• Очень часто встречается различная критика, в которой фильм либо восхваляется, либо жестко критикуется. Кажется, будто для оценки этической составляющей фильма, как и эстетической, нет универсальной формулы. Однако любое произведение информационного искусства можно разложить на составляющие, и холодным умом провести его анализ.

    Источник: Чисто в лесу
    Если рассматривать кинофильм, как продукт особого рода, то можно заметить, что в отличие от книги, где восприятие образов зависит от читателя, кинофильм даёт уже готовые образы. Иначе говоря, кинофильм оставляет конкретную устойчивую картинку в сознании. И вот эти конкретные образы подводят зрителя к определённым умозаключениям, практически не давая свободы интерпретации. Значит в отличие от книги, кинематограф — это наиболее действенный способ донести мысль и повлиять на потребителя визуальной информации.
    Для наиболее взвешенной оценки кинофильма или мультипликации имеет смысл определять их информационную ценность по нескольким критериям оценки. Обобщённо я предлагаю выделить два критерия:
    1. критерий оценки материала (визуальный);
    2. критерий оценки посыла (смысловой).

    Естественно первичная оценка фильма должна быть целостной, но в случае, когда кинолента интуитивно вызывает критическое отношение, ради объективности произведение стоит проанализировать по этим отдельным каналам. При этом можно заметить, что кинолента вызывает минимум критики и нареканий среди большой массы потребителей, если оба критерии уравновешенны единой мерой, то есть гармонично дополняют друг друга.

    Материал – это технические методы создания и доработки кинематографического продукта. Настоящий уровень ремесла съёмочной команды проявляется именно здесь. Именно это определяет качество кинопродукта в нынешнем обществе потребления. В критерии «материал» есть три кита, на которых строится базовая составляющая фильма это: сценарий, подбор актёров, постановка. Кто-то может не согласиться, сказать, что имеет огромное значение музыкальное сопровождение или спецэффекты.
    Но как раз эти второстепенные составляющие входят в понятие «постановка». Фильм со слабым сценарием, пусть даже практически не имеющий глубокого смысла, боевик или фантастический «блок-бастер», провалится в восприятии зрителей, когда спадёт массовый ажиотаж премьеры. А при самом сильном сценарии и удачной постановке, плохой подбор актёров, просто не обладающих харизмой разрушит магию фильма на корню. Для того чтобы убедиться в этом, советую провести анализ пары тройки фильмов, по какой-то причине показавшейся «недопечёнными». В большинстве случаев окажется, что один из этих трёх критериев съёмочной командой был провален.
    Итак, сценарий, постановка и подбор актёров, то на что мы ориентируемся, оценивая фильм с точки зрения визуального критерия.
    Посыл – та составляющая, которая создаёт наибольшее количество споров о морали того или иного кинопродукта. Посыл — это идея, из которой возникает сценарий, которую усиливают эффекты постановки и режиссуры, которую должны чувствовать и транслировать актёры. Но интересно то, что посыл это настолько спорная часть кинофильма, что часто может показаться, будто авторы полностью понимают, какой информационный образ создают. И это не совсем так. По сути, посыл так же делится на дополнительные категории, эти категории: прямой посыл и косвенный.
    Прямой посыл — это тактический приём, созданный чтобы вызвать ту или иную реакцию у зрителя, провокация или конфликт, раздражающий те или иные чувства у большинства обывателей. Косвенный посыл — это стратегия, поведенческая матрица, которая будет формироваться у зрителей после просмотра фильма.
    Например, может быть показан неплохой фильм, в котором насильственным способом добро побеждает зло. Прямой посыл о том, что зло будет наказано, косвенный посыл, что зло можно победить только с помощью насилия.

    Главное, что следует понять то, что не всегда создатели фильма осознают, что они доносят через косвенный посыл. И это нужно иметь в виду. Для более ёмкого понимания этих критериев достаточно вспомнить вопросы для оценки произведений школьной программы: «О чём?» и «Зачем?» – первый ответ откроет нам прямой посыл фильма, второй даст косвенный.

    Очень часто режиссер, заигравшись со сценарием, не замечает, во что формируется косвенный посыл фильма. Это может быть связанно с недальновидностью режиссёра, желанием зацепить, модными тенденциями.

    Но при этом часто косвенный посыл бывает целью кинематографического произведения.
    Как это понять? Чаще всего это очевидно, такой фильм будто создан для того, чтобы создать моду, течение среди зрителей. К таким явлениям относятся молодёжные фильмы, например, где не так важен сюжет, сколько именно долговременность посыла.

    Ещё один способ выяснить намерения режиссёра — это посмотреть, насколько сильно прямой посыл отличается от косвенного. Если отличие минимально, скорее всего, косвенный посыл был целью создателей фильма, и здесь уже можно делать выводы относительно добросовестности режиссёра и команды.

    Источник: Чисто в лесу

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *