Почему для русских Троица это больше чем Праздник? Это не только День Любви, но и день Победы. Скажем откровеннее – это День России. Речь про преподобного Сергия Радонежского и его преемника Никона, про страшные 14 и 15 века, когда от русских должно было остаться только поле клевера да головешки церквей.
Это сегодня некоторые историки говорят–- что татаро-монголы были не против православной веры и к русским-де относились без претензий. Платите и молитесь кому хотите. Но все иначе – русских убивали, жгли монастыри и города, князей стравляли друг с другом.
Это сегодня нам говорят про внешнее давление и войну элит внутри. Но все что происходит сегодня по сравнению с тем, что было тогда – детская репродукция батальных полотен из Третьяковки. Никогда до и никогда после Русь не была так близка к исчезновению. С Востока и Запада шли орды убивать и полонить, шли убивать друг друга и наши князья. Город на город, брат на брата.
Спасти нас всех тогда могло только чудо.
Троица как Смысл
Спасение пришло из самого ее сердца – из Ростова. Имя этому чуду сегодня знает любой православный. Преподобный Сергий Радонежский, игумен земли русской. Его главная заслуга – он объединяет всех на борьбу с врагами и первым формулирует русскую национальную идею: «Воззрением на Святую Троицу побеждай ненавистную рознь мира сего».
То есть “жизнь по Троице” как спасение от всех угроз и мост в светлое будущее. Троица — образ Любви, символ неразрывного союза Божественных Лиц — Отца, Сына и Святого Духа, Которые таинственно общаются и совещаются между Собой. На этой гармонии стоит весь мир, на этой гармонии было суждено выстоять России. Если совсем просто, то – любите, братья, друг друга, живите едино и мирно, и Дух Святой не покинет вас.
Но сформулировать мало, надо сделать так, чтобы услышали. Преподобный Сергий с братией (а вокруг него довольно быстро собралось множество подвижников) пишут иконы, переписывают книги; рассылают их по удельным княжествам. Вслед за духовными посланиями игумен едет сам. И убеждает – только в единстве наша сила. Только так победим.
А еще святой строит Троицкий собор – первый в Восточной Руси. Чтобы символ объединения был перед глазами. Строит своими руками. Это первый деревянный храм быстро вырастающей Троицкой обители (сегодня Свято-Троицкая Сергиева Лавра). Уже после смерти преподобного его преемник Никон Радонежский облекает церковь в камень и заказывает Андрею Рублеву отразить национальную идею в красках. Так появляется знаменитая “Троица”. Шедевр. Главный русский образ. Символ Любви и Победы. Это про него Флоренский скажет: «Если есть Троица, значит есть Бог». И в этих словах замыкаются все смыслы: Троица – Россия – Бог.
Троица как Образ
В чем промыслительность рублевского образа? Первое – как правильно отмечают богословы 20 и 21 веков – у иконы не один автор, а три – сам иконописец, преподобный Никон Радонежский, который благословляет Рублева на работу и, конечно, основатель Троицкой обители – Рублев творил в «память и похвалу преподобного Сергия». То есть, сам образ – соборное произведение.
Второй важный момент, о нем говорит один из крупных специалистов по христианской культуре Ирина Языкова: «Просто посмотрите на икону: сидят три Ангела. Они занимают три стороны четырехугольного престола, но четвертая сторона свободна… Если продлить линии подножия престола, то они сходятся там, где стоит человек. А внутри самой иконы эти линии расходятся, открывая перед нашими глазами вечность».
Что это значит? Ряд других специалистов утверждают – образ этот не случайно появился именно на Руси, и именно тогда, когда уже мало кто сомневался в правильности слов преподобного Сергия. Русь уже покаялась, она пошла к Богу уверенными шагами, а значит
«четвертый герой» рублевского образа – сама страна, хранимая Троицей.
Не случайно икона «раскрылась» вновь, когда Россия стала отворачиваться от Бога.
1904 год. Известный реставратор Василий Гурьянов приступает к реставрации мирового шедевра – «Троицы» Андрея Рублева. К этому времени уже никто не знал, как выглядели оригинальные цвета иконы, она потемнела от олифы – многократных попыток поновления. Гурьянов придумал как убрать темный слой. И вдруг от иконы полился пронзительный голубой свет, такого цвета до этого не знали, то был словно свет из иной жизни. Свет вечности. Маяк. На который, увы, в 20-ом веке никто не пошел.
В Средние века рай был ближе к людям и потому знаки и символы, и всю глубину рублевской «Троицы» люди поняли верно. Икона стала духовным фундаментом возрожденной из пепла Руси.
Троица как Победа
Один из главных столпов возрождения – победа на Куликовом поле (1380 год).
