Детский терроризм – сочетание этих слов ужасает. «Будьте как дети», сказал Христос – в его время детство было олицетворением чистоты, искренности, наивности. Но сегодня дети являются в школу с оружием и крушат всё вокруг. Почти каждый месяц СМИ сообщают о проявлениях детской агрессии. От стрельбы в классе до жестокой драки. Для сегодняшних подростков авторитетов нет – они могут сцепиться с учителем, а не только с ровесником.
Согласно досье ТАСС, только за период 2017-18 г. детьми было совершено 12 вооруженных нападений в школах. Так 19 января 2018 года в школе №5 в поселке Сосновый Бор (Республика Бурятия) подросток набросился с топором на учеников и учительницу, а также попытался поджечь здание. В результате инцидента получили ранения шесть детей и учительница.
11 февраля 2017 года на уроке в школе №1 Нижнекамска 14-летний ученик выстрелил из пневматического пистолета в глаз соседа по парте. Раненый скончался в больнице.
5 сентября 2017 года в городе Ивантеевке (Московская область) 15-летний парень открыл стрельбу в классе и напал на преподавательницу с кухонным топориком. В панике три ученика выпрыгнули из окна, один из них получил перелом, а учительница – черепно-мозговую травму.
Как объясняют высокий уровень детской агрессии педагоги и психологи? Есть разные версии:
1.Милитаризация общества
В нашей стране любят бряцать оружием, даже детсадовцев выводят на парад в гимнастёрках. По телевизору разжигают негативные настроения по отношению к другим странам и народам. Дети впитывают всё это и начинают подражать взрослым дядям в камуфляже, которых считают героями.
Но я думаю, что милитаризация не наносит ущерб детской психике – в Советском Союзе был не меньший культ ВОВ, к тому же ещё и Гражданской войны и Революции. В классах висели портреты пионеров-героев, школьники играли в «зарницу», посещали начальную военную подготовку, пели песни о сражениях, но никто не приходил в школу с отцовским ружьём, чтобы пострелять одноклассников.
2. Деградация населения
Согласно европейским нормам, врачи обязаны выхаживать младенцев, рождённых до срока, во многом недоразвитых. В результате в школы приходят дети с различными дефектами, отклонениями, что создаёт нездоровую обстановку в классе. Сейчас, с одной стороны, существует тренд на обучение «особенных» детей в обычных школах. С другой, из экономии закрывают школы специализированные, что поневоле приводит учеников с отклонениями в среду нормальных детей. Толерантность. А учителя не справляются, если в одном классе сидят аутист, глухо-немой и гиперактивный ребёнок.
По-моему мнению, сторонникам такой версии нужно использовать статистику для аргументации. Ведь ни об одном из российских нападавших дотошные журналисты не сообщали, что это «особенные» дети. Хотя я тоже считаю неправильным совместное обучение здоровых и психически больных детей.
3. Влияние искусства
Современные фильмы, игры, песни формируют у детей агрессивные настроения. Супергерои на экране убивают без лишних раздумий, это становится образцом для подражания. В популярных среди молодёжи песнях действительно много мата и ненависти по отношению к миру. Бить и убивать – круто, по мнению авторов и исполнителей. И это не оправдывается высокими идеями защиты родного дома и близких, как в старых песнях о войне. А в играх дети отождествляют себя с персонажами-убийцами, их сознание сливается с такими образами, они выключают компьютер, но не выходят из образа убийцы, являясь в школу. Стираются границы между виртуальностью и реальностью.
Соглашаюсь с этой версией отчасти. В наше время тоже были популярны боевики и песни про суицид и презрение к миру – я имею в виду рок, однако, школьники не устраивали побоища в классах. Но я видела, как компьютерные игры сводили с ума взрослых людей, забывавших о семье и работе.
4. Нарушения семейного воспитания
В семьях, где растут агрессивные дети, часто случаются конфликты. Если родители ненавидят друг друга, не уважают, отец бьёт мать, ребёнок лишён правильного примера взаимоотношений с другими людьми. Дома взрослые решают проблему кулаками и матом, и подросток пытается вести себя аналогично, столкнувшись с непониманием или обидой.
С этой версией можно согласиться, но не все дети-агрессоры вырастают в неблагополучных семьях. Бывает, и отец не ушёл, не пьёт, присутствует в жизни ребёнка. Правда, в чужую семью трудно заглянуть, многие только создают иллюзию благополучия. Но, вероятно, с ребёнком мало общаются, не интересуются его настроением.
5. Непрофессионализм учителей
Для меня основная версия – непрофессионализм учителей. Обычно эту специальность выбирают те, кто хочет учиться в ВУЗе без усилий. Это не экономист, не хирург, не инженер. Качай рефераты из интернета и отрывайся в клубах. Пять лет пролетело и в школу является новый специалист. Там ему, соответственно с новыми тенденциями в образовании, приходится писать массу отчётов, а совершенствоваться времени нет. Пришёл, отбарабанил урок, получил зарплату.
