Гиперконсерваторы считают глобальную сеть «бесовским» изобретением человечества и призывают максимально дистанцироваться от ее использования. Для людей «научно-технического прогресса» Церковь видится сообществом довольно архаичным, а значит, в глобальной сети не нужным. И та, и другая позиция, на наш скромный взгляд не является верной. Русская православная церковь и ряд православных сообществ активно осваивают интернет-просторы. Мы попробуем развенчать 5 мифов о Церкви и интернете.
Миф 1: Проповедь Христа нельзя вести в интернете
Благую весть нужно нести всюду, куда это возможно. И мы, Церковь Христова, безусловно, будем продолжать это делать. В том числе и в сети Интернет.
Накануне вознесения Господь заповедовал своим ученикам:
«Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16:15).
В древнем мире для этого использовалось не только живое слово. Книги, одежда, архитектура… Все пронизывалось Божественной вестью. Интернет позволяет читать проповеди. Слушать записи проповедей. Смотреть проповеди популярных священнослужителей! Интернет может стать и местом обращения. В моей памяти свежи воспоминания о том, как американец принял Православие, познакомившись с ним в сети. Он читал, изучал, смотрел видеозаписи и проповеди. Уверовал и крестился. На мой взгляд, это довольно яркий пример пользы проповеди в сети.
Информационное общество живет в сети. Информация является продуктом потребления человечества. А значит, Церковь просто обязана и эту сферу человеческой жизни просвещать Светом Христовым.
Представьте на миг, берете вы утром смартфон, открываете окно браузера, а там… Нет ни слова о Боге. В таком случае я соглашусь с «гиперконсерваторами», интернет действительно в одночасье станет обителью врага рода человеческого. И многим душам будет причинен огромный вред.
Именно поэтому Церковь вместе со всем человечеством живет и в сети – облагораживая и это пространство людской жизни.
Миф 2: христианам не нужны свои СМИ, самое интересное расскажут в обычных новостях
Да-да. Там обязательно напишут о том, какой, оказывается, интересный приход со службами древнерусским чином есть в вашей епархии, сделают заметку про творчество воскресной школы и будут освещать все акции молодежного братства. А еще непременно вырежут половину (или две трети) места на сайте для отслеживания важных событий в огромном православном мире.
Верующих во Христа сегодня можно найти в любой части земного шара. Вера выходит за границы государств и этносов. Христиане задействованы во многих сферах человеческой жизни, они трудятся на благо своих приходов, нуждающихся людей, добросовестно выполняют свои обязанности на мирской работе и защищают родину с оружием в руках, добывают медали в спортивных состязаниях и участвуют в высокотехнологичных исследованиях. Вполне логично, что все это требует своей сегментированной информационной политики.
Христианские СМИ своевременно способны доносить пастве самую важную информацию. Прошел Архиерейский Собор? Вот, пожалуйста, документы и решения. Хочется обзора и экспертного мнения простым языком? По горячим следам православные журналисты «отрабатывают» насущную тему дня. Самое главное – на христианских сайтах подается не сухая констатация в стиле «решили-постановили». Любое событие освещается с церковной точки зрения, не забывая расставлять нужные акценты со ссылкой на Священное Писание и отцов Церкви. Что демонстрирует целостность подхода и в очередной раз напоминает: мы проповедуем Христа.
Не последнюю роль интернет-площадки играют в острых ситуациях «ответа вопрошающим». Исключая фильтры светских СМИ, имеющих привычку самоинтерпретации высказываний и событий, Церковь со своих медийных платформ делает нужные заявления в «первозданном виде». Разве это не высота порядочности – снять со светских журналистов нелегкое бремя «трудностей перевода»?
Церковь – это свой мир. И об этом мире кто-то должен рассказывать честно и непредвзято.
Миф 3: интернет вредит христианскому образованию
Скорее, является хорошим для него подспорьем.
Интернет позволил сделать качественный рывок в направлении доступности информации. Рядовой житель нашей страны лет 100 назад не имел возможности вот так запросто взять и добыть для себя духовную литературу (в деревенском доме – Евангелие, Псалтырь и Часослов были самым распространенным набором книг).
Сегодня без особого труда, в пару кликов, мы можем оказаться в самых разных виртуальных библиотеках России или мира. Древние тексты, само Священное Писание, Святые Отцы, исторические очерки, собрания сочинений… Не хочешь читать с экрана? Закажи за приемлемую цену любую из этих книг. Через интернет в те же пару кликов.
Да, глобальная сеть ведь не ограничивается сугубо безграничными хранилищами текстовых источников. Нет времени сидеть за чтением? Аудиокнига в помощь. К озвученным творениям, пронесенных сквозь тысячелетия, добавляются современные труды и образовательные лекции ученых мужей, старающихся говорить на языке своего времени.
