Материалисты объясняют возникновение веры в Бога фантастическим, искаженным представлением человека об окружающем мире. Однако такое предположение не выдерживает критики. Конечно, в отдельных случаях зрение, слух, обоняние могут подвести человека, но ошибка может возникнуть лишь там, где существует какое-то представление о явлении. Суждения – верные или ошибочные – о явлениях сверхестественных могут существовать лишь в том случае, если есть личный опыт переживания подобных явлений. О двух способах богопознания — в нашей статье.
Естественное богопознание
Каждый из нас восхищался восходом солнца, бескрайностью морей, красотой гор и великолепием животного мира. Мало кто способен отрицать, что во всех явлениях окружающего мира существует высшая гармония. По словам святителя Василия Великого, не познать Творца из созерцания мира – значит ничего не видеть в ясный полдень.
Гипотеза о возможности случайного, стихийного зарождения жизни подобна утверждению о том, что энциклопедический словарь возник в результате большого взрыва в типографии. Вот еще на эту тему —
вероятность того, что жизнь на земле могла возникнуть путем естественного отбора можно сравнить с вероятностью того, что торнадо, пронёсшийся по свалке, мог собрать Боинг-747 из находящихся там материалов.
Конечно, человек может составить некоторое представление о Боге через исследование окружающего мира, как через рассмотрение произведений всегда возможно нечто узнать и о самом художнике. Следовательно, возможно познание Бога через красоту, гармонию, целесообразность, растворенные в мире. В сущности, это есть не что иное, как естественная реакция человека, поскольку «вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим. 1:20).
В Священном Писании можно найти свидетельства того, что Бога можно познать через Его творения: «Мы никогда не назовем мудрецами тех, кто не может и не желает познавать Бога из творений Его», – учит преподобный Максим Исповедник.
Такой путь познания Творца через созерцание, осмысление, изучение явлений окружающего мира называется естественным богопознанием — это начальный, но далеко не самый совершенный способ богопознания.
Сверхъестественное богопознание
Философы и богословы говорят о наличии двух путей – естественного и сверхестественного богопознания. Книги Ветхого и Нового Завета наполнены живыми свидетельствами того, что Бог Сам непосредственно сообщает человеку некоторое знание о Себе. Этот способ называется познанием из Божественного Откровения.
По определению «Пространного Катихизиса», Божественное Откровение есть «то, что Сам Бог открыл человекам, дабы они могли право и спасительно веровать в Него, и достойно чтить Его».
Особое внимание следует обратить на слово «спасительно».
Божественное Откровение имеет своей конечной целью спасение человека, поэтому Бог открывает нам знание о Себе лишь в той мере, в какой это необходимо для нашего спасения.
В числе известных нам избранников Божиих праведники, чьи имена известны даже атеистам – Адам, Ной, Авраам, Моисей и все ветхозаветные пророки, проповедавшие «начатки Откровения Божия». Божественное Откровение – не однократное явление или событие, это целый процесс.
В ветхозаветные времена Бог постепенно открывал людям знание о Себе, приспосабливаясь к возможности восприятия этого знания дохристианским человечеством.
Господь Иисус Христос говорил Своим ученикам, что Он сообщил им все, что слышал от Отца (Ин. 15:15). Апостолы, проповедуя богооткровенное Христово учение, возвещали людям всю волю Божию (Деян. 20:27). Поэтому после Христа в принципе не может быть дарования новых откровений или заключения какого-то третьего завета, отличного от Завета Нового. Всякий, кто пытается нечто изменить в богооткровенном учении Господа Иисуса Христа или сделать некоторое добавление к нему, подпадает под анафему ап. Павла:
«Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8).
Публикация подготовлена по материалам «Катехизиса» прот. Олега Давыденкова