Как в наши дни, когда тело и его потребности в особом почете, уберечь ребенка от чревоугодия? Как научить его простому отношению к еде? О чревообъядении, сладкоядении и гортанобесии в детском возрасте – в нашем материале.
Старец Амвросий Оптинский говорил: “В настоящее время, кажется, более, чем когда-нибудь, желающие благочестно жити окружены всякими неудобствами и затруднениями”. Слова эти сказаны в 19 веке, который многим из нас представляется благодатным временем для православия. Но если уже и в ту эпоху существовали трудности для людей, живущих в православных традициях, то что говорить о сегодняшнем времени, полном куда более серьезных искушений?
Наверное, не ошибусь, если скажу, что наиболее уязвимыми оказываемся мы сейчас для низшей человеческой страсти – чревоугодия. Она рождается из естественных потребностей тела и зачастую называется “сластолюбием”, то есть любовью человека к чувственным наслаждениям.
Жизнь для пищи
“Объядение, пьянство, нехранение и разрешение постов, тайноядение, лакомство, вообще нарушение воздержания. Неправильное и излишнее любление плоти, ее живота и покоя, из чего составляется самолюбие, от которого нехранение верности к Богу, Церкви, добродетели и людям”. Такую характеристику дает святитель Игнатий Брянчанинов чревоугодию или, как он его называет, чревообъядению.
“Не жизнь для пищи, но пища для жизни дарована от начала, а мы как будто для ядения пришли в мир, так все проживаем на это”, –
– писал об этом общечеловеческом пороке Иоанн Златоуст.
Ни для кого не секрет, что современные люди – особо искушаются чревоугодием. Я бы даже сказала, нам от него никуда не деться. Продукты доступны как никогда. Они стали привлекательнее – упаковка, улучшители вкуса, подсластители. Большой вклад вносит реклама – симпатичные, благополучные, позитивные люди говорят о пользе и хорошем вкусе продуктов, аппетитно едят их в кадре, вызывая подсознательное желание купить и попробовать такое же. Визуализация процесса еды безусловно оставляет впечатление в умах и душах. Особенно в детских.
Игнатий Брянчанинов, который жил задолго до появления рекламы, телевидения и интернета, писал: «Способность принимать впечатления особенно сильно действует в детях и молодых людях”. И прибавляет: “Этой способностью, хотя и большей, но ограниченной, по ограниченности всех свойств человека, надо пользоваться весьма благоразумно и осторожно…”.
Вместе со своей дочкой я пересмотрела немало мультфильмов. И могу сказать, что в тех, которые созданы сравнительно недавно, прослеживается одна характерная особенность – много места уделяется питанию, еде, рассуждению о том, кто и что любит. Тепло, мило, иногда иронично, но всегда с пониманием показываются гастрономические предпочтения героев. Как-то незаметно подчеркивается, что любой персонаж имеет полное право любить тот или иной продукт и наслаждаться им. Детей будто сознательно готовят к “правильному” взгляду на чревоугодию. Оно оправдано, сравнительно безобидно и есть одно из главных законных человеческих удовольствий.
Особенно удивителен для меня мультсериал “Shopkins” (“Шопкинс”). Действие разворачивается в супермаркете, где разные товары (в основном продукты питания) общаются, дружат, веселятся. Очень подробно показано устройство супермаркета, обыграны свойства товаров, которые имеют характеры и ведут себя как мы. Все эти йогурты, пончики, булочки, чипсы, сыры и т.д., имеют симпатичные, очаровательные мордочки. Истории, которые происходят с ними – просты и примитивны. И поскольку нас с детства учили видеть смысл во всех произведениях искусства, к которым мультипликация тоже относится, напрашиваются вопрос: о чем этот мультфильм? О том, как устроен супермаркет? О том, какая милая и смешная эта еда? Если мультфильм действительно об этом, то не служит ли он доказательством того, что из детей сознательно и целенаправленно растят грамотных потребителей?
Кто не лакомится, тот в скафандре
Из святоотеческой литературы мы знаем, что есть два основных вида чревоугодия: чревобесие и гортанобесие. Чревобесием называется желание есть как можно больше. Это обыкновенное обжорство, когда важно не столько качество, сколько количество съедаемой пищи. Наверное, правильно будет назвать чревобесием современную привычку к перекусу между основными приемами пищи, привычку что-то постоянно жевать, которую давно и прочно переняли наши дети.
Что касается гортанобесия, это любовь ко всяким вкусностям, лакомствам, буквально – услаждение гортани. Уверена, что не ошибусь, если скажу, что за последние двадцать-двадцать пять лет мы привыкли есть, что повкуснее. Многие ли сейчас варят утром кашу или днем суп?
