Очень часто встречается различная критика, в которой фильм либо восхваляется, либо жестко критикуется. Кажется, будто для оценки этической составляющей фильма, как и эстетической, нет универсальной формулы. Однако любое произведение информационного искусства можно разложить на составляющие, и холодным умом провести его анализ.
- критерий оценки материала (визуальный);
- критерий оценки посыла (смысловой).
Естественно первичная оценка фильма должна быть целостной, но в случае, когда кинолента интуитивно вызывает критическое отношение, ради объективности произведение стоит проанализировать по этим отдельным каналам. При этом можно заметить, что кинолента вызывает минимум критики и нареканий среди большой массы потребителей, если оба критерии уравновешенны единой мерой, то есть гармонично дополняют друг друга.
Итак, сценарий, постановка и подбор актёров, то на что мы ориентируемся, оценивая фильм с точки зрения визуального критерия.
Главное, что следует понять то, что не всегда создатели фильма осознают, что они доносят через косвенный посыл. И это нужно иметь в виду. Для более ёмкого понимания этих критериев достаточно вспомнить вопросы для оценки произведений школьной программы: «О чём?» и «Зачем?» – первый ответ откроет нам прямой посыл фильма, второй даст косвенный.
Очень часто режиссер, заигравшись со сценарием, не замечает, во что формируется косвенный посыл фильма. Это может быть связанно с недальновидностью режиссёра, желанием зацепить, модными тенденциями.
Но при этом часто косвенный посыл бывает целью кинематографического произведения.
Ещё один способ выяснить намерения режиссёра — это посмотреть, насколько сильно прямой посыл отличается от косвенного. Если отличие минимально, скорее всего, косвенный посыл был целью создателей фильма, и здесь уже можно делать выводы относительно добросовестности режиссёра и команды.