То был урок истории – не отходите от Бога, самостоятельно с темной силой вы не справитесь. Взыграла гордыня и эгоизм, веры больше стало на словах чем в делах – глядь, у ворот сильнейшая армия мира, иго. В 20-ом веке случилось подобное – захотели построить рай на земле без Церкви, поубивали своих же для этой цели, и враг тут как тут. Быстро вспомнили тогда о Боге. Это в плохом советском кино солдаты кричат перед боем «За Сталина», на деле же – и об этом говорили ветераны – люди крестились. Даже те, кто был до окопов атеистом.
Вот и перед Куликовской битвой как никогда люди уповали на Бога, на Троицу. Не прошло даром для Руси подвижничество преподобного Сергия. Боялись непобедимого врага? Да. Понимали, что если проиграют, поднять голову Русь вряд ли сможет? Понимали. И первый, кто боялся и все понимал был Дмитрий Донской. Но он потому и стал святым благоверным князем, что не забыл – Вера и Любовь, вот невероятная сила.
Князь пешком идет из Москвы к преподобному Сергию, в Троицкий храм, за благословением. Не только для себя, но и для всей рати. Сергий укрепляет молитвой князя и отправляет с ним двух своих иноков. Это Пересвет и Ослябя. Оба они оказались нужны в ключевых моментах сражения.
Впрочем «сражение» это не самое подходящее слово. Куда ближе «битва». Но и оно не передает всего того, что происходила тогда на Куликовом поле. Там зарождалась новая цивилизация. Лев Гумилев об этом скажет так: «На Куликово поле пошли рати москвичей, владимирцев, суздальцев и т. д., а вернулась рать русских, отправившихся жить в Москву, Владимир, Суздаль и т. д. Это было началом осознания ими себя как единой целостности – России».
Мы выиграли. Именно «мы». Татары получили жесткий отпор, князья стали активнее сплачиваться вокруг Москвы, Русь впервые за долгое время расправила крылья, а в основании этого полета стояла Троица, тот самый деревянный Троицкий храм Сергия Радонежского.
Неспроста именно в конце 14 века в России установили праздник Троицы. Как День Русской Победы.
Троица как Спасение
Еще не раз Троица через Троицкий собор и Троицкую обитель Изливала на Россию свой тайный свет. Не раз в месте, где русские обрели смысл – Россия получала спасение. Уже упомянутый нами Флоренский писал,
«лавра есть лицо России, образ России, первоявление России». И: «Лавра – это мы, более чем мы сами».
Возьмем времена Смуты. Снова страна оказалась захвачена иноземцами, последним стратегическим бастионом для интервентов оставался Троицкий монастырь. Самозванец Лжедмитрий II, уверенный в быстрой победе, двинул на обитель свои многотысячные войска. Горожане вместе с монахами заперлись в святых стенах. Началась изнурительная бесчеловечная осада, растянувшаяся на 16 месяцев. Все это время ценой своих жизней защитники спасали древние стены и всю Россию. Прорвись поляки в монастырь – с православием было бы покончено, к тому же в Москву не смогли бы пройти ополченцы, чей путь лежал через Сергиев Посад. О том жесточайшем противостоянии сегодня рассказывают изразцы храма Зосимы и Савватия, что на территории Лавры. Это еще один памятник еще одной нашей победы.
С тех пор все цари перед каждым сражением, перед каждым важным делом приезжали в Лавру, поклониться мощам преподобного Сергия Радонежского, помолиться Троицы и главной святыне русского воинства – иконе «Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию».
Но что там цари. В Троицкий монастырь шли простые богомольцы. Чаще всего – пешком, из Москвы. Дорога называлась «святой» и до революции была главным паломническим путем русских.
… 20 век, пропустивший нашу страну через самые жестокие испытания, тоже привел Россию к Троице. Уже во второй половине века Свято-Троицая Сергиева лавра стала самый посещаемым монастырем страны. Разоренная, но не сломленная она уже после Великой Отечественной войны активно возрождается сама и возрождает веру в стране «победившего атеизма». Братия Лавры, как когда-то ученики преподобного Сергия, начинает издавать и распространять духовные книги, иконы… Готовить Русь ко «второму крещению».
… Сегодня Свято-Троицкая Сергиева Лавра продолжает оставаться центром паломничества. Тысячи людей ежедневно приходят поклониться преподобному Сергию Радонежскому. Многие по молитвам получают исцеления, обретают смысл. Много примеров, когда люди после соприкосновения со святынями, больше не могут жить вдали от них и селятся, как при преподобном, вокруг обители. Та самая необыкновенная неописуемая сила Любви по-прежнему притягивает и спасает.
И, конечно, Лавра в День Троицы из года в год становится главным центром торжеств. И как прежде отсюда несется по городам и странам великая русская проповедь: «Воззрением на Святую Троицу побеждай ненавистную рознь мира сего».