Накануне каждого празднования гражданского Новолетия в России среди православных вспыхивают бурные дискуссии: отмечать ли Новый год? И если да – то как? Предложим свои рассуждения на счет происхождения праздника Новый год и его проведении для христианина.

Новолетие – Индикт. Был ли Новый год на Руси?

В форме, даже отдаленно напоминающую современную – нет.

Церковно-государственный чин Новолетия (Индикт) зафиксирован лишь в XVII веке, был официальным мероприятием и праздновался 1 сентября по старому стилю. Мы и сегодня можем наблюдать в Русской Православной Церкви молитвенные торжества по случаю начала нового года в сентябре. Но эти празднества проходят по-церковному сдержано и спокойно. Проводится богослужение, трапеза после нее… и все.

индикт
Миротворный круг (схема Зелинского)

Среди верующих, ни в XVII веке, и ни в наши дни Новолетие не имеет популярности как массовое народное торжество и, в лучшем случае, отмечается походом на богослужение и скромной символической трапезой в кругу семьи.

Один из сподвижников Ивана Грозного, а позже – перебежчик в стан литовцев во время войны, князь Андрей Курбский вел активную переписку. Сохранилось письмо, в котором он довольно резко отозвался на поздравление его с новым годом: «Как ты мог меня в своем письме поздравить с наступлением нового года? Это мерзко, это язычество, и это совершенно недостойно православного человека. Лучше бы ты меня с Рождеством поздравил».

Курбский, предатель, укрывшийся в «латинской» стране, оставался православным христианином и довольно резко реагировал на чужеродную традицию. А поздравляли опального князя как раз в рамках уже сложившегося во второй половине XVI века европейского обычая.

А как праздник и новогодняя елка появились в Европе?

отмечать ли новый год
Двуликий Янус

В 46 году до нашей эры римский император Юлий Цезарь установил 1 января дату празднования в честь бога Янус. Янус считался покровителем всех начинаний, соответственно, и первый месяц года – январь – начинался с поклонений и просьб к божеству. Чтоб новый год был хорошим, принес радость, сбылись все желания и прочее. Совсем как сегодня.

В средневековой традиции елки появились как отголосок языческого прошлого. Точных сведений, как уже крещеные европейцы смогли обосновать себе сохранение этого атрибута в домах, да еще и на Рождество – нет. Существует предание о проповеди святого Бонифация, который в VIII веке низверг дерево-идол одного из языческих племен. Вместе с деревом буквально рухнула вся посадка, кроме одной маленькой елочки. Бонифаций сильно удивился и нарек его деревом Христа. Красивая легенда, но не имеющая никаких основательных подтверждений.

И подробных данных о праздновании Нового года в Европе также нет. Есть мнение, что распространение массовых гуляний стало явлением эпохи реформации. Рига и Таллин до сих пор спорят, кто же раньше (речь о периоде примерно 600 лет назад) водил на городской площади хоровод вокруг украшенной елки с последующим сожжением.

Новый год в России

отмечать ли новый год
Почтовая марка СССР

К концу XVII века Новогодний праздник закрепился на Западе и, видимо, очень понравился Петру I. Вернувшись в Россию, император нисколько не сомневаясь, издает указ о том, что теперь начало Новолетия необходимо отмечать с 1 января, а не сентября. Правитель призывал устанаваливать повсеместно елки, наряжать их, устраивать фейерверки (палить из пищалей), 1 января собираться для гуляний на площадях. В храмах самодержец призвал совершать специальные богослужения на начало нового года.

Народ скептически отнесся к очередной европеизированной затее правителя, и после смерти Петра I елки, например, из домов людей и с площадей исчезли. Это весьма показательно, ведь все еще довольно традиционное русское общество, в том числе и в правящей элите, воспринимало елку как сакральный символ. Символ смерти.

В 196 году, кстати, елка оказалась вне закона: на фоне войны с Германией Священный Синод выступил с обращением к народу о необходимости отказаться от «вражеских символов» и елки на Новый год не ставить.