Как никогда востребованы кулинарные передачи. Десятки популярных и сотни менее популярных блогов о том, как повкуснее приготовить еду, кулинарные шоу и передачи на ТВ. Создается впечатление, что все вокруг увлеклись гастрономией. Обновляются традиционные рецепты, предлагаются новые, даются советы что и в какой стране лучше попробовать. Само по себе ничего плохого, но незаметно подвигаются в сторону более важные сферы человеческой жизни, пропуская кулинарию вперед на неподобающее ей первое место. Весь мир как будто поет гимн чревоугодию! Было вкусно, но можно приготовить еще вкуснее и еще, и еще… Мы стали как та девочка из сказки про “Гусей – лебедей” у которой “и сливочки не едятся”.
Потребность населения есть “повкуснее” стараются удовлетворить производители продуктов питания. Вот, например, рекламный ролик наггетсов компании “Мираторг”. Ролик рассчитан на семейную аудиторию. В стихотворной форме, с мягким юмором, “уютно” и “по-домашнему” рассказывается о наггетсах, которые делаются и для детей заботливых, и для детей с хорошим аппетитом и даже для детей, которых “мамы растят на особой планете”. Не трудно догадаться, что дети “с другой планеты”, это те, кого мамы кормят полезной, невкусной и конечно же исключительно овощной пищей. В кадре несчастное дитя открывает свой скафандр и с радостью поглощает полуфабрикаты, оставляя овощи в сторонке.
Как-то незаметно большинство современных детей получило ежедневный доступ к лакомствам. Детские “вкусняшки” в магазине всегда на самом виду. Стойки с шоколадками, чупа-чупсами и т.д. – у каждой кассы. Мимо не пройдешь. Бери – не хочу! А дети хотят. И мамам, бывает, приходится проявлять чудеса дипломатии, чтобы не покупать разной пищевой ерунды.
Когда дочке было четыре года, мы часто заходили в продуктовый магазин у дома, где подобных лакомств было сверх нормы. Время от времени она просила меня что-нибудь там купить. Я отказывала: “это – плохо”, “а это – вредно”. Как-то раз дочка поставила меня своим вопросом в тупик: “Это правда вредное?”. “Да”. “Раз оно вредное, зачем его тогда продают? Почему его тогда другие покупают?” И правда, почему? Ведь все же хоть раз слышали, что это вредно. Особенно – детям.
Да, дома можно приучить ребенка питаться просто и правильно. Но потом он пойдет в детский сад, школу и увидит совсем другое отношение к еде. Как научить ребенка не ставить еду на одно из главных мест в жизни, когда всё и все просто вопиют об обратном? Если верить СМИ, в Европе и США за попытку упорядочить питание в семье, можно и без ребенка остаться. Наши соцслужбы тоже могут забрать ребенка из семьи, если обнаружат в холодильнике прокисший суп или не найдут там молока.
Основной инстинкт
“Бог мне свидетель, я скорее украду или убью, но не буду голодать”, – клянется Скарлетт О’Хара из романа “Унесенные ветром”. Боязнь голода, страх,что настанет такое время, когда на еду не хватит денег, – это тоже такая форма чревоугодия, которая живет во многих людях и особенно сильна в старшем поколении. Не будем говорить, насколько эти опасения обоснованы, но уж сильно преувеличены – это точно. У большинства озабоченных воображаемым грядущим голодом людей, есть родные, которые в экстремальной ситуации не дадут им пропасть.
Архитипична ситуация, когда бабушки стремятся докормить своих “голодных” внуков или возмущаются, что ребенка плохо (точнее недостаточно разнообразно и обильно) кормят дома родители. Желание поесть – свято! Помню, с каким откровенным непониманием смотрели на меня мои мама и папа, которые в целом стараются придерживаться православия, когда я приучала свою восьмилетнюю дочку к посту перед причастием.
Прививка от чревоугодия
Как уберечь ребенка от чревоугодия, если все мы от него так или иначе страдаем? О нездоровом стиле питания современного человека постоянно говорят и пишут медики, но они не берут в расчет духовные корни проблемы. Между тем, многих ли вы видели людей, которые после диет, смогли бы удерживать сброшенный вес хотя бы лет пять? Может для обуздания своих аппетитов, нужен не просто отказ от приема тех или иных продуктов, но изменение состояния своего духа?
