Михаил Ильич Якушев — историк-востоковед, кандидат исторических наук, действительный член Императорского Православного Палестинского Общества рассказал журналисту “ЕлицыМедиа” о том, как проходит организация паломничества за Благодатным Огнем, о русских паломниках, а также о чудесах, которые происходят в Великую Субботу в Храме Воскресения Христова.
О чудесах
Впервые в Великую Субботу в Храме Воскресения Христова я побывал в 1995 году. Оказался я там совершенно случайно. Тогда я находился в Израиле в качестве дипломата, и моя гостья –паломница Наталья попросила меня отвести ее в Храм Воскресения. Я не мог ей отказать, хотя знал, что в сам храм в Великую Субботу нас не пустят, потому что у нас нет специальных пригласительных. Всю дорогу до храма женщина плакала и молилась, а я думал о том, как все-таки попасть в храм.
Когда мы приблизились к храму, к нам подошел солдат и спросил кто мы и откуда. Я сказал, что я русский дипломат, и показал ему свою дипломатическую карточку. Он взял мой документ, отодвинул турникет и меня с плачущей богомолкой завел в храм. В нем уже было полно народу, нас толкали, и я уже начал думать, что еще чуть-чуть и мы опять окажемся на улице. К счастью, этого не произошло, потому что неожиданно ко мне подбежал араб, взял меня за руку, и мы с Натальей оказались прямо у Кувуклии, откуда подается огонь. Наталья продолжала молиться и плакать, а я стоял и рассматривал все вокруг. Хочу отметить, что на тот момент я был скептиком. Так же как епископ Порфирий (Успенский), который в своих дневниках, изданных под названием «Книга бытия моего» я считал, что никакой Благодатный огонь не сходит. Я был скептиком, пока на моих глазах не произошло чудо.
Когда в храме погас свет, и наступила гробовая тишина, меня начал обуревать страх. Он длился всего несколько секунд – потому что потом появился лепесток огня из Кувуклии, который моментально начал распространяться по храму.
Со мной произошло чудо: я никогда не испытывал такого трепета и потрясения в душе. Радость от Воскресения Христова вошла в меня. Когда я вышел из храма, я увидел плачущих от радости людей. Та радость, которая была в нас, передалась и им.
Люди, которые приезжают в Израиль на Пасху – это люди особого свойства. Есть те, кто приехал увидеть чудо, а есть агностики, которые хотят удостовериться, что чуда нет.
У самой церемонии схождения Благодатного Огня есть одно удивительное свойство. Если вы на нее попадаете хотя бы раз, то потом у вас появляется зов, который вас снова и снова зовет в Иерусалим, в храм Воскресения Христова. Я знаю людей, которые говорили о том, что не хотят второй раз испытывать это чувство, которое меняет человека и выворачивает наизнанку. Некоторые наоборот говорят о том, что они хотят снова пережить эти чувства.
Однажды наш самолет, на борту которого мы должны были вести частичку Благодатного огня, задержали с вылетом по техническим причинам. Затем, когда мы поднялись в небо, встречный ветер никак не давала нашему самолету развить нужную скорость. Это грозило тем, что мы могли не успеть доставить огонь во время в Храм Христа Спасителя. Тогда к нам вышел командир экипажа и попросил дать ему огонь в кабину. Он забрал лампу с огнем в кабину и минут через десять мы разогнались до нужной скорости! После приземления нашего самолета чудо продолжалось дальше. Когда мы подъезжали на машине к светофорам – тут же загорался зеленый свет, как будто кто-то невидимый нам помогал всю дорогу.
Скажу больше, после увиденного чуда схождения Благодатного Огня, еще две недели «горят глаза». Они горят от внутреннего света, который проникает в человека, хочется всех расцеловать, похристосоваться. Это настоящая пасхальная радость.
Великая Суббота в Иерусалиме передает ту радость, что я не мог почувствовать у нас на богослужениях. На наших богослужениях у всех печальные лица, а в Иерусалиме все по-другому: уже в Великую Субботу там радостно кричат «Христос Воскресе!». По-настоящему чувствуется само Воскресение и Воскрешение. Все радуются и от этого радуешься и ты – это замечательное чувство, которое я не испытывал до посещения святого Града, до пасхальных событий.
Если нам выпало счастье присутствовать на схождении Благодатного Огня, то этой радостью нужно делиться щедро со всеми. А еще лучше свидетельствовать и описывать свои чувства, потому что, к сожалению, у людей не так уж много в жизни происходит радостных событий. Я советую любому паломнику и свидетелю этого чуда обязательно записывать свои ощущения.
Русские паломники
Вспомните наших русских поклонников, а именно так раньше называли паломников, например, игумена Даниила, который побывал в Иерусалиме в 1102-1108 годах. Он описал своё путешествие в книге «Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли», которая стала древнейшим из русских описаний паломничества в Святую землю. Именно из его сочинения мы узнали, что в Иерусалиме русский монах Даниил был любезно принят королем Латинским Балдуином I, который разрешил игумену участвовать в торжественном шествии свиты духовенства впереди Балдуина, а также поставить свое кадило (от араб, кандиль) на св. Гробе Господнем от всей Русской земли. После схождения Благодатного Огня Даниилу было позволено забрать свое горящее кадило в родную русскую землю. Эта традиция дошла до наших дней. И с 2003 года Фонд Андрея Первозванного доставляет из Иерусалима Благодатный огонь.
