил в Одессе, он уже умер, но письма сохранились – когда поеду к родственникам обязательно возьму их. Это очень интересно.
– Владыка, помните то злополучное выступление школьника из Нового Уренгоя осенью прошлого года в Бундестаге? Что Вы об этом думаете?
– Школьник-то сам не виноват, но есть взрослые люди, которые все это финансировали. Есть фонды зарубежные, которые готовят, как они говорят, «новое поколение», которое забудет свою историю и все простит. Журналист Андрей Медведев хорошо сказал на этот счет: «… За то, что ваши [немецко-фашистские] солдаты сделали у нас, на оккупированных территориях, бойцы Красной Армии могли запросто оставить на месте Германии выжженное поле, руины и только параграфы учебников напоминали бы о том, что была когда-то такая страна. Вы вероятно не помните всех подробностей оккупации, но это и не нужно. Я просто напомню вам о том, что солдаты Вермахта и СС делали с советскими детьми. Их расстреливали. Часто на глазах у родителей. Или наоборот, сначала стреляли в папу с мамой, а потом в детей. Ваши солдаты насиловали детей. Детей сжигали заживо. Отправляли в концлагеря. Где у них забирали кровь, чтобы делать сыворотку для ваших солдат. Детей морили голодом. Детей жрали насмерть ваши овчарки. Детей использовали в качестве мишеней. Детей зверски пытали просто для развлечения.
Или вот вам два примера. Офицеру вермахта мешал спать младенец, он взял его за ногу и разбил его голову об угол печки. Ваши летчики на станции Лычково разбомбили эшелон, на котором пытались вывезти детей в тыл, и потом ваши асы гонялись за перепуганными малышами, расстреливая их в голом поле. Было убито две тысячи детей.
Только за одно то, что вы делали с детьми, повторюсь, Красная Армия могла уничтожить Германию полностью с ее жителями. Имела полное моральное право. Но не сделала. Жалею ли я об этом? Конечно нет.
Я преклоняюсь перед стальной волей моих предков, которые нашли в себе какие-то невероятные силы, чтобы не стать такими же скотами, какими были солдаты Вермахта. На пряжках немецких солдат писалось «с нами Бог», но они были порождением ада и несли ад на нашу землю.
Солдаты Красной Армии были комсомольцами и коммунистами, но советские люди оказались куда большими христианами, чем жители просвещенной религиозной Европы. И не стали мстить. Смогли понять, что адом ад не победить».
И конечно это чудо, что Германия сегодня есть, процветает. Наши воины нашли в себе много духа, чтобы простить и сохранить эту страну. Естественно, историческая память очень важна. Народ, у которого нет прошлого, не имеет будущего. Поэтому знать свою историю – историю своего народа и своей семьи – очень важно.
– Владыка, а Вы сами шли с «Бессмертным Полком»?
– Я сам прохожу каждый год в колонне «Бессмертного Полка» и вижу, как «Бессмертный полк» с каждым годом растет. Я вижу, как искренне и по-настоящему люди себя ведут. Это не первомайская демонстрация, на которую очень настойчиво рекомендуют выходить профсоюзы или другие местные организации. Я очень рад, что у нас наступил такой момент, когда школьники, молодые люди знают, что такое война и какой страшной ценой досталась нам наша победа.
– В нашем разговоре часто звучит слово «история». Почему мы так часто говорим об истории нашей страны?
– Надо прекратить кроить нашу историю на «красных» и «белых», на «царский» и «советский» период. Тяжелые периоды в нашей истории были и до революции, до прихода большевиков. Многие обвиняют во всем советскую власть, но мы помним слова из дневников святителя Николая Японского, написанные еще в 1904 году.
«19 июля (1 августа) 1904. Понедельник. Бьют нас японцы, ненавидят нас все народы, Господь Бог, по-видимому, гнев Свой изливает на нас. Да и как иначе? За что бы нас любить и жаловать? Дворянство наше веками развращалось крепостным правом и сделалось развратным до мозга костей. Простой народ веками угнетался тем же крепостным состоянием и сделался невежествен и груб до последней степени; служилый класс и чиновничество жили взяточничеством и казнокрадством, и ныне на всех степенях служения – поголовное самое бессовестное казнокрадство везде, где только можно украсть.