Новогодний праздник в СССР

Советская власть строила «свой, новый мир», что требовало и отличного от прошлой, христианской эпохи, календаря праздников. Отмечать Новый год отныне стали за неделю до Рождества Христова, а один из главных православных праздников оказался вне закона. Большевики пытались произвести некую подмену в сознании людей, привыкших в январе к целой череде знаменательных дат. В итоге Новый год в Советском Союзе стал важнейшим праздником наряду с 7 ноября, 1 и 9 мая.

Праздник, в общем, получился довольно добрым и безобидным. Он объединял за праздничным столом всю семью, люди дарили друг другу подарки и желали в предстоящем году только хорошего.

отмечать ли новый год
Новогодняя елка в Кремле, СССР

В советское время Новый год не сопровождался длительными выходными, и даже в 31 декабря был рабочим днем, после которого трудящиеся оперативно возвращались домой для подготовки праздничного стола. День перерыва – и 2 января страна вновь трудилась.

По верующим Новый год был, в некотором смысле, ударом. И вообще ударом по всему христианскому сознанию народа. Шел пост, ровно неделя оставалась до Рождества Христова. Тишина и покой были куда важнее и предпочтительнее шумных застолий и кооперативов. Проблема никуда не ушла и в наши дни.

Новый религиозный культ

Человеку нужен праздник. Весь вопрос всегда упирается в особенности его проведения. Какое торжество можно назвать более массовым на планете, чем Новый год? Чемпионат мира по футболу? Вряд ли. А Новый год – да. Это некий символ единства современного человечества. Торжество происходит ночью. Есть сакральное время – полночь. Стол – как объединяющая трапеза. Елка – как символ. Телевизор – как предмет ощущения связи с миром. Ожидание полуночи сопровождается загадыванием желаний. В чем-то напоминает христианскую молитву, правда, без адресата. После полуночи, конечно, ничего не происходит, кроме символического выражения радости у людей. Наступил Новый год. И все.

«Новый год» объединяет людей, но это – не Христос. Да, люди светские и инославные вольны жить так, как они того хотят.

Как относятся к празднику верующие христиане?

Вся беда новогодних праздников – это около двух недель испытаний для христианина. Корпоративы, детские утренники и школьные елки, походы за подарками в огромные магазины среди массы подобных и почему-то зачастую недовольных людей. Сама новогодняя ночь сопровождается бесчинными криками, пьянством, салютом или еще чем похуже. Вроде, христианин в этом не участвует, но все же.

Главный вопрос празднование нового года – это его сакральные символы и, конечно, празднование в ночное время.

Какие дни у верующего человека достойны траты сил от часов, предназначенных для сна, как празднование Нового года? Рождество и Пасха. Возможно, по местам ночной службы удостаиваются престольные праздники храмов. В монастырях так вообще вне зависимости от времени года ночные богослужения совершаются каждые сутки.

отмечать ли новый год

Появилась традиция совершения ночных Литургий на новый год. Но почему данный праздник, в связи с вышеперечисленным, вдруг получил достоинство ночных богослужений? Некоторые называют это альтернативой. Но ведь можно совершить вечером всенощное бдение, утром – Литургию, после отслужить молебен на начало нового года или благодарения за прожитый.

Если верующему тяжело не поддаться соблазну отмечать новый год, почему бы не ввести практику соборного чтения Псалтыри? Очень сдержанно, молитвенно и покаянно. Те христиане, которые спокойно относятся к празднованию нового года, вполне могут просто лечь спать или же посвятить часть ночи молитве. Есть обычные часы бодрствования, в них можно и в семейном кругу устроить застолье, подарить друг другу подарки и насладиться общением с близкими.

Архитекторы глобалистского религиозного проекта «Нью-Эйдж» если еще не взяли Новый год на заметку, то обязательно используют его как один из главных праздников новой мировой веры. Человеку ведь нужен культ. Так устроен он в своей материальной сущности.

Поэтому православные христиане молятся Богу, устраивая торжественные богослужения с глубоким символизмом и хранящимися на протяжении веков обрядами. Обрядами, посвященными Богу, а не сомнительным духовным субстанциям.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нравится наш портал?x

Проект «ЕлицыМедиа» существует исключительно на пожертвования читателей.
Если Вам нравится то, что мы делаем, Вы можете поддержать нашу работу, перечислив любую посильную сумму.

Помочь проекту