Святые отцы недаром называли чревоугодие большей среди всех страстей. Иоанн Лествичник в главе с ироничным названием “О любезном для всех и лукавом владык – чреве” говорит, что тот, кто считает, что победил чревоугодие, – глубоко ошибается. Слишком основательно сидит оно в человеческой природе. “Чудно было бы, если бы кто-нибудь прежде сошествия своего в гроб освободился от сей страсти”.
Заставляя каждую страсть говорить, откуда она берется, Авва Иоанн говорит как бы от имени чревоугодия: “Дверь, которой я вхожу, есть свойство снедей, а причина моей ненасытности привычка, основание же моей страсти – долговременный навык, бесчувствие души и забвение смерти”.
В святоотеческом опыте накоплено достаточно рецептов борьбы с чревоугодием. Основной инструмент борьбы – это пост. Один из основных принципов – умеренность. Иоанн Кассиан Римлянин писал, что касательно воздержания в пище не может быть установлено одно для всех правило. “Потому что не у всех тел одинакова крепость, добродетель же сия соблюдается не одною силою души, но должна соразмеряться и с силою тела”. Он подчеркивает, что “не для всех также питательны овощи, или зелья, или сухой хлеб. Еще – иному для насыщения нужно два фунта, а другой чувствует тяжесть, если съест фунт или полфунта”.
Но, какую бы меру себе человек не выбрал, главное не вдаваться в пресыщение. Поэтому прекращать есть необходимо еще до того, как наступило чувство сытости.
Для человека, желающего держать в узде страсть чревоугодия, имеет значение и состав пищи. Об этом писал Иоанн Лествичник, давая советы монахам, которые подходят нам и нашим детям: “Отсечем прежде всего утучняющую пищу, потом разжигающую, а после и услаждающую. Если можно, давай чреву твоему пищу достаточную и удобоваримую, чтобы насыщением отделываться от его ненасытной алчности…”. То есть лучше есть простую пищу в достаточном количестве, чем рафинированную – в небольшом.
Интересный способ обуздания аппетита дает авва Дорофей. В одной из глав “Душеполезных поучений”, книги, которую Игнатий Брянчанинов советовал одной молодой матери взять как настольную для воспитания дочери, авва Дорофей помогает молодому монаху, своему ученику Досифею, перейти к умеренному питанию. Досифей вырос в богатой семье и не привык отказывать себе в пище. За обедом он мог съедать больше килограмма хлеба. Авва Дорофей понемногу уменьшал его порции и ждал в течении недели и больше, пока он привыкнет к такому количеств пищи. Затем снова немного сокращал порцию, и так, постепенно, без большого насилия над желудком, добился того, что послушник стал упореблять небольшое количество еды.
В общем и целом, святые отцы советуют в питании держаться золотой середины: не совершая аскетических подвигов, к которым мы неспособны, не переходить на хлеб и воду, выбирать продукты подходящие именно тебе, и порции подходящие именно тебе, прекращать есть до насыщения, избегать слишком вкусной еды. И, самое главное, они говорят, что если будешь стараться удерживать себя от излишеств в пище, то Господь сам начнет тебе помогать.
Комментирует психолог Галина Петкау: Преподобный Серафим Саровский говорил: “Только досыта ничего не вкушай, оставляй место Святому Духу”. В Священном писании написано, что у нас три врага: дьявол, мир и плоть. Плотское – это чревообъядение, сладкоядение. Человек хочет чего-то особенного и сам себе угодить не может. Это бывает абсолютно у каждого, независимо от пола и возраста.
Все мы от плоти подвергаемся искушениям. И с этими искушениями, в частности, со страстью чревоугодия, приходится бороться всегда. Если человек злоупотребляет едой, его дух – падает. Бывает, в жизни человека наступает момент, когда он сам себе говорит: все, я справился с этим грехом, я победил его. Это самообман, который в православии называют прелестью. Это означает, что человек возомнил о себе, что он стал чуть выше, чем был раньше. Он думает, завтра у меня уже все будет хорошо, но на следующий день впадает в еще более сильное искушение и срывается. Поэтому нужно всегда быть на страже.
Вообще, это относится к любому греху, не обязательно к чревоугодию. Если человек уже достаточно зрелый, ему понадобится больше времени, благоразумия, терпения и настойчивости, чтобы очиститься от страсти, которая в нем укоренилась. Но не стоит забывать, что капля камень точит, что благодаря направленным усилиям, непременно будут происходить сдвиги, пусть и медленные. Другое дело, что кто-то борясь с чревоугодием, просить помощи у Бога и получает ее, а кто-то не приемлет этот путь и надеется только на свои силы.