Еще один интересный случай произошел, когда мы отмечали 900-летие хождения игумена Даниила в Святую Землю. Идя по его описаниям, мы решили посмотреть пещеру Мелхиседека, на что израильский гид начал с нами спорить и уверять нас в том, что такой пещеры нет. Мы очень удивились, ведь в труде игумена есть ее описание. Когда мы пошли по этим описаниям и наткнулись на пещеру Мелхиседека, гид был посрамлен.
Игумен Даниил фактически заложил институт паломничества в России. Паломничество распространялось быстро, и вскоре было признано Церковью богоугодным делом, которое широко поощрялось. К концу XVIII века русское паломничество стало очень активным. Поэтому в Кучук-Кайнарджийском договоре, заключенном в 1774 году между Россией и Османской империей, были отражены не только территориальные, торговые и военно-политические, но и религиозные интересы России.
Проще говоря, османское правительство давало право русским паломникам беспрепятственно посещать святые места без уплаты сборов и пошлин. Также запрещалось наносить обиды и оскорбления русским богомольцам. Помимо этого, Порта обязывалась обеспечивать религиозные свободы российских подданных в пределах Османской империи, предоставив греко-российской церкви различные льготы, которыми уже пользовались другие христианские исповедания.
Маршрут российских поклонников, которые ехали на Святую Землю, включал в себя несколько пунктов. Вначале они приезжали в Одессу, где получали пакет паломнических документов: «свидетельство о добропорядочном поведении», «проходной билет» (проездной) на поездку в Иерусалим и паспорт подданного Российской империи. Затем они получали паспорта для путешествий к святым местам, которые располагались на территории Османской империи. Получив все необходимые документы, паломники ехали в Константинополь, а от туда в Яффу.
Как правило, русские паломники были людьми небогатыми, поэтому до 2-й половины XIX в. чаще пользовались паломническим тропами, по которым шли как христиане, так и мусульмане. Так начинался их многовековой “диалог цивилизаций” без понимания местных языков и обычаев. Христианский паломник богомолец вызывал к себе чувства симпатий и уважения даже у мусульманского населения. Он вел себя подобающим образом, чтобы на обратном пути его могли бы так же радушно принять в том же доме, у тех же хозяев.
Странствия по Ближнему Востоку затягивались на 2-3 года. Умереть в паломничестве считалось высочайшей благодатью.
Были просто уникальные случаи. Так, русский богомолец Василий Григорович-Барский провел в паломничестве по Святым местам почти четверть века (с 1723 г. по 1747 г.), приняв монашеский постриг от Антиохийского патриарха. Не имея денег в кармане, ему удалось научиться разговаривать на итальянском, греческом, турецком, арабском языках и даже преподавать философию греческим детям за пропитание. За годы своего длительного паломничества по основным христианским святыням в Италии, провинциях Османской империи (Архипелаге, Малой Азии, Сирии, Ливане, Палестине и Египте), “пешеходец” Барский оставил богатейшее и всемирно известное описание Святых мест, которое было по достоинству оценено общественностью царской России, зарубежными востоковедами, а теперь и современной российской общественностью.
Хочется заметить, что сегодня на Святую Землю большего всего приезжает именно русских паломников.
В этом смысле наши греческие братья во Христе испытывают большую ревность, потому что от них приезжает намного меньше богомольцев.
Проект «Просите Мира Иерусалиму»
Этот проект – один из самых главных в деятельности Фонда Андрея Первозванного, поэтому подготовка к нему осуществляется с начала года – с января. После Рождества Христова мы начинаем вести переписку с посольством Израиля в Москве, МИДом России, полицией Старого города, информируя их о приезде делегации Фонда на православную Пасху для осуществления телеосвещения литании Благодатного огня в Храме Воскресения Христова.
Для осуществления проекта «Просите мира Иерусалиму» при Фонде Андрея Первозванного формируется рабочая группа. С этой группой я выезжал в Иерусалим на переговоры с руководителями Иерусалимского Патриархата, Армянской Апостольской Церкви и Францисканского монастыря, а также командованием полиции Старого города Иерусалима.
Для начала мы встречаемся с Патриархом Иерусалимским и всея Палестины и просим благословения на свою работу.
Получив письменное благословение Патриарха, мы начинаем работу с полицией. Как оказалось полиция играет огромную роль в организации нашей работы. Например, без полиции невозможно войти ни в город, ни в храм. Если пропустишь какую-то организационную мелочь, есть риск куда-то не попасть или получить плохое освещение.
В Великую Субботу наша делегация встает рано утром. Я всегда всем советую ни есть и не пить, чтобы в храме стоять спокойно. В 7.30 мы садимся в автобусы, к 8.00 приезжаем к Синайским воротам. Автобус останавливается недалеко от ворот и до 10 ура мы ожидаем получение пропусков. Получив пропуска выезжаем через ворота. Затем, вместе с другими паломниками, аккуратно подходим к храму.
Чтобы никого не потерять, паломникам раздаются специальные браслеты и одинаковые платки, по которым можно определить друг друга, находясь внутри Храма Воскресения и, что особенно важно, при выходе из храма.
В Храм заходим примерно в 10.30. Большая часть делегации идет в Кафоликон – это греческая церковь в Храме Воскресения Христова, а руководящая часть делегации будет располагаться на греческой стороне возле Кувуклии. Ждем схождения Благодатного огня, а затем стараемся оперативно выйти из Храма, чтобы как можно скорее доставить Благодатный Огонь в Храм Христа Спасителя.