Учителя-идеалисты, жертвенные и возвышенные натуры, работали во времена доперестроечные. Они любили своих подопечных и были в курсе их проблем и переживаний. Но и дисциплина была жестче. Вызов к директору пугал большинство учеников, строгий взгляд завуча останавливал драчунов.
Кто услышит детей?
Туда, где находятся друзья, никто не идёт с оружием и стремлением убивать. Значит, школу/колледж подросток-террорист воспринимает как логово монстров. Там его оскорбляют, унижают. От монстров надо защищаться. Сопротивляться насилию и унижению естественно для живого существа. Как правило, убийствам и нападениям в школах предшествует травля. Ребёнку не нужно быть глупцом, чтобы подвергаться унижениям. Травят и одаренных – потому что им завидуют. Травят приезжих – потому что чужие в этом населённом пункте.
Кто обязан разруливать негативные ситуации? Учителя, родители, участковые. На это они претендуют в светском обществе. У взрослых людей должны быть рецепты на все случаи детской жизни, но, к сожалению, это не так.
Социальная сеть ВКонтакте периодически рапортует о том, что борется с агрессивным контентом – закрывает колумбайн-сообщества. «Колумбайн» – американская школа, где в 1999 году двое подростков убили 13 человек и ранили 23 человека. Последователей этих террористов называют колумбайнерами. Но я захожу ВКонтакт и вижу десятки сообществ на тему «Хочу убить учителя» и «Хочу убить одноклассников». Не жалуют современные детки и родителей – есть сообщества «Я ненавижу своего отца» и «Я ненавижу свою мать». Мат и угрозы в адрес близких людей и учителей там в каждом сообщении.
Думаю, Контакт не закрывает такие сообщества все и сразу, поскольку боится массового исхода молодёжи в другие соцсети, а это не выгодно.
Но известно, что в таких сообществах, от своих сверстников, подросток или молодой человек доброго совета не дождётся – наоборот, его поддержат в намерениях агрессивных или суицидальных: «Ты не один такой! Нас много!»
Возможно, к таким сообществам нужно подключать психологов, которые могут дать конструктивный совет, пригласить на консультацию детей и родителей.
Удивляет и то, что старшие родственники не интересуются, в каких сообществах ищет себе компанию чадо и что там обсуждает. И только после очередной трагедии заглядывают в аккаунт ребёнка и ужасаются его рассуждениям.
Ситуации в семье и школе связаны. Дети жалуются, что мать и отец орут, таскают за волосы, а в школе учителя тоже орут и ставят двойки. Со стороны взрослых основным аргументом становится насилие – психологическое и физическое. Получается, что детей тщатся воспитывать умственно незрелые люди.
Вот типичное признание: «Не помню ни одного дня, когда мать была добра ко мне, как к дочке. Когда последний раз называла по имени, а не “Эй, мразь”. Я стараюсь, всё делаю ради неё, но она этого не замечает и только кричит, что я бесчувственная мразь, которой плевать на всех, на жизнь, на учёбу и на всё, что существует. Говорит, что для меня существует лишь интернет. Нескончаемые крики в моем доме не прекращаются. При этом она требует, чтобы я экзамены сдала на 4-5. Если я так не сдам, то всё лето она будет жестоко издеваться надо мной, моей головой, которую бесконечно бьёт, говоря, что я так поумнею. Лета у меня не будет, жизни тоже. Как только я увижу табель со своими оценками – я брошусь под машину».
В антишкольных пабликах большинство жалоб на учителей сводятся к тому, что они требуют отвечать, но не могут доходчиво объяснить тему. Даже если ребёнок сетует, что не понимает параграф, правило. Или унижают, давят, считая, что так он будет лучше учиться.
Вот ещё один типичный пост:
«Серьезно задумываюсь об этом (убить учительницу- МС), 11 класс, ЕГЭ, все такое, нервы шалят. Училка говорит, что не допустит до ЕГЭ, если не сдадим зачет по её предмету, не знаю, правда это или нет. По сути – это банальное запугивание, которое у неё неплохо получается, ведь она обладает авторитетом в классе. С другой стороны, просто не понимаю, для чего она делает это: может, не хочет портить статистику по ЕГЭ, может, просто хочет понервировать нас ещё сильнее.
Понимаю детей, которые устраивали резню в Перми, Стерлитамаке, Бурятии и т. д. Делают это, что самое интересное, не всегда выпускники, иногда это делают и в 5,6,7-х классах. А сколько суицидов из-за школы, ЕГЭ, учебы в целом? Человек просто не может смириться с тем, что его окружает и пытается убить либо других, либо себя. Я уверена, что большинство таких детей копят в себе эти мысли, обиды на учителей, гнобеж с их стороны. А если они открыто об этом заявляют, все воспринимают это не более, чем странную шутку, не зная, что творится у человека в голове.