Верхний класс – коллекция обезьян – подражателей и обожателей то Франции, то Англии, то Германии и всего прочего заграничного; духовенство, гнетомое бедностью, еле содержит катехизис, – до развития ли ему христианских идеалов и освящения ими себя и других?.. И при всем том мы – самого высокого мнения о себе: мы только истинные христиане, у нас только настоящее просвещение, а там – мрак и гнилость; а сильны мы так, что шапками всех забросаем… Нет, недаром нынешние бедствия обрушиваются на Россию, – сама она привлекла их на себя. Только сотвори, Господи Боже, чтобы это было наказующим жезлом Любви Твоей! Не дай, Господи, вконец расстроиться моему бедному Отечеству! Пощади и сохрани его!».
Это очень справедливая оценка нашего общества. Мы и сейчас не далеко ушли от того состояния, которое было у нас было тогда. Поэтому нам всем надо трезво посмотреть более спокойно на разные периоды нашей истории. Для людей, которые прошли войну очень тяжело было видеть, как 90-е годы ветеранов унижали и победу пытались предать забвению. Это неправильно. Известно, что во Франции нет ничего подобного – они свою историю уважают. Да, была французская революция и они ее помнят. Не надо все разделять. Надо искать нити, которые нас соединяют.
– Вологодская митрополия образована совсем недавно, осенью 2014 года. Какие изменения произошли за это время?
– Число приходов за это время увеличилось почти в 2 раза. Почти во всех ранее заброшенных храмах Вологды образованы приходские общины. Прихожане часто своими силами восстанавливают храмы, в которых теперь регулярно совершаются богослужения. Конечно, это радует. Количество действующих монастырей на территории Вологодской митрополии увеличилось в два раза. Среди них – древнейший на Русском Севере Спасо-Каменный мужской монастырь и два женских – Горне-Успенский в Вологде и Ново-Леушинский Иоанно-Предтеченский в селе Мякса Череповецкого района. Молитвенная жизнь в возрожденных обителях постепенно налаживается.
При поддержке Вологодского губернатора Олега Кувшинникова приводятся в надлежащий порядок и хозяйственные дела – епархиям передано в безвозмездное пользование 78 объектов религиозного назначения; большинство из них – это памятники культуры федерального и регионального значения. Для православных верующих людей особенно важно было возвращение Воскресенского кафедрального собора в Вологде, кафедральных соборов Великого Устюга – Успенского собора и собора Прокопия Праведного, храма Входа Господня в Иерусалим в городе Тотьма. Эти соборы переданы Вологодской и Великоустюжской епархиям в собственность и теперь восстанавливаются.
– В дореволюционной России существовала добрая традиция возведения храмов при воинских частях, при заводах и фабриках. Эта практика сохранилась или полностью утрачена?
– В наше время снова появилась такая возможность и потребность и поэтому на азотном комплексе «ФосАгро-Череповец» заложен храм в честь святого пророка Елисея и храм великомученицы Варвары на фосфорном комплексе. Это доброе и нужное дело. В поселке Шексна представители армянской диаспоры целиком за счет собственных средств реставрируют церковь во имя Казанской иконы Божией Матери, так же как раньше они уже восстановили храм Николая Чудотворца в селе Сизьма.
– Владыка, потребность в новых храмах большая, а кто будет совершать богослужения?
– Служить будут священники, которые сейчас проходят обучение в нашей семинарии. В 2014 году состоялось открытие Вологодской духовной семинарии, а сейчас в ней проходят обучение 413 человек: 117 на очном отделении и 296 на заочной форме обучения. Создание семинарии – это большое событие для всего Северо-Западного региона, хотя справедливости ради надо сказать, что обучаются у нас семинаристы и из других епархий, и с юга России.
Обучение в нашей семинарии совершенно бесплатное не только на очном, но и на заочном отделении. Мы считаем, что это очень важно и будем стараться и дальше придерживаться такого порядка.
– Совсем скоро, на празднование собора Вологодских святых 16-17 июня в Вологде ожидается приезд Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Расскажите, пожалуйста, как будет проходить патриарший визит.
