Январь в жизни Православной Церкви богат на знаменательные события. Пост оканчивается великим праздником Рождества Христова, за ним следует обрезание Господне и любимое в народе Крещение Господне. Последнее событие обыватель привык отождествлять с набором крещенской воды в храме и массовыми купаниями. О традициях праздника, истинных и ложных мы сегодня и поговорим.
События и история праздника Богоявления
Еще одно название праздника Крещения Господня, менее знакомое людям нецерковным – Богоявление. Откуда оно взялось?
О событиях праздника мы узнаем из евангельского чтения: «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды,- и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:13-17).
Несколько упреждая толкование самого отрывка, и его события, надо сказать, что святой пророк Иоанн Предтеча (Предтеча – потому что предшествовал Христу в Его проповеди Небесного Царства) крестил выходивших к нему со всей округи Иерусалима и Иудеи жителей в реке Иордан, проповедуя покаяние.
В какой-то момент креститься к пророку Иоанну пришел и Господь Иисус Христос. Зачем это понадобилось Спасителю человечества?
Богочеловек должен был первым войти в основываемое Царство, приоткрыть дверь для всего человечества. Также личное погружение Господа в купель было и шагом освящения им самого таинства. Этим шагом Он также утверждал значение для людей Иоаннова крещения.
Богоявлением праздник называется от того, что в событии его раскрыта сущность троичности Бога. Креститься пришел Сын Божий. Когда Иисус вышел из воды, Иоанн увидел Духа Божия, сходившего на Сына в виде голубя. А голос Отца с небес сказал Иоанну: «Сей есть Сын Мо возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3: -17). И таким образом, через это событие человечеству приоткрылась тайна Пресвятой Троицы.
С момента крещения начинается земное служение Иисуса Христа.
Праздновать это великое событие начали еще во II-III веках, тогда одновременно праздновали и Рождество Христово, и Крещение Господне. В нынешних датах – 7 и 19 января соответственно – эти великие христианские торжества отмечаются уже с IV века.
Богослужение праздника и крещенская вода
Службы праздника во всех православных храмах продолжаются в течение нескольких дней. Накануне служится Навечерие Богоявления (крещенский «сочельник»), 19 января – сама служба празднику, и на третий день Церковь отмечает Собор святого пророка Иоанна Предтечи. Богослужебные тексты повествуют о событиях праздника, объясняют его значение, вспоминаются и пророчества о событии.
Накануне и в день торжества совершается Великое освящение крещенской воды. Великим оно называется по значимости события праздника – освящении воды реки Иордан крещением в водах Господа. Воду, освященную на Богоявление, хранят в течение всего года и употребляют после совершения утренних молитв, кропят помещения, предметы.
Существует ошибочное мнение, что вся вода в день Крещения становится освященной (в том числе и из-под крана). Это не так. Освящается лишь та вода, над которой совершает определенные действия и молитвы священник.
Что стоит делать и чего не стоит делать на Крещение?
Богоявление – православный церковный праздник. Церковные праздники отличаются от светских. Главное событие – это торжественное, неспешное, благолепное богослужение, общая молитва христиан к Богу, воздаяние Ему почестей и разговор с Ним.
Поэтому христианам и всем крещеным людям, желающим отметить этот праздник, прежде всего, стоит стремиться посетить богослужение. Если такой возможности нет, помолиться дома о себе и о ближних, вспомнить историю праздника. Набрать крещенской воды в храме, безусловно, необходимо. Однако не стоит делать это поводом для нервного расстройства и ссор с людьми, стоящими в очереди за водой у церковной бочки.
Гадания в Крещение
Гадания, магические ритуалы, использование в них святой крещенской воды – тяжкий грех, который, в первую очередь, наносит удар по всему строю жизни человека, участвующему в нем.
Крещенские купания
В народном сознании Крещение ассоциируется, прежде всего, с купаниями в ледяной проруби. Однако, в наши дни трезвения после коммунистической эпохи, когда традиция и церковное знание восстанавливается, мы все более укрепляемся в мысли о том, что народная традиция – всего лишь традиция. И совсем нецерковная.
Вода – это святыня. Христиане с древних времен очень бережно относились ко всем своим святыням. И Крещенская вода используется при окроплении храмов, алтарей жилищ, икон, больных людей… Блюдется и некая чистота этой воды и от всякой внешней скверны и грязи. Не надо уходить в глубокое богословие, чтобы понимать всю абсурдность ситуации: после призывания благодати Святого Духа на воду в купели туда под вой, смех, крики (иногда и пьяные) врывается толпа голых людей.
Нужно отметить и опасность подобного купания для здоровья. А зачем рисковать, когда это не является следствием служения другим?
В последние годы и архиереи Русской Православной Церкви все жестче и последовательнее высказываются о данной «народной традиции». Например, митрополит Курганский и Белозерский Иосиф в этом году выпустил циркуляр, в котором не рекомендовал приходам и духовенству выступать организаторами и инициаторами «Крещенских купаний».
«Массовое купание в крещенской проруби… не является религиозным предписанием, а всего лишь… с помощью СМИ вошедшим в широкий оборот народным обычаем,… поэтому не может быть названо… «культовым мероприятием». Это, скорее, светское развлечение» – сообщил митрополит информационному агентству NEWru.com.
В прошлом году вышло резонансное видео епископа Мелекесского и Чердаклинского Диодора, на котором владыка с амвона на проповеди запретил духовенству и мирянам участвовать в купаниях.
«Смывание грехов»
Напоследок хотелось развеять миф и о «смывании грехов» посредством купания в проруби в дни Святого Богоявления. Это неправда. Чтобы «смыть» с себя грех, человеку, как существу высшего порядка, необходимо провести над собой серьезную духовную и интеллектуальную работу. Осознав ошибочность своих действий в жизни перед Богом, людьми и своей совестью, раскаявшемуся в грехах человеку следует прийти в храм Божий на исповедь. Именно там, в установленном таинстве, и случится разрешение от сковывавших душу человека уз.
Нырнуть в ледяную прорубь, чтобы «обнулить» историю своих грехов, стать новым человеком – слишком просто и служит, скорее всего, оправданием собственной лени для «проповедников» подобных идей и их адептов.
Будем же встречать праздник Богоявления в радости и благодарности за то, что Великий Господь открыл нам через святое крещение дорогу в Царство Небесное!