Когда этот ЕГЭ доводит людей до самоубийства, когда парень из 11 класса приходит и начинает резать и кромсать всех в мясо, то, наверное, стоит пересмотреть все образование, ведь раньше такого не было. Никто не приходил в 1965 году, например, и не резал учителей, не выкидывал одноклассниц в окно и не поджигал школу. Это делает с людьми общество и образование, которые лишь издеваются и не замечают реальных проблем у человека.
В общем, таких учителей, как наша: какой-то тиран, который орет на детей и говорит о недопуске к ЕГЭ при несдаче зачета, хотя это, наверное, можно приравнять к банальной контрольной, надо увольнять, я считаю».
Один из таких школьников говорит, что отец считает его роботом, обязанным всё делать идеально. И действительно, создаётся впечатление бездушно-механического подхода к детям, от которых постоянно требуют соответствия идеалу в учёбе. И совершенно не интересуются, что чувствуют школьники, как они нервничают, находясь между молотом школы и наковальней семьи. А я понимаю их чувства – хотя училась хорошо, но и у меня была такая учительница. «Талантик», – цедила она после моих публикаций в местной районке и занижала оценки. И с одноклассниками случались конфликты, поскольку мы были чужими – приезжими в этом краю. Тем не менее, никаких радикальных способов отмщения мне не приходило в голову. Для меня было ясно, что это не та ситуация, которая стоит большого внимания. Школа – явление временное, каждого ждут взрослые трудности, а детские забудутся.
Сегодня дело в эгоизме не только учителей и родителей, но и самих детей. Каждый, от горшка два вершка, считает себя особенным, пупом Земли, свои страдания – исключительными, свою судьбу трагической.
Священникам – место в школе
Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы увидеть, сколько в этих ситуациях греховного, с христианской точки зрения: гордыня, отсутствие любви к ближним, памятозлобие, лицемерие, жестокость и нарушение заповеди «Не убий», как следствие.
Чтобы восстановить отношения между людьми, нужна помощь священников, поскольку психологи уже присутствуют в школах и уже бесполезны – пишут отчёты, как и учителя.
Как справлялись с детской агрессией в советские времена? Кроме строгости, было искреннее переживание учителей и родителей за подрастающее поколение. Да и религиозность сохранялась в обществе – сколько верующих бабушек, как моя, рождённых до революции, были живы и положительно влияли на атмосферу в семье.
Я за клирикализацию образования, но хочется, чтобы священники пришли в классы не по обязанности, а чувствуя духовную потребность помочь детям. При школах нужно строить часовни, где совершались бы в праздничные дни службы и исповеди. Детей нужно научить осознавать свои тёмные помышления, раскаиваться в них.
Священники могли бы стать связующим звеном между родителями, учителями, учениками, чтобы все делились с пастырями своими переживаниями и следовали советам.
Есть тюремное служение, но нет школьного служения. Почему Церковь начинает заниматься молодыми людьми уже после того, как они угодили на нары? Потому что власть предержащие не допускают Церковь к школьникам для профилактики преступлений.
Да, сегодня священник может прийти в школу раз в полугодие для одной лекции – дети на него посмотрят, как на диковинку, и никого он не спасёт и не поддержит за эти полчаса.
А тем временем родители организуют свои сообщества: «Я против уроков религии в школе!». Вот пишет некая Софья:
«Не надо детям забивать голову, достаточно уроков литературы и истории, там и развивайте нравственность. Во внедрении религии в школу, а у нас церковь отделена от государства, вижу экстремизм и очень нехорошие тенденции для общества в целом на будущее. Попытка в очередной раз за столетие загадить русским людям мозги».
И никто не пошлёт эту Софью в детские сообщества «Ненавижу мать» и «Убить учителя» – поискать там её ребёнка…
Сегодня в среде христианских активистов развито пролайферское движение. Это, как и в случае с тюремным служением, борьба с последствиями неправильного воспитания. Думаю, важнее бороться за экспансию Церкви в сферу образования.
Закон Божий – так и должен называться предмет, а не толерантные «Основы мировых религий». Православию в стране, где к нему причисляют себя 70-80% населения, нужно отдать приоритет. Но если в регионе большинство мусульмане или буддисты, они могут изучать свою религию. Главное, чтобы с её помощью утверждались идеалы гуманизма.
Все люди унаследовали падшую природу, и она начинает рано проявлять себя, если ребёнка окружает атмосфера греха. Падшей природе противостоит благодать, которую христиане призывают на помощь молитвами и покаянием. Но и вере нужно учить. Зло в детском детском сердце набирает силу, если там гаснет Божья искра.