А сколько полезных лекториев можно найти в том же православном Рунете? Сотни, если не тысячи. На любую тематику. Ты можешь освоить библеистику, катехизис, литургику, выучить устав и церковнославянский (и не только) язык, разобраться в иконописи, нырнуть в церковную историю, окунуться в практикум по миссионерской работе и апологетике. Информации для духовного развития – в достатке. Все, что сегодня нужно иметь для духовного образования (или самообразования) – твердое намерение и несгибаемую волю. Господь обязательно поможет. А интернет станет нужным для этого инструментом.
Миф 4: христианам нужно общаться только в реальной жизни
Христианам нужно общаться в реальной жизни. Безусловно. И не только.
Мессенджеры и соцсети – замечательное место для возможности быть на связи постоянно. Здесь всегда можно пообщаться, сообщить оперативную информацию, сказать доброе слово, которое кому-то может быть очень кстати именно в этот момент. Часто именно из соцсетей мы узнаем о ближайшем небольшом, но важном событии в жизни прихода/епархии. Маленькому храму нужно помочь в хозяйственном вопросе или подготовке к празднику, молодежь отправляется в паломническую поездку или на благотворительный концерт, срочно нужна помощь погорельцам или собирают деньги на подарки детям-сиротам.
Интернет сокращает время получения информации адресатами, следовательно, выступает помощником в решении задач Божьих дел.
Здорово, что социальные сети позволяют нам общаться с братьями и сестрами по вере в любом уголке земли — и в соседней епархии, и на другом континенте. Развивает кругозор, обеспечивает культурный диалог, а главное, дает радость во Христе от этого общения двух (или больше?) людей, верующих в Бога.
Православные соцсети сами по себе формируют тематическое пространство, свободное от грязи сетей публичных. Здесь люди объединяются по интересам и задачам. Пообщаться можно не просто с братом по вере, а, например, еще и с коллегой. Возникает возможность не просто разговаривать – размышлять о делах и делать их. Могут возникать профессиональные союзы с последующим коллективным трудом, образовательные и иные проекты. Все это – благодаря вовлеченности христиан в интернет.
Очень важно – иметь возможность с помощью интернета задать вопрос священнику. И может быть это как батюшка вашего прихода (которому пока вдруг, по какой-то причине, при встрече это вопрос задать вы стесняетесь), так и известный проповедник. Протоиерей Андрей Ткачев, иеромонах Макарий (Маркиш) и другие сумеют удовлетворить твой вопрос, будь ты от них хоть за тысячу километров. Возможность пообщаться со священником в сети помогает и людям нецерковным. Имея вопрос, человек всегда запросто может спросить ответ на него в сети у батюшки. Последствием маленького разговора в сети может стать и последующий визит в храм, и воцерковление. Таких случаев – более, чем достаточно.
Миф 5: реальную помощь христианин может оказать только «в реале»
Да? Наверное, вы забыли о тысячах акций по сбору средств больным на срочную операцию, нуждающимся на хлеб насущный, попавшим в трудную ситуацию на билет до дома…
Новость о том, что кому-то нужно помочь – это ведь и шанс христианину послужить ближнему. Бывает, что копейка на строительство храма, например, идет из Калининграда во Владивосток, но становится следствием найденного в сети сообщения.
У людей иногда вызывает вопросы подача виртуальных записок о здравии или упокоении. Для меня разница не совсем ясна. Ведь, как правило, поданная таким необычным образом записка направляется за самое настоящее пожертвование. Отправил список имен – у тебя его приняли и помолились. Сколько ты дал – дело твоей совести. И все. Никакой коммерции, очень «чистый» подход.
Важно отметить, что записки могут дойти и в особые, святые места. Например, к Гробу Господню в Иерусалим. Или к мироточивой иконе Божьей Матери в Москве. А может быть, в монастырь святого Пантелеимона на Афоне. А люди получат реальную молитвенную помощь. Все – благодаря коммуникации в сети интернет.
Помощь консультативного характера также оказывается в сети. Юристы, психологи, профессионалы своего дела – они доступны и на некоторых сайтах во славу Божию отвечают на вопросы, помогая людям. Выше уже говорилось и о священниках, их духовных советах и возможности пообщаться с ним онлайн. Стоит только представить, как интернет может помочь русскому человеку в нехристианской стране, вдали от православного храма, но при наличии доступа в сеть.
Рассмотрев основные мифы о Церкви и интернете, мы сделали логичный вывод:
интернет есть и будет важным инструментом служения Церкви.
Слово Божие, благую весть, проповедь Христа Его ученики просто обязаны нести по всему миру, заходя во все сферы и уголки общественной жизни. Виртуальная реальность – еще одно место, где человек может встретиться с Господом и наша задача – приложить к этому максимум усилий. Да поможет нам всем Бог.