– Это будет первый визит Святейшего Патриарха в Вологодскую митрополию. 16 июня будет совершаться торжественное богослужение в Череповце, а вечером состоится посещение Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастыря. В воскресенье 17 июня на соборной площади города Вологды будет отслужена Божественная литургия в день всех святых в земле Вологодской просиявших. Сослужить Святейшему патриарху будет духовенство храмов Вологодской митрополии. Мы сейчас проводим необходимую работу, чтобы в этот день из районных центров были поданы автобусы, люди могли вовремя приехать в Вологду и все необходимое было устроено для тех, кто желает принять участие в праздничном богослужении, исповедоваться и причаститься святых христовых тайн.
В этот же день запланирована встреча Святейшего Патриарха с губернатором Олегом Кувшинниковым и посещение одного из древнейших монастырей Русского Севера – Спасо-Прилуцкого монастыря, основанного в 1371 году в излучине реки Вологды учеником Сергия Радонежского святым Димитрием Прилуцким.
– Русский Север во все времена привлекал подвижников, искавших уединенной молитвы. По берегам северных рек во множестве устраивались монастыри и скиты, поэтому вся Вологодская земля называется Северной Фиваидой.
– В сонме Вологодских святых больше 117 преподобных отцов, прославленных в лике святых, есть новомученики и исповедники Церкви Русской, пострадавшие за веру в годы гонений на Церковь. Наиболее известные и почитаемые подвижники это преподобные Кирилл Белозерский, Димитрий Прилуцкий, Феодосий Тотемский, Кирилл Новоезерский, Афанасий и Федосий Череповецкие. Святитель Игнатий Брянчанинов родом из Вологодчины. В Воскресенском кафедральном соборе, который сейчас восстанавливается, будущий святитель Игнатий принимал монашеский и дьяконский постриг, а позже принял иеромонашеский чин, чин священника.
– В праздничные дни, особенно в зимнее время, храмы и монастыри полны народу. Строятся ли новые храмы?
– В Вологде сейчас восстанавливается и строится большое количество храмов. Есть новые части города, в которых храмов никогда раньше не было и там ведется строительство новых церквей. Слава Богу сейчас подавляющее большинство уцелевших храмов Вологды возвращены Русской Православной Церкви и они постепенно восстанавливаются. Строятся новые храмы в районных центрах, в деревнях и поселках. В Междуреченском районе в поселке Шуйское три года назад мы заложили капсулу в основании будущего храма, а сейчас на берегу реки построена прекрасная церковь, в которой уже расписываются купол и стены, и летом, в июле мы будем совершать чин великого освещения.
– В новостях была информация о возрождении Заоникиевой Богородице-Владимирской мужской пустыни.
– Буквально на днях, 4 мая образовано Архиерейское подворье «Заоникиева Богородице-Владимирская мужская пустынь» в деревне Лучниково Вологодского района. Будут восстанавливаться бывшие храмы монастыря и сохранившиеся здания, в которых в настоящее время располагается специальная коррекционная школа-интернат. В полуразрушенном соборе Владимирской иконы Божией Матери располагается котельная – в теплое время года здесь совершаются молебны, а в храме Александра Невского с заложенными готическими окнами – школьный спортзал. Воспитанники школы-интерната продолжат обучение на новом месте, где будут созданы условия, отвечающие современным требованиям для проживания и обучения детей, но связь с насельниками Заоникиевой Богородице-Владимирской пустыни сохранится.
Дети, школьники, студенты должны иметь возможность получить опыт духовной жизни, конечно, в соответствии с их опытом и силами. Недавно, в конце апреля, в Государственном Череповецком Гуманитарном университете (ЧГУ) состоялась встреча студентов и преподавателей с епископом Череповецким и Белозерским Флавианом. После встречи состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве Череповецкого государственного университета и Череповецкой епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата.
Приобщение к истории и культуре церкви очень важны, но все же, главная работа происходит в душе человека. Необходимо, чтобы дух был напряжен, если не происходит внутреннего чуда, то все внешние дела, внешние чудеса будут только к осуждению, если не происходит главного – преображения души человека.